Святители Московские. Память 18 октября

Сегодня Святая Церковь отмечает память святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 

Своей праведной жизнью и безупречным пастырством эти Первосвятители земли Русской много сделали для утверждения православной веры и укрепления нашего государства. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Празднование в один день памяти святителей Петра, Алексия и Ионы было установлено святым Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских Первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. В 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия к ним был причислен святитель Филипп, а в 1913 году — святитель Ермоген. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Имена еще семи святых Предстоятелей Русской Православной Церкви: патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра были включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси († 1326). 
Святой митрополит Петр стоял у истоков Московской государственности. В 1325 году по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение для всей Руси. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого Первосвятителя земли Русской. В 1326 году святитель Петр отошел ко Господу и был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам этого угодника Божия.

Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались многие русские Первосвятители.

Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси († 1378).
Родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. Постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству Руси. Духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского, дипломат и чудотворец, святитель Алексий укрепил русское духовное единство. Много потрудился, чтобы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял и трудов по устройству новых обителей. Исцелив слепую ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений. Погребен по его завещанию в Чудовом монастыре Московского Кремля. Ныне мощи святителя находятся в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. 

Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси († 1461).
Святитель Иона был последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. В 1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов: на Соборе русских епископов и с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефалии Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию. Именно при святителе Ионе Русская Церковь получила самостоятельность от Византии. Он оказывал большое влияние на деятельность великого князя Василия II и принимал активное участие в объединении разрозненных русских княжеств. Митрополит Иона изображен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
27 мая 1472 года, при перестройке Успенского собора, совершилось обретение его нетленных мощей. 

Святителям Петру, Алексию и Ионе обязана Москва своим возвышением, а Русь — освобождением от татар. 

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси († 1563).
Митрополит Макарий, последователь Иосифа Волоцкого, утвердил в 1551 году основы русского православия на Стоглавом Соборе. Много усилий приложил он к организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг. Еще в бытность свою архиепископом Новгородским святитель Макарий задался целью собрать «все чтомые книги, яже в земле Русской обретаются». Плодом его трудов, которые он продолжил в Москве, будучи митрополитом, стали двенадцать фолиантов Великих Четьих Миней. В годы его первосвятительства состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Святитель Макарий известен как выдающийся церковный просветитель, совершивший огромную работу по составлению житий и канонизации русских святых. Мощи святого находятся в Успенском соборе Московского Кремля. 

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569). 
Святитель Филипп принадлежал к младшей ветви известного боярского рода Колычёвых. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Старался смягчить суровые нравы своего времени как проповедью слова Божия, так и личным примером молитвенника, аскета и нестяжателя. Когда началась очередная волна террора царя Иоанна Грозного, митрополит Филипп из-за несогласия с его политикой и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора был лишен сана и в колодках и кандалах сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

В 1652 году по инициативе Патриарха Никона мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и положены в серебряную раку в Успенском соборе, около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М.И. Кутузовым, была изготовлена новая доска на раку святителя. 

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси († 1607).
Главной целью деятельности святителя Иова — митрополита, а затем первого русского Патриарха — было укрепление в стране православия и Русской Церкви. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии, другие епархии стали архиепископиями. При нем были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов отдавал на милостыню и строительство храмов. Проявлял неустанную заботу об укреплении дисциплины духовенства.

Патриарх проявил великое мужество во время смуты начала XVII века, нашел в себе силы противостоять самозванцу Лжедмитрию I, ставленнику поляков и католиков, которого поддерживали многие влиятельные люди. После убийства Фёдора Годунова Патриарха арестовали, сорвали облачение и отправили в изгнание, а на патриаршую кафедру возвели грека Игнатия, которого никто не признал, и до самой своей смерти в 1607 году Патриарх Иов оставался единственным законным главой Русской Церкви.

Скончался святитель в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси 
(† 1612).

Патриаршество святителя Ермогена пришлось на смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России в эти годы. С декабря 1610 г. Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. По благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, ставшая главной святыней ополчения. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.

Почитание святителя Ермогена как исповедника началось еще при его жизни. В 1652 г. мощи святителя, оказавшиеся нетленными, были по инициативе Патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом монастыре в Успенский собор Московского Кремля. 


Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России († 1925).
Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в семье потомственного священника. Пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. В 1898 году назначен епископом Алеутским и Аляскинским. Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошло множество униатских общин. При его активном участии завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты приходские школы и приюты для детей, первая в США православная духовная семинария, 
В 1917 году святитель Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. На Всероссийском Поместном Соборе ему выпал жребий на патриаршество. Новому Первосвятителю пришлось решать вопрос об отношениях с новой властью, враждебно воспринимавшей Церковь, ему также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить православие в тяжелый период лихолетья.

Патриарх Тихон прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью. Активно противостоял обновленческому расколу. Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал на себя ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее, он выезжал для совершения богослужений в различные храмы Москвы и за ее пределами. В условиях жесточайших богоборческих гонений ему удалось сохранить Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре. Со временем место погребения было утрачено. В начале 1992 г. в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар; при восстановительных работах были обнаружены мощи святителя Тихона. В настоящее время они покоятся в Большом соборе Донского монастыря Москвы.

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий († 1937). 
Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в семье сельского приходского священника Воронежской губернии. Окончил Костромское духовное училище, Воронежскую семинарию, в 1892 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат не был, однако ни сана, ни монашества не принимал. Преподавал в духовных училищах, занимал должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем Синоде, принимал участие в работе Поместного Собора, войдя в состав его секретариата. Оставшись без работы, устроился в 1918 году главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь».

В конце 1919 — начале 1920 года Патриарх Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Это было время, когда некоторые, опасаясь за свою жизнь и судьбу близких, отказывались от сана, а будущий святитель, несмотря на то, что прекрасно понимал, чем это может для него закончиться, принял его. Объясняя это решение, он сказал своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Постриг его в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского, совершил митрополит Сергий (Страгородский)
Бескомпромиссный борец с обновленцами, строгий ревнитель церковных правил и бессребреник, в своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона — пути твердого стояния за православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Это вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. До самой своей мученической смерти он оставался верен первосвятительскому служению. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян богоборцами и погребен в безымянной могиле.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (†1867).
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов), крупнейший православный богослов XIX века, автор ряда религиозных сочинений, в т. ч. «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви», родился в 1782 году в городе Коломна, Московской губернии. Отличался трудоспособностью, эрудицией, писательским талантом. Принял участие в создании ряда важнейших государственных документов. За время пребывания на Московской кафедре по его благословению был основан ряд монастырей и скитов. Был организатором перевода Библии на современный русский язык.

Святитель Филарет погребен в Троице-Сергиевой лавре, в пристроенном к храму Сошествия Святого Духа приделе святого Филарета Милостивого. Ныне мощи святителя Филарета — являются одной из святынь Храма Христа Спасителя в Москве.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский († 1879).
Современники называли великого миссионера и просветителя Иннокентия (Попова-Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, «Апостолом нашего времени». Одно лишь перечисление мест его миссионерских трудов: Северная Америка, Алеутские и Командорские и Курильские острова, Камчатка, Приамурье, Чукотка, Восточная Сибирь, побережье Охотского моря — говорят о размахе его деятельности. Совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большой опасностью для жизни, он обратил в православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке. Святитель строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них христианской вере. Замечательный проповедник, он говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца». Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков Слово Божие и Богослужение; написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более сорока изданий.
Погребен святитель Иннокентий в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого.


Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский († 1926).
Святитель Макарий (в миру Михаил Парвицкий-Невский), подвижник-аскет, молитвенник, писатель-богослов родился в 1835 году в семье бедного причетника сельского храма Владимирской губернии. Окончив Тобольскую семинарию одним из лучших, он отказался от поступления в Духовную академию, избрав себе иной путь: двадцатилетний юноша-миссионер отправился на Алтай, где начал свое служение в качестве псаломщика и учителя церковного пения. Освоив язык местных местных жителей, он ревностно благовествовал не только в храме, но во всех местах, которые посещал: приходы, школы, общины. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Святитель сопровождал миссионеров в их поездках в самые дикие и труднодоступные места Горного Алтая, а весь свой досуг посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. В 1873 году архимандрит Макарий был назначен начальником Алтайской миссии. 

В 1884 году он становится епископом Бийским, в 1891 году — епископом Томским и Семипалатинским, а с 1908 года — архиепископом Томским и Алтайским. Митрополит Макарий имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом, своим словом и примером подвигал людей к благочестию. Он много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых, развернул работу по созданию новых приходов, строительству храмов, открытию учебных заведений, церковно-приходских школ и других учреждений, выступал против пьянства, сквернословия, обмана, увеселений в те дни, когда следовало молиться Богу. Современники называли его «Апостолом Алтая», «Сибирским столпом православия», «живым русским святым». 

В 1912 году был назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню» Церкви Божией. 

В 1917 году святитель отказался присягнуть Временному правительству. Светские власти не допустили его на Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 годов и под угрозой заключения в Петропавловскую крепость вынудили подать в отставку. Это было явным беззаконием, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Был сослан в Николо-Угрешский монастырь. Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Большую радость доставляло владыке посещение духовно близких ему людей: не раз навещал его Святейший Патриарх Тихон, приезжал к нему и архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря. 

Скончался митрополит Макарий в 1926 году и был похоронен у алтаря церкви села Котельники (близ станции Люберцы), где жил с 1925 года после закрытия Николо-Угрешского монастыря. В 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, останки его были перенесены для захоронения в Троице-Сергиеву лавру. Они оказались нетленными и были положены в нижней части Успенского собора лавры — пещерном храме Всех святых, в земле Российской просиявших. 


~
Тропарь святителей Московских, глас 4-й

Первопристольницы Российстии, истинии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3-й

Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте; сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.

Данилов монастырь
рассчитывает на вашу помощь!

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.