Блаженный Максим Московский (1434)

Блаженный Максим, избрал для себя один из самых редких и тяжелых христианских подвигов — юродство ради Христа, понести который способны немногие, — он под силу лишь особым избранникам Божиим. Подвиг этих святых был надежно скрыт от окружающих глаз маской мнимого безумия. Святой Максим почитался в Древней Руси наравне с блаженными Прокопием Устюжским и Василием Московским. Москвичи почитали блаженного Максима как особого заступника Москвы и ее жителей.

О месте рождения и родителях блаженного Максима сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что жил он в Москве, приняв Христа ради на себя личину юродивого, летом и зимой ходил полуобнаженным по улицам и площадям, с молитвой перенося и зной, и лютую стужу, а по ночам молился. На Руси всегда любили юродивых, ценили их смирение, внимали их словам. А слушали юродивых все — от великих князей до последнего бедняка.

Часто свои поучения блаженный Максим высказывал образным народным зыком в виде пословиц и поговорок. Обездоленным он говорил: «За дело побьют, повинись да пониже поклонись». «Не все по шерсти, ино и напротив». «Не плачь битый, плачь небитый». «Оттерпимся, и мы люди будем». «Исподволь и сырые дрова загораются». «Хоть люта зима, но сладок рай». «За терпение Бог даст спасение».

Но не только слова утешения говорил блаженный, его гневных обличений страшились и купцы и московская знать. Святой Максим удерживал торговцев от обмана: «Божница домашня, а совесть продажна». «Всяк крестится, да не всяк молится». «По бороде Авраам, а по делам Хам». «Бог всякую неправду сыщет, ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Обличения святого не оставались бесплодными, многие после его слов обращали свои сердца к Богу. Да и сегодня эти слова многому могут нас научить.

Из истории Церкви хорошо известно, что не раз блаженные подвижники, стяжавшие от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданам будущие события и грозившие им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния.

В Житии святого, говорится, что блаженный Максим прожил «до старости маститы», незадолго до кончины впаде в телесный недуг и мало поболе и преставися... при митрополите Исидоре«. Скончался святой Максим 11 (24 ноября) 1434 года и был погребен у церкви князей-страстотерпцев Бориса и Глеба на Варварке. Господу было угодно прославить Своего угодника: у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления болящих 13 августа 1547 года были обретены его нетленные мощи. Тогда же в окружной грамоте Московского митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому».

Со временем к деревянному Борисоглебскому храму, близ которого погребли блаженного Максима, был пристроен придел во имя преподобного Максима Исповедника. В 1568 году был возведен новый каменный храм во имя преподобного Максима Исповедника и с приделом во имя святых князей Бориса и Глеба. Ныне существующее здание храма было построено в 1698–1699 годах. Во время строительства по благословению Патриарха Адриана святые мощи блаженного Максима Московского были обретены вторично. Мощи был положены в кипарисовый ковчег, который поместили в деревянную раку, установленную посередине храма. В 1700 году в Китай-городе начался пожар, когда огонь приблизился к Максимовскому храму, служители успели перенести святые мощи блаженного Максима в церковный погреб. После пожара прихожане с удивлением обнаружили, что в церкви ничего не сгорело, внутри было прохладно, хотя наружные стены раскалились от огня.

В 1737 году, во время очередного пожара, которые так часто случались в деревянной тогда столице, пострадала рака святого. Уцелевшие части святых мощей были собраны в ковчег и хранились в церкви. В 1930-е годы храм был закрыт и разорен, а мощи блаженного Максима, Христа ради юродивого бесследно исчезли. В 1965–1969 годы храм был отреставрирован и до 1994 года использовался как выставочный зал.

Ныне храм входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье и Китай-городе. В дни памяти святого блаженного Максима Московского и преподобного Максима Исповедника в храме совершаются праздничные богослужения.


Тропарь блаженного Максима, глас 5-й

Наготою телесною и терпением обнажил еси вражия коварствия, обличая неподобное его деяние, зельне стражда солнечный вар и нуждныя великия студени, мраза и огня не чул еси, Божиею помощию покрываемь, Максиме премудре, о верою творящих память твою честно и усердно притекающих к мощем твоим моли избавитися от бед и падения избежати.

Кондак блаженного Максима, глас 2

Вышния красоты желая, нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси. Ангельское житие проходя, скончался еси, блаженне Максиме: с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.