Память святых отцов Первого  Вселенского Собора (325)

Ежегодно в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе, Православная Церковь молитвенно чтит память святых богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

В приделе святого благоверного князя Даниила храма Святых отцов семи Вселенских Соборов находятся мощевики с частицами мощей двух участников Первого Собора: святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и святителя Спиридона Тримифунтского, в Троицком соборе – икона святителя Николая, а  в Покровском храме – икона и башмачок святителя Спиридона.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви стали возникать ереси. Одной из опаснейших было арианство. Александрийский пресвитер Арий, отвергая, Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. На борьбу с этой ересью императором Константином I был созван Первый Вселенский Собор, который  состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция) и продолжался более двух месяцев. Принято считать, что в нем участвовали 318  епископов – представителей христианских Церквей из разных стран.

Как гласит церковное предание, на Соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил наглядное доказательство Единства Трех Божественных Ипостасей во Святой Троице. Он взял в руки плинфу (обыкновенный глиняный  кирпич)˜и стиснул его – из него вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руках. «Вот три стихии, а плинфа одна, – сказал святитель. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».

На этом же Соборе святитель Николай чудотворец, слыша богохульные речи Ария, не сдержался и ударил его по щеке, после чего был запрещен в священнослужении. Однако вскоре святым отцам Собора было откровение о том, что святитель Николай поступил так по истинной ревности о правде Божией, после чего он был немедленно оправдан и возведен в прежнее свое достоинство.

Решением Собора ересь Ария была обличена и отвергнута, а он сам отлучен от Церкви. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы – Господа Иисуса Христа.

Тогда же был решен вопрос и о дне празднования Святой Пасхи: с этого времени христиане не должны были праздновать Пасху вместе с иудеями. Для единого дня наступления Пасхи по всей империи было решено праздновать ее в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего не ранее дня весеннего равноденствия, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днем было признано воскресенье вместо субботы. Собор также установил двадцать канонов (правил), касающихся разных вопросов церковного управления и дисциплины.

Фото: 
elabugablago.ru
1

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.