Недели подготовительные к Великому посту
За три седмицы до наступления Великого поста Святая Церковь, снисходя к нашей немощи, начинает постепенно подготавливать нас к подвигу Святой Четыредесятницы. Время подготовки к Великому посту включает в себя четыре недели – неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, неделю о Страшном Суде и Прощеное воскресенье (сыропустную неделю). Однако между ними всего три календарных недели (седмицы). Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви словом «неделя» называют лишь один день – воскресенье.
Лингвисты полагают, что слово «неделя» происходит от словосочетания «не делати» – не работать, отдыхать, то есть посвящать этот день Богу. В некоторых славянских языках – польском, болгарском, словацком, чешском и украинском – название дня, в который не делают дел, «неделя», сохраняется до сих пор.
Приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную. В IX веке митрополит Никомидийский Георгий составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В богослужение включаются особые евангельские чтения и песнопения, пробуждающие наши покаянные чувства.
Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и, охватывая 70-дневный период, заканчивается в Великую субботу.