Cловесная икона Святой Руси

О дате празднования памяти Всем Русским Святым

Первоначально служба Всем новым русским чудотворцам была назначена на 17/30 июля вследствие того, что подвижная служба Святым отцам шести Вселенских Соборов часто попадает на 16/29 июля. Хотя более правильным было бы праздновать память русских угодников сразу же после памяти святого князя Владимира (память 15/28 июля), т.е. 29 июля по новому стилю. По церковному уставу, «попразднство после Господских и Богородичных праздников, прежде всего, состоит в том, что в первый день после праздника воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника... Предпразднственные молитвы и песни Минеи приготовляют верующих к достойному сретению и провождению праздника»[9]. По аналогии, день памяти святого князя Владимира мог бы быть предпразднственным по отношению к дню памяти всех русских святых, а празднование святых - попразднством памяти великого крестителя Русской земли. Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси»[10].

Впоследствии память была перенесена на первое воскресенье после празднования святого пророка Илии[11]. В начале XVII века дни памяти Русских Святых отмечались в течение недели после Пятидесятницы до Недели Всех святых[12]. В 1918 году праздник Всех Русских Святых было установлено чествовать в первое воскресенье Петровского поста, вслед за Неделей всех святых.

 


[9] Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. 7-е изд. СПб., 1907. С. 519.

[10] Служба Всем святым... С. 12.

[11] Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1975. Ч. 1. С. 312.

[12] Голубцов А. Чиновники Московского Успенского собора: Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907. С. 137.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Радуйся, державы Российския украшение; радуйся, Церкве Христовы похвало высокая!

    17 марта Церковь вспоминает покровителя нашего монастыря, святого благоверного князя Даниила Московского, мудрого и миролюбивого правителя, благочестивого христианина. В годы его правления Москва стала великим княжеством. Завершив земные дела, князь принял монашеский постриг и велел похоронить себя на монастырском кладбище.

  • «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...»

    Никто точно не знает, сколько образов Пресвятой Богородицы запечатлено в православной иконографии. В месяцеслове Московской Патриархии приводится порядка 300 икон. В одних случаях иконы называют по месту обретения: Казанская, Владимирская, Тихвинская… В других – в названии заложен особый смысл, связанный именно с этим ликом Богородицы, или особая просьба к Матери Божией – «Державная».

  • Архиепископ Феогност возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского

    17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского, святые мощи которого почивают в храме святых отцов семи Вселенских Соборов монастыря.

  • Поэзия молитвы

    Для чего нужна молитва? Услышав подобный вопрос, святой человек, вероятно, с недоумением развел бы руками: мы же не задаемся вопросом «для чего человеку дышать?» «Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но многие ли из числа христиан готовы применить эти слова к себе? Или придется признать, что большинству из нас дело молитвы дается изрядным ожесточением воли?

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт