Преподобный Паисий (Величковский)

Преподобный Паисий (Паисий Нямецкий) — святой Русской Православной Церкви, аскетический писатель и богослов, переводчик святоотеческих сочинений и «Добротолюбия». Почитается как восстановитель монашеских традиций исихазма и «умной молитвы». Главной заслугой преподобного является возрождение в Оптиной, Глинской Саровской пустынях, а также других монастырях России школы старчества.

Архимандрит Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился в Полтаве в 1722 году в семье священника. С 1735-го по 1740-й год он учился в Киево-Могилянской академии. Первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания. Здесь преподавались многие языки, но основным была латынь. Общение с монахами Киево-Печерской лавры, изучение святоотеческих сочинений побудили юношу к монашеской жизни.

В 1740 году он поступил в Любечский Антониев монастырь (Черниговская область), но из-за притеснений нового игумена покинул обитель. В поисках достойных образцов монашеской жизни, Петр много путешествовал по монастырям и скитам. В 1741 году он перешел в Медведовский Никольский монастырь близ города Чигирин, где принял постриг с именем Парфений, но по ошибке братия стала называть его Платоном. В результате гонений униатов монастырский храм был закрыт, а юный постриженик был вынужден переселиться в Киево-Печерскую лавру.

Здесь он нес клиросное послушание, работал в гравировальной мастерской при типографии. Вскоре его посетил давний друг и напомнил о некогда данном обете: не жить в больших благополучных обителях, и после этой беседы Платон вместе с несколькими учениками ушел из лавры.

В 1743 году он пришел в Свято-Троицкий Мотронинский монастырь (Черкасская область), здесь братия посоветовали ему посетить молдавский скит Трейстены, известный достойной монашеской жизнью. Переходя потом из одного скита в другой, Платон в 1746 году почти без средств отправился на Святуд Гору Афон. Он поселился в уединенной каливе недалеко от обители Пантократор. В начале 1750 года один из старцев объяснил ему опасность самовольного безмолвия и постриг в мантию с именем Паисий. Вскоре вокруг него образовалась небольшая община.

В 1758 году, на 36-м году жизни, Паисий, уступая настойчивым просьбам афонских иноков, был рукоположен во иеромонаха. Число учеников его постоянно увеличивалось, и преподобный, испросив у монастыря Пантократор старую келию пророка Илии, приступил к устройству одного из крупнейших скитов на Святой Горе. С «немалым трудом и затратами» отец Паисий начал собирать, покупать или переписывать святоотеческие книги на славянском языке, он также правил переводы прошлых веков по древним славянским спискам.

Когда начались военные действия между Россией и Турцией, в которую оказались вовлечены и греческие афониты, отец Паисий вместе со своей братией, 64 человека, решил уйти в Молдавию. В 1763 году им был предоставлен Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине. В обители преподобный установил строгий общежительный порядок, причем богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском литургических языках.

В монастыре Паисий принял великую схиму. По окончании русско-турецкой войны 1768–1774 годов Драгомирна перешла к Австро-Венгрии, и вновь преподобный с братией был вынужден искать новый монастырь. Они отправились молдавский монастырь Секу (ныне Румыния), откуда в 1779 году перешли в Нямецкую (ныне Румыния) обитель. В Нямце ученая братия продолжила труды по переводу и переписыванию святоотеческих творений.

В 1790 году русские войска заняли Молдавию, в Яссы прибыл главнокомандующий князь Григорий Потемкин, а вместе с ним и Местоблюститель Молдо-Валахского Экзархата архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников), который возвел Паисия в сан архимандрита.

В 1793 году в Москве были впервые опубликованы две части славянского перевода «Добротолюбия». Его основу составили тексты, исправленные или переведенные преподобным Паисием. Он перевел сочинения преподобных Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, святителя Григория Паламы, «Восторгнутые классы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста, а также многие другие святоотеческие сочинения, соборные документы и полемические произведения в т. ч. XVIII века и многое другое. Из Нямецкого монастыря эти переводы расходились по всему славянскому миру.

28 ноября (15 ноября ст. ст.) 1794 года преподобный Паисий мирно отошел ко Господу, не назвав имени своего преемника, т. к. знал, что преемников будет много.

С духовным наследием преподобного Паисия связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев (Леонид; Наголкин), Макарий (Иванов), Моисей (Путилов) — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, продолжателя исихазма и старчества, а их учеником явился святой Амвросий Оптинский.

Преподобный Паисий был погребен в Вознесенском соборе Нямецкого монастыря. В 1988 году он был канонизирован на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1992 году — Румынской Православной Церковью. В 2013 году были обретены святые мощи преподобного Паисия и выставлены для всенародного поклонения.


Тропарь преподобного Паисия Величковского, глас 2-й

Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси, преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобного Паисия Величковского, глас 8-й

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения. Сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.