Памяти архидиакона Романа (Тамберга)


Сегодня, 4 мая 2023 года, 25 лет со дня кончины приснопамятного архидиакона Романа (Тамберга), эконома Данилова ставропигиального мужского монастыря. Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы совершил панихиду на месте упокоения архидиакона Романа (Тамберга).

Отец Роман считал жизнь дорóгой. Себя видел странником на этой дороге, пребывающим на земле в гостях и ус­тремленным домой, к Богу. Путь его был ясным, прямым, неизменно подни­мающимся ввысь. И когда этот путь достиг наивысшего подъема и отец Роман находился в самом расцвете сил, жизнь его внезапно оборвалась. 4 мая 1998 года Господь призвал его в обители Небесные. Отцу Роману на тот момент не исполнилось еще и тридцати семи лет, но у Бога другие меры нашей жизни.

Архидиакон Роман (в миру Алексей Генрихович Тамберг) родился 29 июля 1961 года. Учился в Воро­нежском государственном институте искусств и предполагал работать в те­атральной сфере. Но Господь призвал его к иному. Алексей Тамберг крестился в сознательном возрас­те – и сразу же, бесповоротно, оставив все прошлые намерения относительно устроения своей жизни, полностью пре­дал себя воле Господней. Отслужив в армии, в 1983 году он поступил в Московскую духовную семинарию. Для многих его знакомых это стало неожиданностью. Его знали как человека жизнерадостного, веселого, подвижного, казалось, он призван на пир жизни. Столь же решительно принял Алексей  и монашество. 16 июня 1987 года он был пострижен в иночество с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца. 5 июля того же года был рукоположен во иеродиакона. Затем были годы учебы в Духовной академии, которую он закончил в 1990 году с ученой степенью канди­дата богословия. После окончания Акаде­мии отец Роман был назначен помощником заведу­ющего иконописной школой, затем – начальником организо­ванного им архитектурно-художествен­ного отдела Троице-Сергиевой лавры. Молодые иконописцы воспринимали его как старшего друга, поскольку он вникал во все трудности их жизни, и не только учил студентов тому или иному предмету, но и помогал укреп­ляться духовно.

 В 1992 году отец Роман был назна­чен экономом в Московский Свято-Данилов монастырь, и с этого времени начался новый этап в его жизни. Здесь расцвели и раскрылись многие заложен­ные в нем способности. Он горячо брался за любое порученное ему дело. Отец Роман был талант­ливым руководителем, администрато­ром, организатором, но, вместе с тем, – смиренным и послушным монахом, всегда помнил о данном им обете по­слушания и ничего не предпринимал без благословения священноначалия. 30 авгус­та 1993 года его возвели в сан архидиакона.

Отец Роман занимался не только вверенной ему хозяйственной и финан­совой частью монастырской жизни – для него в Церкви не было ничего раз­дельного, все было едино, поэтому он вникал во всё. Исполнять экономское послуша­ние ему помогал дар общения с людьми. Он был умным собеседником, добрым, де­ликатным человеком, умел поддержать разговор, найти общий язык с совер­шенно разными людьми, умел слушать. Он организовал работу всех служб обители, поднял на высокий уро­вень издательскую деятельность, книж­ную торговлю, произвел полный ремонт всех монастырских зданий. Много сил приложил к благоукрашению обители.

Архидиакон Роман любил церковное искусство и считал, что оно имеет огромное значе­ние в богослужении, устремляет к Богу, собирает  на молит­ву. При нем был расписан древний монастырский храм Святых Отцов семи Вселенских Соборов. Он сам подбирал художников, участвовал в разработке проекта росписей, лично следил за ходом работы. Его тщанием на стене больнич­ного корпуса, обращенной к монастырс­кой площади, были помещены мозаичные иконы Преподобного Сергия Радонежско­го, святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского. В сентябре 1997 года, к 850-летию Москвы, на Серпуховской площади был установлен памятник святому благо­верному князю Даниилу. Отцу Роману было поручено создание авторского коллектива, под его руководством раз­рабатывался проект памятника, изыски­вались средства на его сооружение. Спустя полгода, 17 марта, была освя­щена часовня во имя Небесного покро­вителя Москвы. При отце Романе Да­нилов монастырь поддержал инициати­ву Северного морского флота о присво­ении имени святого князя Даниила одной из атомных подводных лодок. В марте 1998 года это совершилось. Отец Роман любил преподобного князя Даниила, глубоко понимал зна­чение его деятельности для Москвы и России, писал стихи и песни, ему посвященные, запи­сывал их на аудиокассеты.

Одаренность отца Романа проявлялась во всем: в том, как он смело и решительно шел по жизни и увлекал за собой дру­гих, как умел открывать для себя и других красоту, петь песни, писать ико­ны, сочинять стихи, строить храмы и возводить памятники, любить и дру­жить, говорить утешающее и убеждаю­щее слово. Он был безраздельно верен Богу, Церкви, Родине. Дарованными ему Богом талантами он пользовался благоговейно. И то, что Господь посеял в нем,  любовно и бе­режно взращивал.

Отец Роман любил музыку, тонко чувствовал ее. Сам играл на фортепиа­но, на фисгармонии, в последнее время осваивал гусли. Глубоко интересовался церковным пением. Помимо создания авторских внелитургических текстов, он трудился над гармонизациями богослужебных песнопений, которые сам исполнял. При нем в Даниловом мо­настыре хор запел по-новому и теперь считается одним из лучших певческих церковных коллективов в Мос­кве.

Музыкальный талант помогал отцу Роману в исполнении диаконского по­слушания. Он был диаконом во всем. Весь его облик, его голос, осанка – все было диаконским. Здесь все его таланты собирались вое­дино. К этому послушанию, как и ко всем другим, он подходил серьезно. Он нашел свой неповторимый стиль служения: спокойный, без какой-либо внешней аффектации, без искусственных приемов, гармоничный и величественный. И при этом всегда был очень смиренным в храме, умел сохранять должное почтение к старшим по сану.

 Внутренне со­зрев для служения Богу, избрав свою до­рогу, отец Роман никогда не сворачивал с нее. Он не мог делить себя между Богом и ми­ром. И при своей деятельной натуре не мог быть пассивным членом Церкви. Убежденный вои­н Христов, защитник чистоты Православной Церкви, отец Роман верил, что Русь возродится, и не просто верил, но прилагал к этому все свои силы. Он проповедовал в храме, по радио и телевидению, писал стихи и песни, исполнял их, записывал на аудио­кассеты, участвовал в создании право­славных фильмов. Хотя его интересова­ли серьезные богословские проблемы и он мог бы писать богословские труды об иконе, о церковной музыке, он выб­рал другое: своими стихами и песнями, словом и делом он нес Слово Божие «среди тех, кто еще не пришел, а мо­жет быть, и ушел из Церкви, среди бо­лящих, скорбящих, опустившихся, поза­бывших про Вечное и погрязших в се­годняшнем».

Бог так определил, что отец Роман стал первым ушедшим насельником возрожденного Данилова монастыря, ко­торого отпевали как инока обители. От­певание, совершилось в Троицком собо­ре монастыря, в день святого велико­мученика Георгия Победоносца.

Похоронен отец Роман на Новом кладбище в Сергиевом Посаде.

Да упокоит Господь бессмерт­ную душу усопшего раба Своего Романа в обителях Небесных – об этом наша общая молитва.

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.