Начало индикта – церковное новолетие
Отцы Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году, в память о даровании императором Константином Великим полной свободы христианам исповедовать свою веру, определили начинать новый год с 1 сентября (ст. ст). Этот день был назван «началом свободы христианской». Только в XX–XXI веках церковный Новый год, отмечаемый 1 сентября по юлианскому календарю, приходится на 14 сентября по григорианскому календарю. В XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 г. будет приходиться на 15 сентября.
Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление», «провозглашение») первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный императором Диоклетианом в III веке. В 312 году, при святом равноапостольном Константине Великом, этот термин обозначал период в пятнадцать лет и лежал в основе летоисчисления. Кроме того, так называли и каждый год внутри этого периода, поэтому индикт являлся синонимом понятий «год» или «лето». Для установления величины взимаемого налога каждые пятнадцать лет в Римской империи производились перепись населения и переоценка имущества.
Необходимость ежегодного взимания с населения налога и привела к исчислению годов по индиктам. Начало нового года (нового индикта) приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 году, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве Римской империи и Византии.
Исходной точкой этого циклического счета является византийская эра «от сотворения мира», а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новолетия – 1 сентября по юлианскому календарю.
На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV века начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописи, включая преподобного Нестора. Только в 1492 году от Рождества Христова (7000 юбилейный год «от сотворения мира»), при Великом князе Иоанне III, был введен «византийский календарь, согласно которому гражданский Новый год начинался с 1 сентября и являлся церковно-государственным праздником.
В 1699 году царь Петр 1 издал указ о переносе празднования Нового года на 1 января. Однако в богослужебных книгах праздник «нового лета» по-прежнему указывается и отмечается 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю). Он уже не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начало Индикта, сиречь Новаго лета».
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного: «Он, раскрыв книгу пророка Исаии, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 14: 17–19). Предание связывает это событие с днем 1 (14 нов ст.) сентября.
В Церкви индикт приспособлен под ежегодный богослужебный круг, в котором первым двунадесятым праздником нового индикта является Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (нов. ст.), а последним –Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа (нов. ст.).
Сегодня, 14 сентября 2021 года от Рождества Христова, мы отмечаем 7530 год от сотворения мира.
Тропарь индикта, глас 2-й
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны.
Кондак индикта, глас 2-й
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.