Неделя сыропустная. Воспоминание Адамово изгнания. Прощенное Воскресенье

Четвертое (последнее) из воскресений подготовки к Великому посту носит название Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Каждое из названий этого дня отмечает какую-то свою суть праздника.

Первое название связано с тем, что именно в этот день исключают из пищи молочные (сырные) продукты.

Второе название этого дня «Воспоминание Адамова изгнания» происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и утрени и в каноне вспоминается изгнание из рая Адама по причине грехопадения. В этот день на литургии читается Евангелие, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (имеются в виду добродетели), указываются главные условия того, чтобы пост был подлинным, угодным Богу.

Третье название «Прощенное воскресенье» связано с тем, что вечером совершается служба, в конце которой совершается особый Чин прощения. Настоятель читает молитву, а затем просит прощения у всех, то же самое делают и прихожане (отсюда название – «Прощеное воскресенье»). Таким образом, примирившись друг с другом, православные христиане с чистым сердцем начинают поприще Великого поста с надеждой, что он переменит всех нас (совершится перемена ума – метанойя – покаяние). Естественно, сразу изменить себя невоз­можно. Хотя Господь, конечно, может изменить человека в мгновение ока, но это особый Промысл Божий, а обычно человек меняется постепенно. И пусть предстоящий Великий пост послужит началом нашего спасения.


Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год…

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории – изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая…

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния…

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: Суд бо без милости не сотворшему милости! (Иак. 2:13.) И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви – там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя – того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!» И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» – начнется преображение жизни вокруг нас.

 Чадо Божие!
 «Да постится воля твоя от злого хотения;
 да постятся очи твои от худого видения;
 да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
 да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
 да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
 да постятся ноги твои от хождения на злое дело».

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения – и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское сияние на земле.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Из проповеди в Неделю сыропустную


Фото: 
kerpc.ru
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.