Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

Ежегодно, в пятницу Светлой седмицы, на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», братия Данилова монастыря совершают службу в Долматове, на подворье нашей святой обители. Здесь находится почитаемый образ Пресвятой Богородицы. По уставу, в этот день  после литургии совершается пасхальный крестный ход из храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» к источнику для малого освящения воды.  Во всех храмах Русской Православной Церкви сегодня впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается малое освящение воды.

Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Божией Матерью слепца. В середине V века за городской стеной Константинополя, у Силиврийских ворот, находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, некогда прославленный чудесами, но постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной. Однажды воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором, встретил в роще слепого путника, сбившегося с дороги, который попросил воина дать ему воды. Усадив слепца в тень под деревом, Лев отправился на поиски источника. Долго он не мог его найти,  как вдруг  услышал голос, который указал ему на источник и велел положить тину из его вод на глаза слепцу. Когда Лев исполнил все сказанное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь.

Став императором, Лев I Маркелл, который  никогда  не забывал об этом чуде,  велел очистить источник и заключить его в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным Источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Еще одно чудо произошло в середине VI века. Император Юстиниан Великий  долго мучился водяной болезнью. Однажды  ночью он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан монастырь.

После падения Константинополя в  1453 году храм был разрушен, к его развалинам приставлен стражник-мусульманин, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. В 1835 году при большом количестве богомольцев был освящен новый храм, при котором устроили больницу и богадельню.

Начиная  с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и направлял приходивших к нему людей молиться и искать утешения и исцеления перед этой иконой.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного  заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Каждую икону Божией Матери в широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость к нам, грешным.

Первоначально эта икона передавалась в списках без изображения водного источника, позднее в композицию были включена чаша (фиал), а затем – водоем и фонтан. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненным животворной водой. На переднем плане – страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Композиция иконы  постепенно все усложняется, со временем появляется изображение вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые черпают живоносную воду и раздают ее стоящим вокруг людям.


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник», глас 4-й

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник», глас 8-й

От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.