Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Церкви.
Она написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
До середины V в. икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В 1131 г. прислана на Русь в дар святому князю Мстиславу (†1132) и была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 г. икону впервые принесли в Москву.
В 1395 г. на Русь напал хан Тимур (Тамерлан), известный своими жестокими завоевательными походами. С огромным войском он подошел к границе Московского княжества. Известный историк Н.М. Карамзин писал: «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию».
Великий князь Василий Димитриевич, сын прославленного князя Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал Митрополиту Московскому святителю Киприану просьбу о том, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен покаянию и усердным молитвам о помиловании. Для укрепления духа москвичей было решено перенести из Владимира в Москву главную русскую святыню — чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.
После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Москвичи во главе со святителем Киприаном встретили чудотворный образ на месте, носившем в то время название «Кучково поле» (здесь находились земли боярина Кучки)«, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля.
Ночью Тамерлан увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Его советники сказали, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда, гонимый необъяснимым страхом Тамерлан дал приказ полкам отступать из Московских пределов.
Через два года, 1397 г., на месте встречи (по-старославянски «сретения») чудотворной Владимирской иконы, по повелению великого князя Василия Димитриевича, в память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана был основан Сретенский монастырь и выстроена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории. Многократно было спасаемо Отечество наше молитвой перед чудотворной иконой Владимирской.
Ежегодно 26 августа Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора Кремля переносили в Сретенский монастырь. Во время Отечественной войны 1812 г. она была увезена на несколько месяцев во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от Царских врат иконостаса. В 1918 г. была взята для реставрации, в 1926 г. ее передали в Государственный исторический музей, а в 1930 г. — в Государственную Третьяковскую галерею.
Ныне святой образ находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Празднование Владимирской иконы Божией Матери бывает несколько раз в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (26 августа), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4-й
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8-й
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона.
Образ Пресвятой Богородицы Владимирской был написан для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 г. В конце 1720-х гг. древний обветшалый храм был разобран. В связи с этим перестроили стоявшую рядом теплую Покровскую церковь XVII в.: над ней возвели второй этаж, куда и был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
В новом храме Владимирский образ находился, как и прежде, в местном ряду иконостаса. Средник и поля иконы закрывал серебряный вызолоченный оклад с чеканными изображениями композиции «Отечество» и Херувимов. Убрус, ожерелье и гривна (подвеска к венцу) Богородицы были низаны жемчугом и полудрагоценными камнями. В композиции Акафиста серебряные венчики у святых украшала финифть. В верхней части иконы находилась ныне утраченная надпись, восхваляющая Пресвятую Богородицу как Приснодеву: «Яже прежде рожества Дева и в рожестве Дева и по рожестве Дева...»
В среднике иконы — Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе (варианте), называемом Волоколамским. Его особенность — живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII вв. из Успенского собора Московского Кремля.
Волоколамский извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ — один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Клейма «Акафиста» (хвалебной песни в честь Пресвятой Богородицы) иллюстрируют семь кондаков и четыре икоса. В первом клейме изображена Святая София — Премурость Божия, что обусловлено, вероятно, посвящением храма Святым Отцам семи Вселенских Соборов. Истолкование семи Вселенских Соборов как семи столпов «Дома Святой Софии» было распространено в иконописи и богословской литературе данного времени.
После закрытия Данилова монастыря в 1930-х гг. икона, в числе несколько других святынь, была передана в храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, что и спасло ее.
После возобновления Данилова монастыря в 1983–1988 гг. икона вернулась в обитель и заняла свое традиционное место в иконостасе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Серебряный оклад с иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его первозданной строгой красоте.