Святитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский. Празднование 28 октября
«Подвиг преосвященного Афанасия, столпа Русской Православной Церкви, молитвенника за Русь, иерарха и ученого-литургиста, через всю свою жизнь пронесшего жертвенное служение живому Богу, можно сравнить с подвигами тезоименного ему святителя Афанасия Александрийского и таких песнописцев-исповедников, как преподобный Феофан, епископ Никейский, преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит».
Архимандрит Матфей (Мормыль)
Святитель Афанасий, епископ Ковровский (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), родился 2 июля (даты до 14 января 1918 г. указаны по старому стилю) 1887 года в селе Паревка Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район) Тамбовской губернии, в семье надворного советника, делопроизводителя московской гимназии Григория Петровича Сахарова. Отец его поздно женился, и после его выхода на пенсию семья поселилась в г. Владимире, где и прошло детство будущего святителя.
Когда Сергею было всего полтора года, его отец умер. Мать будущего владыки, Матрона Андреевна, растила будущего владыку одна. Она мечтала, чтобы Сергей посвятил себя служению Церкви в монашеском чине, однако поскольку семья не принадлежала к духовному сословию, то получить ему духовное образование было непросто. Только через знакомых удалось Матроне Андреевне в 1896 году устроить сына в Шуйское духовное училище, которое он окончил в 1902 году. Еще находясь в училище, Сергей начал служить в храме в качестве пономаря, здесь же он написал свой первый гимнографический труд — тропарь Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери: «Яко многоценное сокровище хранит град Шуя».
С 1902 по 1908 год Сергей Сахаров учился во Владимирской духовной семинарии. 6 мая 1907 года был посвящен во чтеца. Во время обучения в семинарии иподиаконствовал у архиепископа Николая (Налимова), который был его духовным руководителем на протяжении всей учебы в семинарии. Владыка сумел сохранить душу молодого студента от нравственной распущенности и революционного нигилизма, процветавших в духовных школах тех лет. Успехи Сергия были настолько выдающимися, что ректор семинарии даже обратился к ректору Московской духовной академии с просьбой оставить вакантное место для талантливого студента, когда тот перед экзаменами внезапно заболел тифом.
С 1908 по 1912 год Сергей Сахаров обучался в Московской духовной академии, которая являлась крупнейшим научно-богословским центром России того времени: здесь читали лекции лучшие богословы, историки Церкви, специалисты по литургике и религиоведению, знатоки церковного права и древних языков. Его наставниками и преподавателями были ректор епископ Феодор (Поздеевский), А.П. Голубцов, В.С. Ключевский, Е.Е. Голубинский и др. Все годы учебы юноша отличался строгой религиозной настроенностью и юношески-пылкой привязанностью к Церкви Христовой. Эти качества вместе с природной силой воли и внешней скромностью принесли ему уважение товарищей. Много работал он в Пастырско-просветительском братстве и на 4-м курсе был избран его председателем. В 1912 году Сергий Григорьевич Сахаров окончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» и получил назначение на преподавательскую должность в Полтавскую семинарию на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей.
12 октября 1912 года, за всенощным бдением в честь Иверской иконы Божией Матери, владыка Феодор (Поздеевский) совершил его постриг в мантию. Новопостриженный был наречен Афанасием в честь святителя Афанасия Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. В храме присутствовал архимандрит Симеон (Холмогоров), впоследствии ставший духовником молодого монаха. После пострига епископ Феодор обратился к нему с поучением, в котором, коснувшись его внутренней жизни за последнее время, опровергал мнение, будто бы иночество можно принимать не раньше, как лишь изведав все стороны так называемой жизни.
В 1912–1913 годах отец Афанасий преподавал в Полтавской духовной семинарии, а с 1913 года — в Клеванском духовном училище Волынской епархии. В том же году будущий святитель был назначен преподавателем литургики и гомилетики во Владимирскую духовную семинарию и избран в действительные члены Владимирской губернской ученой архивной комиссии. Благодаря его самоотверженной любви к Церкви и ревностному служению иеромонаха Афанасия избрали членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, а также делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян, который состоялся в 1917 году в Москве. Помимо вышеуказанного съезда, будущий епископ принял участие в двух Всероссийских монашеских съездах, проходивших в 1917 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На последнем съезде он был назначен заместителем к десяти делегатам, направленным на заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, в случае их отсутствия.
Иеромонах Афанасий принял участие во второй сессии Поместного Собора, прочитав доклады: «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб всем русским святым» и «Об усилении и узаконении чествований по епархиям местных святых». По приглашению Бориса Александровича Тураева отец Афанасий принял участие в составлении службы Всем Русским святым. Она была создана за короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) и одобрена Поместным Собором, а затем издана гражданским шрифтом отдельной брошюрой. Впоследствии этот текст был переиздан в Париже церковнославянским шрифтом. Однако на этом работа над Службой не закончилась. После смерти Тураева в 1920 году, святитель Афанасий, несмотря на множество арестов, ссылок и заключений, которым он подвергся со стороны богоборческой власти, на протяжении всей своей жизни продолжал корректировать и изменять некоторые богослужебные тексты.
В 1920 году иеромонах Афанасий был назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире с возведением в сан архимандрита. В 1921 году назначен настоятелем в Боголюбский монастырь. 10 июля 1921 года по благословению Патриарха Тихона был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.
