Преподобный Арсений Великий (449–450)

Арсений Великий — святой первых веков христианства, подвижник, пустынник, безмолвник, почитается в лике преподобных. Среди своих современников он прославился добродетельной жизнью и наставлениями о монашестве, которые были записаны его учениками. Сохранилось много изречений преподобного, пользовавшихся большой известностью в монашеском мире на Востоке и у нас в древних монастырях, ему также принадлежит толкование на Евангелие от Луки. Среди позднейших поколений святой старец запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста).

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в благочестивой христианской семье, принадлежавшей к сенаторскому сословию. Точное место его рождения неизвестно, в некоторых источниках сообщается, что он появился на свет в Риме, в других — в Трое Вавилонской (совр. Тура).

Юноша вел благочестивую и добродетельную жизнь, получил блестящее светское образование, в совершенстве владел латинским и греческим языками, но пожелал оставить занятие наукой и посвятить себя служению Богу. Он вступил в число клириков одной из римских церквей и был возведен в сан диакона.

Слава об образованности и благочестии Арсения достигла Константинополя, и правитель восточной половины Римской империи Феодосий I Великий решил поручить ему воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Арсений не желал покидать Рим и свой храм и лишь по настоянию папы Диамасия (Димаса) в возрасте двадцати девяти лет оставил церковное служение и отправился в Константинополь.

С честью встретив нового наставника, император доверил ему своих сыновей не только с целью воспитать их образованными и мудрыми, но и благочестивыми людьми. Со всей ответственностью приступил Арсений к новому послушанию, но жизнь при императорском дворе тяготила его и, мечтая о монашестве и уединении, он постоянно молил Господа указать ему путь спасения.

Однажды он услышал Голос, Который сказал, что для своего спасения Арсений должен бежать от людей. Сменив роскошную одежду на странническую, в 394 году преподобный тайно покинул дворец и сел на корабль, следовавший в Александрию. Здесь он немедленно отправился в Скитскую пустыню и, называя себя простым странником, просил принять его в обитель. Братия, увидев, что человек он непростой, отвела его прославленному старцу Иоанну Колову, который перед тем как принять Арсения в число братии, решил испытать его смирение.

Братия села за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений продолжал стоять, опустив голову вниз. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: «Ешь, если хочешь». На коленях подполз Арсений к сухарю, отошел с ним в угол и съел его там. Увидев это, старец сказал, что человек этот будет великим подвижником. Он с любовью принял смиренного Арсения в обитель и совершил постриг. Арсений стал одним из самых усердных учеников преподобного аввы и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников.

Со временем Арсений поселился вне скита, в уединенной келье, где предался аскетическим подвигам. Он выходил к монастырской братии только в праздничные дни для участия в богослужении. Один из учеников преподобного Арсения вспоминал, что когда отшельник приходил «в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский...»

Арсений Великий пребывал в постоянной молитве и труде, но не отказывал приходящим инокам в наставлениях и ответах на их вопросы. Он постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без которых невозможно достижение духовного совершенства, а оно немыслимо без непрестанного размышления над Священным Писанием, благодаря которому обретается душевное сокрушение или умиление.

Как-то один из иноков спросил старца, что ему делать, если он читает псалмы, но не понимает их значения. Авва ответил, что следует продолжить чтение, так злые духи бегут от них, не в силах терпеть могущество слова Божественных Писаний. Старец очень высоко ценил молчание, до наших дней сохранилось его поучение: «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда».

Слава о великом старце направляла к нему многих, искавших его совета и благословения, его желание безмолвия и уединения, стремление избегать людей заставляли его даже удаляться от них: он был вынужден переходить с места на место, однако его находили вновь и вновь. Еще при жизни за свои иноческие подвиги святой подвижник и безмолвник заслужил от своих современников имя Великого.

Преподобный Арсений Великий отошел ко Господу в 449 или 450 году в возрасте девяноста пяти лет. Хотя он завещал после смерти не предавать его тело земле и не воздавать никаких почестей, есть свидетельства, что мощи преподобного находились в константинопольской церкви Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной императором Романом III Аргиром в 1034 году.

О почитании преподобного Арсения Великого на Руси свидетельствуют упоминания о нем в рукописях XI века: память его отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 года.


Тропарь преподобного Арсения Великого, глас 8-й

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Великого, глас 3-й

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое, и к Царскому граду достигл еси, преблаженне, словесы твоими просвещая сего и делы, всяку неразумия мглу отгоня. Сего ради тя почитаем, отцев славо, Арсение преподобне.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.