«Сокровенная память души»

Сокровенная память души 

Издательством «Даниловский благовестник» выпущена в свет книга «Сокровенная память души», написанная Михаилом Ивановичем Макаровым, старейшим прихожанином и в молодости звонарем Данилова монастыря. Это книга воспоминаний о православной Москве начала XX века, о ее храмах и монастырях, о любимых московских святынях - чудотворных иконах Божией Матери Иверская, «Целительница», «Всех скорбящих Радость» и подлинных историях исцеления и помощи Божией, о простых верующих людях и известных церковных иерархах и, конечно же, о самом древнем московском монастыре - Даниловом.

Земное небо М.И. Макарова

Михаил Иванович видел и хорошо запомнил еще старую обитель. В своей книге он с неподдельной теплотой и любовью рассказал о настоятелях и братии Данилова монастыря, о звонарях, вместе с которыми звонил на колокольне, о видах, которые открывались на старую Москву с даниловской колокольни, о знаменитых колоколах московских храмов и о том, какой необычайной красоты звон плыл над Москвой на Пасху.

Макаров поведал нам о многих московских обычаях того времени. Так, например, о том, что перед началом каждого важного дела люди непременно шли в Данилов «благословиться у князя»: человек по своему усердию и достатку ставил свечу к мощам князя Даниила, молился и уходил ободренный, что он получит помощь святого князя в своих добрых делах.

Или еще, например, был и такой обычай - благочестивые московские купцы за деньги, причем немалые, бросали жребий, кому выпадет счастье звонить на Пасху в самый большой кремлевский колокол на Иване Великом.

Михаил Иванович родился вблизи Данилова монастыря, был крещен в храме Воскресения Словущего, что у самых стен обители. В 1914-1915 годах Мише Макарову довелось поучиться в монастырской церковно-приходской школе, пусть и недолго, но, как он написал в своей книге, «за это короткое время школа и монастырь произвели на меня такое неизгладимое впечатление, что я стал часто ходить сюда молиться. Скажу больше: всё хорошее во мне - это результат влияния монастыря, его размеренной праведной жизни».

И, хотя свою жизнь Михаил Иванович прожил мирским человеком, вне стен монастыря, но любовь, можно даже сказать - благоговение перед монастырем, монахами, самим строем монашеской жизни он пронес через все эти трудные годы.

Воспоминания о монастыре у Михаила Ивановича в первую очередь связаны с монастырской церковно-приходской школой, свет добра и любви которой согревал его всю жизнь. Кусок необычайно вкусного монастырского хлеба, который дал мальчику Мише монах в первый его день в монастыре в далеком 1914 году, и братская трапеза, на которую пригласил Михаила Ивановича наместник монастыря, когда, уже в 1983 году, через многие и многие десятилетия запустения, Данилов наконец опять начал возрождаться и Михаил Иванович сразу же пришел сюда, чтобы помочь восстанавливать дорогую сердцу обитель князя Даниила, - вот эти две монастырские трапезы Михаил Иванович считал важнейшими вехами в своей жизни, меду которыми и прошло всё остальное. Об этом он сказал в своем стихотворении «Во вратах обители Даниловской»:

 

...много званых, но мало избранных.

Лк. 14, 24

 

Давно, мне восемь лет тогда лишь было,

В святых обители сей воротах

От имени святого Даниила

Укрух мне хлеба предложил монах...

Тянулись долго годы запустенья,

По воле Божьей я их пережил,

И в сих вратах, по Божьему смотренью,

Наместник мне трапезу предложил.

Так, несмотря на все мои паденья,

На этом месте я был дважды зван;

Меня смущает это совпаденье,

Что: зван я только иль сюда избран?

Увы! Влекомый суетной волною,

Я не вошел в спасительный ковчег...

И вновь и вновь встает передо мною

Заветный, близкий, на далекий брег...

 

Монастырский укрух в начале жизни и в ее конце - дважды призывал князь Даниил к себе в обитель, и Михаил Иванович до конца своих дней сожалел, что не откликнулся, как он считал, на этот зов.

На самом деле книга воспоминаний «Сокровенная память души» - это то, чем ответил он на любовь и свет обители князя Даниила. Михаил Иванович донес до нас живой подлинный дух Данилова, который он хорошо запомнил. Рассказы о монастыре и братии, неподдельная любовь к Данилову в книге Михаила Ивановича не оставляют читателя равнодушными. Даниловский новомученики становятся для нас не только историческими личностями, но живыми и даже близкими людьми.

