Престольные праздники и небесные покровители

 

Святой благоверный князь Даниил Московский

Дни памяти 17 марта (4 по ст.ст.) и 12 сентября (30 августа по ст.ст.)

 

Святой князь Даниил был младшим из четырех сыновей святого благоверного великого князя Александра Невского. Он родился в 1261 году во Владимире-на-Клязьме. Двух лет от роду Даниил лишился отца. Хранимый Господом, достиг он отроческих лет и в 1272 году получил по разделу между братьями Московское княжество - в то время самое малое и бедное по сравнению с другими отчинами. Но Господь благословил Даниила иным, духовным богатством, которого он взыскал от юности. Это богатство нетленное и стало прочным основанием для созидания будущего сильного и славного государства Московского.

После смерти великого князя Александра тяготы монголо-татарского ига усугубились междоусобными распрями между князьями, в которых волей-неволей вынужден был принимать участие и Даниил. В это печальное для Руси время, «в век слез и бедствий», святой Даниил явил себя евангельским миротворцем. «Рачитель смиренномудрия», он умел гасить ссоры кротостью и любовью. Но окружение было столь немирно, что и незлобивому Даниилу приходилось несколько раз браться за оружие - чтобы защитить свой удел, чтобы грозою меча вразумить своих забывчивых братьев.

В 1293 году старший брат Даниила великий князь Андрей Александрович тайно призвал из Золотой Орды на Русскую землю татарское войско во главе с Дюденём. Татары опустошили многие русские города, в том числе и Москву. Трудами святого Даниила и его подданных город скоро поднялся, и спустя два года князь Московский мог выступить «с многою ратью» против «немирного и свирепого» князя Андрея близ места, называемого Юрьевым Полчищем. Однако это его выступление обошлось без кровопролития и послужило лишь «средством к получению любезного мира». Святой князь простил старшему брату вероломство, и такое его великодушие «смягчило сердце тревожного брата Андрея». В 1301 году на съезде князей в Дмитрове Даниил окончил миром все споры с Андреем и другими князьями.

Незадолго до дмитровского мира святой Даниил ходил с войском против Рязанского князя Константина - ибо тот собирался с помощью татар напасть на Московские земли. Благоразумно предупредив «устремление варварское», Даниил напал внезапно и разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского. Это была первая победа русских над татарами - победа не громкая, но замечательная, как первый порыв к свободе. Взяв в плен князя Рязанского, Даниил содержал его «с подобающей честью и в довольстве».

«Богоснабдимый» князь Даниил был заботливым хозяином своей земли, «добрым пастырем» для вверенных его попечению людей. Он совершал княжеское служение в смирении и праведности, не помышляя об увеличении своего малого удела, уповая лишь на праведного Бога. И Господь, любящий праведных и возвышающий смиренных, Сам расширил границы его княжества. В 1302 году племянник Даниила Переяславский князь Иоанн, умирая бездетным, передал ему свое обширное владение с хорошо укрепленным городом Переяславлем. Это важное приобретение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных и весьма возвысило достоинство Московских князей. Поэтому Даниила по праву называют «первоначальником» собирания Русских земель под главенством Москвы. Великие князья Московские, а затем и русские цари Иоанн IV Грозный и Феодор Иоаннович были прямыми потомками святого Даниила.

Многие добродетели, которыми был отмечен святой князь, «запечатлел он отличным благочестием и теплейшей верой к Богу». В своем стольном граде Москве Даниил воздвиг несколько храмов, основал иноческие обители. Любимым богомольем князя был устроенный им в пяти верстах от Кремля, на берегу Москвы-реки, монастырь с церковью в честь преподобного Даниила Столпника - его тезоименитого покровителя. В 1303 году, тяжело заболев, Даниил принял здесь великую схиму и 4 марта «в последнем смиренномудрии» скончался. Князь был погребен, по его завещанию, на общем монастырском кладбище, близ храма.

По прошествии многих лет Данилов монастырь пришел в запустение, могила князя Даниила была забыта, и святой стал напоминать о себе явлениями и чудесами, о которых рассказывает «Степенная книга царского родословия» (летописный свод XVI века). Эти дивные чудеса (их описано три) послужили к восстановлению памяти о святом князе и возрастанию его почитания и в конце концов имели следствием возобновление древнего Данилова монастыря при царе Иоанне Грозном.  В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне, «по некоему бывшему изволению свыше», открылись нетленные мощи благоверного князя Даниила. 30 августа они были торжественно перенесены в церковь Святых отцов семи Вселенских Соборов, и в этот день было установлено церковное празднование.

В XX веке, в первые послереволюционные годы, нетленные мощи князя Даниила, милостию Божией, не привлекли внимания разрушителей Церкви и находились в храмах Данилова монастыря - на утешение верующим - до окончательного его закрытия в 1930 году. Последним местом пребывания святых мощей был храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, где на время обрели пристанище изгнанные из родной обители иноки. Этот храм был закрыт в 1932 году, и мощи бесследно исчезли. После возрождения Данилова монастыря в 1980-е годы в него вернулись лишь частицы мощей его святого основателя, сохраненные насельниками и прихожанами обители 1920-х годов. Эти частицы ныне находятся в раке и в ковчежце в монастырских храмах. По воскресеньям вечером, продолжая существовавшую с 1918 года традицию, братия соборне служат пред ковчежцем со святыми мощами акафист благоверному князю Даниилу. 

 

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт