Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Сочельник — это особый день предпразднства (канун праздника), когда мы духовно и телесно готовим себя к важному церковному событию. Чтобы достойно подготовить верующих к восприятию праздника Крещения (Богоявления), Церковь установила в этот день строгий пост: дозволяется вкушение только сочива — вареных зерен пшеницы или других злаков с сухофруктами, орехами и мёдом. 

Особенностью богослужения Крещенского сочельника является великое освящение воды, которое совершается после литургии. В некоторых храмах водоосвящение бывает на реках, озерах и других водных источниках, куда священнослужащие и верующие выходят крестным ходом, который именуется «ходом на Иордань». 

Освящение воды, совершаемое в Навечерие и в самый день Богоявления, называется великим водоосвящением. Крещенская вода также носит название Великая агиасма, что в переводе с греческого означает Великая святыня. Она подает исцеление недугов, душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.

Издревле Православная Церковь совершает великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Богоявления. Причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также в память о крещении оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления. Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника вода освящается одним и тем же чином. 

Крещенская вода — это одно из благословений и даров, посланных Богом Православной Церкви. Известно, что святые испытывали имели великое благоговение к святой воде и часто пользовались ею. Так, например, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский однажды послал смертельно больному человеку бутылочку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла. Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты крещенской водой. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Старец говорил, что лекарств сильнее, чем святая вода и освященное масло, нет. Святитель Дмитрий Херсонский писал: «Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею», — а святитель Иоанн (Максимович) говорил: «Нужно всегда иметь дома достаточно воды крещенской, чтобы хватило на целый год, и употреблять ее при всякой нужде — при болезни, при неспокойном состоянии. Хорошо делают те, которые ежедневно прежде всякой пищи выпивают немного святой воды. Она укрепляет душевные силы, конечно, если то делать с молитвой и благоговением, а не просто ждать от нее механического действия». 



Тропарь предпразднства, глас 4-й

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак предпразднства, глас 4-й

Во струях днесь Иорданских быв, Господь Иоанну вопиет: не убойся крестити Мя, спасти бо приидох Адама первозданнаго.


Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.