Михаил Иванович рассказал нам, каким был владыка Феодор (Поздеевский) - видный иерарх Русской Православной Церкви, расстрелянный в 1937 году, - когда впервые появился в Даниловом, настоятелем которого его назначили: «Монах высокого роста, брюнет с бледным, очень умным лицом. Очки в черной оправе еще больше подчеркивали бледность его лица». Рассказал о том, как служил Владыка: «Обедня прошла для меня как райский миг - я был наполнен неземным торжеством, так благодатно служил епископ Феодор. Так чувствовал не только я: постоянное большое стечение молящихся на служениях Владыки доказывало, что то же переживали и другие». «При владыке Феодоре Данилов монастырь стал самым популярным в Москве».

Запомнил и передал нам Михаил Иванович и радость всех даниловцев, когда Владыка, уже незадолго до закрытия монастыря, после длительного заключения неожиданно появился на Страстной неделе в Троицком соборе. Запомнил даже слова Владыки: «Разлука с вами была для меня очень тяжела, и тяга к вам, как волна, подымала меня на молитву о даровании мне, хотя бы на мгновение, встречи с вами».

А вот воспоминания об отце Поликарпе (Соловьеве), одном из последних наместников монастыря, также расстрелянном в 37-м: когда некий Ванюша, мальчик-сирота, о котором в монастыре заботились, неожиданно для всех вместо благодарности заявил, что он вступает в комсомол и уходит из Данилова, все в монастыре старались не осуждать его за это, вели себя с ним сдержанно, а отец Поликарп позвал его к себе в келью и сказал: «Ванюша, у меня к тебе большая просьба - ты от нас уходишь, а у тебя ничего нет. Возьми мою личную мебель и необходимые в хозяйстве вещи.

У многих в сердце отец Поликарп оставил неизгладимый след. Михаил Иванович приводит слова, которые сказал о Даниловом, вспоминая через много лет после закрытия монастыря, один из его бывших звонарей-любителей, потом отошедший от Церкви: «Ты знаешь, Миша, я атеист. Но каждый раз, когда я вспоминаю Поликарпа, мой атеизм начинает рушиться, и я тут же стараюсь забыть Поликарпа, чтобы не стать снова верующим»...

Михаил Иванович донес до нас образ даниловского монаха тех лет: «Когда я ближе узнал монастырь, у меня сложилось твердое убеждение, что монах всегда спокоен, самоотвержен, строг к себе и добр к другим людям. Такими были монахи Данилова монастыря. Позже они доказали незыблемость этого высокого равноангельского устроения всей своей жизнью и многие - мученической кончиной. У некоторых монахов... были поистине святые лица».

Данилов монастырь Михаил Иванович считал своей духовной колыбелью, и не только своей: «Это - колыбель Москвы. Отсюда, из первого московского монастыря, вознеслись первые монашеские молитвы о сем граде. Молитвы услышал Господь: град рос, возвышался и стал центром русского государства. Поэтому обитель Данилова - не только колыбель Москвы, но и колыбель России, и наша общая святая колыбель».

Комментарии   

 
0 # Natalie 04.06.2009 21:06
Данилов монастырь-не посто монастырь,возро жденный из руин.Это одна из колыбелей хритианского жительства.Дай Бог, иметь представителей из них сейчас для такого подвига. А вообще-то мы их и не подозреваем (типа),что они сейчас могут быть такие.А кто знает
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # катерина ивановна 17.06.2010 23:33
Книга полезная,интере сная и прекрасно оформленная.Спа сибо большое издателям.Так редко можно узнать об истории из первых уст."Сокровенну ю память души" советую читать.Язык живой и очень образный.
Ещё раз спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Россия сегодня живет с абортивным сознанием

    Наблюдая за происходящими в нашей стране событиями, порой начинает казаться, что в сознании сограждан всё перевернулось с ног на голову

  • Святая царица Елена: в поисках Гроба Господня

    19 марта православные верующие отмечают особый праздник – обретение святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме Честного Креста и гвоздей, которыми был распят Спаситель. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые подробности открытия реликвий, относящихся к Страстям Христовым.

  • «Святым может стать каждый человек»

    Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу третьей седмицы Великого поста, в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского после богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы, 17 марта 2017 года.

  • Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

    Возлюбленные братья и сестры, мы с вами Божией милостью дошли до середины подвига постного, до Недели, называемой в Церкви Крестопоклонная. Почему она так называется?

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт