Великомученица Марина (Маргарита) (IV в.)

Русской Православной Церковью почитается святая Марина, которая в возрасте пятнадцати лет приняла в IV веке, во времена гонений на христиан, мученическую кончину. Перед смертью Марина молилась Господу с просьбой помиловать всех, кто будет поминать ее и читать о ее страданиях.

У восточных славян мученица Марина, ввиду близости дней памяти с пророком Илией, почиталась как защитница от огня (пожаров) и засухи, хозяйкой над змеями и целительницей от змеиных укусов и глазных болезней. От мощей святой великомученицы исцеляются бесноватые и немощные.

Святая великомученица Марина родилась в IV веке в Антиохии на территории Малой Азии. Она была дочерью языческого жреца по имени Эдесий. В раннем возрасте девочка лишилась матери, и отец отдал ее на воспитание кормилице, жившей недалеко от города. Здесь девочка выросла, и, когда ей исполнилось двенадцать лет, кормилица рассказала ей о Господе Иисусе Христе, в Которого отроковица уверовала со всем пылом юной души. Она страстно желала принять Святое Крещение, но не могла найти священника, который мог бы совершить над ней таинство. Марина надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью, пролив ее за Христа. Узнав об этом желании, отец возненавидел Марину и перестал считать своей дочерью. Девушка, как простая пастушка, стала стеречь его овец.

Однажды, когда она пасла стадо, ее случайно увидел проезжавший мимо эпарх (наместник) провинции Олимврий, жестокий гонитель христиан. Он был очарован красотой пятнадцатилетней Марины и захотел сделать ее своей женой. Во время разговора с ним девушка не скрывала, что она христианка. Надеясь уговорить Марину отречься от Христа, эпарх приказал слугам взять ее с собой в город и отдать на попечение одной богатой женщине, чтобы та убедила девушку принести жертву идолам.

На следующий день Олимврий сам попытался уговорить юную деву отречься от веры, обещая взамен почести и богатство. Но все его попытки оказались безуспешными. Тогда эпарх приказал подвергнуть ее страшным пыткам. Узнав об этом, отец не захотел заступиться за свою родную дочь. Видя истязания, которым подверглась Марина, люди плакали от жалости, а сам правитель не в состоянии вынести страшного зрелища закрыл лицо плащом. Сама же святая мученица молилась, славила Христа и с Божией помощью смогла вытерпеть всё.

После пыток девушку бросили в глубокую мрачную темницу, где она всю ночь молилась, чтобы Господь исцелил ее растерзанное тело и обновил душу Святым Крещением. В тюрьме ее ожидало новое испытание: явился бес в образе чудовища, который старался устрашить ее. Призывающей на помощь имя Христово девушке с помощью Божией удалось одолеть его. Господь также услышал молитву мученицы об исцелении: раны ее затянулись, и на следующее утро она стала вновь такой же красивой, как была до ареста.

Увидев ее, Олимврий решил, что это чудо совершили языческие боги, и вновь начал убеждать Марину принести им жертву. Святая отказалась, и пытки возобновились. Затем эпарх приказал утопить ее в сосуде (пифосе) с водой. Марина, не успевшая креститься до ареста, молилась, чтобы этот сосуд стал для нее купелью крещения.

Многие люди, наблюдавшие казнь, вдохновлялись примером мученицы, объявляли себя христианами. В ярости Олимврий приказал их всех убить. По некоторым сведениям, погибли до пятнадцати тысяч человек, а святая Марина была приговорена к усечению мечом. Для исполнения приговора воины вывели ее за стены города. Один из них, по имени Малх, не хотел причинять мученице вреда, но вынужденный исполнить приказ, отсек мученице голову и тотчас сам бросился на меч, раскаиваясь в содеянном. Голову великомученицы Марины подняли с земли ангелы и с пением понесли перед собой. Тело же святой похоронили в Антиохии.

Поклонение великомученице Марине началось практически сразу после ее смерти, но особенно широко она стала почитаться с VIII века. В Россию имя Марина пришло из Греции. Как и многие парные греческие и римские имена, имя Марина является женским вариантом мужского имени Марин, что значит «морской», соответственно, Марина — «морская». Считается, что имя Маргарита, которым называют святую в Западной Церкви, является определением ее красоты. Агиограф, описывая красоту и стать девушки, называет ее Маргаритой, от греческого слова мargar, что значит «жемчужина». Вплоть до конца XIX века имя Марина в нашей стране преобладало в монашеской среде, хотя в Древней Руси им нарекали и княжеских дочерей.

В VIII веке частица мощей святой Марины (Маргариты) была перенесена в Константинополь и до взятия города крестоносцами в 1204 году хранилась в монастыре Христа Всевидца. В 1213 году серебряный ларец-мощевик с кистью святой и надписью по-гречески «мощи святой Марины» был вывезен в Венецию, в храм ее имени, но после XVII века его следы теряются. Другая частица мощей в 908 году была привезена в Италию — в тосканскую коммуну Монтефьясконе. Святая Маргарита Антиохийская является покровительницей этого города.

Сегодня частицы мощей святой великомученицы Марины (Маргариты) хранятся во многих монастырях на Афоне, в Зугдиди (в Грузии), в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках — в ларце, привезенном с Афона в 1863 году.


Тропарь великомученицы Марины, глас 4-й

Агница Твоя, Иисусе, Марина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Марины, глас 3-й

Девства добротами преиспещренна, дево, нетленными венцы венчалася еси, Марино, кровьми же мученичества обагрена, чудесы просветившися исцелений, благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.