Святитель Иннокентий, епископ Иркутский   (1731)

Святая Православная Церковь именует одного из наиболее чтимых русских святых — святителя Иннокентия, епископа Иркутского — «Светильником Церкви пресветлым, озарившим лучами доброт своих страну Сибирскую».

Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий) родился около 1682 года. По преданию его отец был священником, а предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию.

Получив дома начальное образование, Иоанн продолжил в 1695–1706 годах учебу в Киево-Печерской коллегии (с 1701 года академия). Его наставниками были ставшие впоследствии знаменитыми церковные деятели. Еще до окончания курса он принял монашеский постриг с именем в честь Иннокентия Комельского и был принят в число братии лавры. В том же году его рукоположили в диаконы, а затем в иереи.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву и назначен на должность преподавателя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 года он являлся префектом (инспектором) академии, преподавая одновременно метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии.

В 1719 году по приказу царя Петра I отца Иннокентия в числе тридцати шести самых образованных иноков, вызвали в Александро-Невский монастырь и вскоре назначили обер-иеромонахом в город Або (Турку, Финляндия). Он руководил всеми иеромонахами, окормлявшими русские военные корабли в этой части Балтики.

5 марта 1721 года в Троицком соборе Александро-Невского монастыря иеромонах Иннокентий в присутствии российского самодержца был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. В указе Синода при этом было сказано, что он рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия».

19 апреля 1721 года епископ Иннокентий вместе с двумя иеромонахами, двумя иеродиаконами, пятью певчими, поваром и двумя служителями отправился на новое место служения. До Иркутска они добирались более одиннадцати месяцев, но до места служения — Пекина — так и не доехали. Им пришлось остановиться на границе с Китаем, в городе Селенгинске, в монастыре в честь Святой Троицы. Пекинские власти отказали епископу Иннокентию в выдачи визы. Причинами этого называют неудачно составленную тобольским губернатором грамоту, где святитель неосторожно был назван «духовной особой, великим господином», интриги иезуитов при дворе китайского императора, не желавших допустить православного архиерея в Китай, а также происки одного из священнослужителей, который сам хотел стать начальником Пекинской миссии.

Епископ неоднократно обращался в Синод, докладывая о своем бедственном положении. В октябре 1721 владыка писал: «Не имам где главы приклонити: скитаюся бо, со двора во двор из дому в дом преходяще». Весной следующего года сообщал: «Со всякою покорностью извещаю, что стою на границе ни в сих, ни в тех: в Китай для означенной мной миссии не приемлют, но и писем никаких к нам сюда не пропускают. А назад без указа святого правления ступить не смею, хотя и не без нужды пребываю». Святитель и его спутники остались без каких-либо средства существования и кормились на пожертвования русских купцов. Несмотря на свое бедственное положение, епископ продолжал активную деятельность: он писал иконы, выполнял различные монастырские работы, изучал монгольский и другие языки, проповедовал христианство среди языческого населения забайкальских бурят.

Лишь в 1725 году по указу Синода епископу Иннокентию было предписано выехать в Иркутск и поселиться в монастыре в честь Вознесения Господня. В 1727 году Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении владыки на Иркутскую кафедру.

Немногим более четырех лет окормлял владыка иркутскую паству, но за этот недолгий срок ему удалось сделать очень много: были построены новые и благоукрашены существующие монастыри и храмы. Владыка предписал всем клирикам отдавать своих детей для обучения в Славяно-русскую школу при иркутском Вознесенском монастыре, действовала там и русско-монгольская школа. Преосвященный Иннокентий продолжал неутомимо трудиться над укреплением духовной жизни епархии, среди его поучений и проповедей — слова «О человеческой свободе», «О милосердии», «О духовной пользе испытаний», «Обличение пьянства и разврата». Послушать своего пастыря стекалось множество народа. Большое внимание владыка уделял просвещению христианской верой бурят и других народностей, населявших обширную Иркутскую епархию. Оказывал он содействие и Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. При этом, по странному недосмотру Сената, владыка до самой своей смерти не получал жалования и был крайне стеснен в средствах. За свои апостольские труды епископ Иннокентий удостоился от Господа дара прозорливости, чему сохранились многочисленные свидетельства.

Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа. Последнюю литургию он служил 3 октября. Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, отошел ко Господу 27 ноября (10 декабря) 1731 года и был погребен в склепе Тихвинской церкви иркутского Вознесенского монастыря.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. По молитвам к епископу Иннокентию зафиксированы чудеса и знамения, происходившие не только у его гробницы, но и в отдаленных местах Сибири. В 1800 году местные жители подали прошение епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) ходатайствовать перед Синодом об открытии мощей епископа Иннокентия и его общецерковном прославлении. Указ Синода от 1 декабря 1804 года определил: открыть мощи и установить празднование памяти святителя Иннокентия 26 ноября (9 декабря), поскольку 27 ноября (10 декабря), в день преставления святителя, совершалось чествование иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводился общегородской крестный ход в Знаменский монастырь.

24 января 1921 года отрядом красноармейцев и сотрудниками ОГПУ мощи святителя Иннокентия были вскрыты, отправлены в Москву и выставлены в музее с кощунственной табличкой «Сибирская мумия». Долгое время, более семидесяти лет, о местонахождении святыни не было достоверных сведений. В 1990 году святые мощи епископа Иннокентия были найдены в одном из подсобных помещений ярославской церкви святителя Николая Чудотворца (Николы Надеина). С 3 сентября 1990 года святыня находится в иркутском Знаменском монастыре.


Тропарь святителя Иннокентия Иркутского, глас 3-й

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.

Кондак святителя Иннокентия Иркутского, глас 4-й

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.