Где бы ни находился владыка, он продолжал работать над службой Всем Святым. В 1922 году во владимирской тюрьме «Господь сделал владыке подарок — свел его с единомышленниками, почитателями праздника Всех русских святых, среди которых были архиепископы, епископы, священники. <...> Можно сказать, собрался цвет Православия, малый „Собор“» <...> началось исправление и дополнение службы, изданной в 1918 году, которую, по мысли епископа Афанасия, можно было бы совершать в любой день, а не только во второе воскресенье по Пятидесятнице. В 17-й камере владимирской тюрьмы, где были пересмотрены новые положения о праздновании, было совершенно и первое богослужение по исправленной Службе. Здесь же происходило обсуждение иконы, посвященной Русским Святым. Позднее, в конце 1920-х — начале 1930-х годов замысел епископа Афанасия по созданию нового образа «Всех Святых, в земле Российской просиявших» воплотила иконописица Мария Соколова (монахиня Иулиания). Владыка разработал композицию иконы и в письмах давал ей свои рекомендации. В центре иконы помещен Успенский собор Московского Кремля, у подножия которого расположены московские святые, объединенные в группы.
В конце 1950-х годов, вспоминая о своей жизни, владыка говорил, что он провел на епархиальном служении 33 месяца, в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 месяца.
Лишь краткий перечень мест его заключений и ссылок никого не оставляет безучастным. Он был арестован первый раз 30 марта 1922 года, на следующий день — освобожден. 12 апреля 1922 года вновь арестован, освобожден 10 июня того же года. Последующие заключения и ссылки будущего святителя были: с 28 июля по 7 августа 1922 года, с 23 сентября 1922 года по февраль 1925 года, с 21 по 23 сентября 1925 года, с 15 января по 15 марта 1926 год, с 15 января 1927 года по август 1933 года, с 1 мая 1936 года по 7 марта 1955 года. Владыка Афанасий был под стражей во Владимирской тюрьме, в Москве — в Таганской, Лефортовской, Бутырской, Краснопресненской и внутренней, в Вятской, в Ленинградской пересыльной и в «Крестах», в Ивановской внутренней и пересыльной, в Ярославской, Вологодской, Ишимской, Омской, Новосибирской, в Красноярской пересыльной и внутренней. А также в лагерях: СЛОНе, Беломоро-Балтийском, Онежском, Сибирском, Темниковском. Находился в ссылках в Зырянском крае [Коми] (Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с. Керчемье), Туруханском крае [северная часть Красноярского края] (Красноярск, Енисейск, станки: Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пупково), Омской области (Совхоз Голышманово) и в Мордовии (последнее заключение владыки — Зубово-Полянский дом инвалидов).
После освобождения в 1955 году епископ Афанасий поселился в г. Тутаеве, затем переехал в г. Петушки, Владимирской области.
Епископ Афанасий продолжил трудиться над исследованием, сбором и систематизацией служб русским святым и их житий. Он писал письма разным людям с просьбой найти и прислать ему те или иные службы местночтимым святым. На основе полученных материалов он уточнял детали житий, составлял списки местных святых. Полученные материалы были тщательно им отредактированы и приведены к единообразию в языковом и стилистическом отношении. За эти годы он составил обстоятельный труд — «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем богослужебно-календарной комиссии при издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых.
На протяжении всего архиерейского служения священноисповедник Афанасий (Сахаров) не переставал исправлять и дополнять службу Всем русским святым, однако по своему смирению он считал себя не песнотворцем, а лишь составителем.
Епископ Афанасий как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии внес огромный вклад в литургическое творчество Русской Церкви. Благодаря его кропотливому труду по собиранию служб, тропарей и кондаков Русским святым Издательский отдел Московского Патриархата имел возможность в 1987 году дополнить и улучшить новое юбилейное издание службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, опубликованная в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте в 1995 году, взята из архивов владыки Афанасия. Эта редакция службы более других приближена к русскому языку, так как он стремился сделать богослужебные тексты понятными для современного человека.
28 октября 1962 года святитель и исповедник Афанасий скончался и был погребен на Свято-Владимирском кладбище в г. Владимире. На Юбилейном Соборе 2000 года был причислен к лику святых в чине священноисповедника. 15 октября 2000 года состоялось обретение святых мощей святителя Афанасия, которые 29 октября крестным ходом были перенесены во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.
Иеродиакон Афанасий (Супрун)
~
Тропарь, глас 4-й
Славы Божия ревнителя и благолепия церковнаго блюстителя, тесным житием и многими подвиги великому иерарху Александрийскому подобника, святителя Афанасия, исповедника Русскаго, усердно восхвалим, вернии. Сей бо присно молится о спасении земнаго Отечества своего и о всех живущих в нем, велегласно с любовию взывая: Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.
Кондак, глас 3-й
Днесь Афанасий святитель, Христов исповедник и праведник, в невечернем Царстве Славы светло ликует и в сонме всех Русских святых, всесоставным гласом победную песнь воспевая, прилежно молит о нас Превечнаго Триединаго Бога.
Молитва
О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная! Ты, древнею землею Владимирскою и святою лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.
Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая. Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.
Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей, расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.