Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Почитание святых Ангелов в Церкви является древней традицией. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который собирался за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание.

Существует множество икон Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, одна из которых находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

Выбор дня празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных обусловлен следующим: в эпоху установления праздника ноябрь был девятым месяцем года (который начинался с марта), и выбор этого месяца символизирует девять чинов Ангельских; восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым».

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы, — однако все вместе называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существ, но служения. По учению Церкви, девять чинов Ангельских разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую, — в каждой по три чина.

Первую, высшую, иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех к Творцу и Создателю предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. Само имя их в переводе с еврейского языка означает «пламенеющий».

После Серафимов пред всеведущим Богом предстоят многоочитые Херувимы. Их основная цель — доносить до людей Божию мудрость. Это своего рода учители, через которых ниспосылаются премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Святая Церковь учит, что степень святости и приближенности этой высшей иерархии к Богу настолько высока, что достичь ее не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы. Об этом говорит молитва-величание: «Честнейшую ХерувимиСлавнейшую без сравнения Серафим...»

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, покорять плоть духу, господствовать над своей волей и побеждать искушения.

Силы исполняют волю Господа. Они творят чудеса, а также ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении возложенных на них послушаний, укрепляют в терпении, в скорби, даруют духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.

Власти подают благодать укрощения силы диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В следующую иерархию входят также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала называются так потому, что начальствуют над низшими Ангелами, направляют их к исполнению божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять все страны, народы и племена. Начала наставляют людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию, учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и пользы ближних.

Архангелы — благовестники и провозвестники высших тайн Божиих. Они укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом познания Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если только мы пожелаем.

Каждый Ангельский чин имеет свое собственное служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, через высших просвещает низших, открывает им Свою волю и повелевает ее исполнять. Ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерения Творца Ангелам низших чинов, просвещают их и посылают к людям. Такое соединение святых Ангелов получило имя Собора Ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца и Сына и Святого Духа — Святую Троицу.

Над всеми девятью небесными чинами поставлен Господом святой Архистратиг (главнокомандующий) Михаил, верный служитель Божий. Имя его в переводе с еврейского означает «кто как Бог». Он именуется в Святом Писании «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола. Отсюда его церковное именование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. Когда сатана восстал против Господа и увлек за собой множество других духов, Михаил явился защитником славы Божией.

С древних времен Архангел Михаил прославился своими чудесами и на Руси. К нему обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считаются источником болезней.


Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.