Архимандрит Алексий (Поликарпов): Родители называют детей в честь покровителя нашей обители

taday.ru.gif 17 марта – день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В престольный праздник московского Данилова монастыря сайт газеты "Татьянин день" опубликовал интервью с наместником обители, архимандритом Алексием (Поликарповым). Отец Алексий говорит о выборе жизненного пути, ошибках современных людей, мифах о монашестве и трудностях жизни монастыря в мегаполисе.

архимандрит Алексий- Отец Алексий, ваш монастырь расположен в мегаполисе, к тому же на его территории находится одно из центральных учреждений Русской Церкви - отдел Внешних церковных связей. Однако идея монастыря —  уединение и внутреннее  сосредоточение. Как удается сочетать такую большую общественную деятельность и уединенность монашеской жизни?

 - Начнем с того, что Данилов монастырь — первый общежительный монастырь в Москве. Он был основан в XIII веке, когда здесь была южная окраина Москвы, место уединенное. Это было богомолье великого князя Даниила, здесь он был пострижен и погребен. 

 А теперь мы, действительно, оказались почти в центре Москвы, хотя до Кремля – целых 7 километров. На 700-летие князя Даниила мы даже прошли большим крестным ходом от  Кремля до Даниловской площади с иконой, которую написали специально для этой даты и которая сейчас находится около раки с мощами князя Даниила. Так что уже в наше время князь Даниил, можно сказать, прошел по всему городу.

 Кажется, что жить где-то в пустыне, где не так много искушений и соблазнов, как в городе, проще. Конечно, монах – это человек, который должен любить уединение и, прежде всего, Бога.  Наверное, любить Бога и ближнего - основная идея монашества. Монах — это молитва, служение Богу, Церкви и людям в той мере, в которой он может. Мы служим, возвещая Евангелие словами и делами, потому что монашеские обеты основаны на Евангелии.

 Мир, по учению святых отцов, — совокупность страстей, и прежде всего мы должны бороться со страстями в самих себе. Конечно, в городе это может казаться не таким простым делом.  Но, как  говорил преподобный Амвросий: «Можно жить и в миру, но не на юру, а жить тихо». А тихо — это, прежде всего, в сердце своем.

 Помощь Божия сопутствует монашествующим. Думаю, князь Даниил, основатель нашей обители, предвидел наше городское будущее:  к 1000-летию Крещения Руси обитель была восстановлена первой и теперь процветает и возвещает слово Божие.

 - В ваш монастырь приходят молиться многие миряне. Наверное, можно говорить, что уже и какая-то община сформировалась. Вот в чем плюсы и чем минусы общения мирян и монахов?

 - О плюсах говорит само богослужение: Литургия – общее дело, молитва возносится всеми вместе.

 Конечно, когда приходит много народа, у нас появляются дополнительные обязанности, например, если люди пришли на исповедь, нужно их исповедовать, чтобы они могли потом причаститься.

 К нам приезжают со всех концов Москвы, и даже при большом стечении народа мы должны следить, чтобы было боголепное, организованное богослужение. Это тоже налагает на нас дополнительные обязанности.

 С прихожанами связано и много радости, например, очень много деток подходят к Чаше и называют имя Даниил, а это значит, что родители называют детей в честь покровителя нашей обители (имя Даниил традиционно входит в десятку самых популярных в Москве –прим. ред.).  И мы видим, как рождается новое поколение.

 Так что у нас есть эта совместная молитва, совместное служение Богу. Мы не можем называть себя святыми: никто, живя на земле, не может именоваться святым человеком, потому что каждый грешен. Но стремление к тому, чтобы стать лучше, у нас есть. И мы видим благочестивых мирян, и миряне, может быть, увидят отражение Божьего света на иноках. И это очень важно. У Святых отцов написано, что монахи должны быть светом для мирян.  А для монахов светом являются ангелы.

 То естьесли мы оцениваем открытость монастыря в категориях «плюс» и «минус», то это, конечно, больше «плюс».

 - Из прихожан-мирян многие хотят остаться в монастыре, принять монашество?

 - Думаю, что нет. Смотрите: нас здесь, в монастыре (а у нас еще есть подворья), около 50-ти человек, а мирян приходит несколько тысяч.

 Может быть, многие бы и хотели, но у каждого есть своя жизнь, свой путь, каждый спасается по-своему.

 Братия, слава Богу, не уменьшается, а умножается.  Но новые люди приходят не так часто

 - А что происходит, когда человек хочет остаться, и что за люди принимают постриг в Даниловом монастыре?

 - У нас насельники разные и по возрасту, и по образованию. Кто-то получил духовное образование, окончил семинарию и академию, кто-то окончил светский вуз, имеет научные степени.

 Есть люди, которые в прошлом имели семью, но потом по согласию разошлись. Например,  глава семьи, муж, пришел сюда, а жена приняла монашество в другом месте. Люди приходят в монашество очень по-разному, и все это служение и движение к Богу.

 Бывает, приходят молодые, еще невоцерковленные люди, которые узнали, что есть Христос. Они уже знают Евангелие, но делают еще первые шаги в Церкви и их воцерковление происходит в нашем монастыре. 

 Зачастую тех, кто только пришел к нам, мы направляем на подворье, чтобы люди побыли в более уединенных местах, в молитве и труде, лучше узнали себя и определились, действительно ли им нужно монашество.

 Монашество красиво внешне - строгие лица, облачения, но его внутреннее содержание — это молитва и труд, труд и молитва. Все по силам, конечно, но главный принцип – понуждение. В Евангелии от Матфея написано: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е». Тот, кто будет себя понуждать, то есть употреблять усилия, достигнет Царствия Божия.

 Прежде всего это усилие - борьба с самим собой, которая происходит в каждом человеке. Добро и зло борются в мире, поле битвы— сердце человеческое, а Бог нам помогает. Конечно, люди растут постепенно, постепенно входят в традицию, и церковную, и в монастырскую, и возрастают добрые иноки.

 Когда происходит монашеский постриг и приносятся обеты, постригаемый не говорит, что непременно сделает все, или что не знает, сможет ли сделать. Он отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче». То есть Бог будет мне помогать - и я тогда все исполню.

 - А много тех, кто приходит в монастырь по романтическому порыву, а потом уходит, потому что понимают, что на самом деле не «тянет» монашества?

 - Слава Богу, немного, но такие случаи есть. И трудник, и послушник имеет право, испытав себя, решить, остается он в монастыре или возвращается в мир.

 - Но если пришел, лучше не уходить?

 - Лучше не уходить. Самое лучшее - хорошо подумать, все взвесить и, если пришел в монастырь, уже остаться:  «Зде покой мой, зде вселюся».

 - Как наместник, вы руководите монастырем и административно, и духовно. Это сложно совмещать?

 - Да, конечно! Это непросто, ответственно, трудно.  И, опять же, нужно говорить, что все это совершается  «Богу содействующу». Бог захотел, чтобы здесь в это время был такой наместник, и в этом служении тоже есть Божия помощь и молитва нашего покровителя князя Даниила.

 - Обет послушания означает, что тот, кто принял постриг, вручил свою волю вам?

 - Духовнику. Чаще всего наместник постригает, а в конце чина постригаемый вручается духовному отцу.

 У нас в монастыре есть обряд, когда во время пострига на Евангелие кладется рука духовника, затем руку постригаемого и сверху свою руку кладет наместник, если он постригает.  И наместник говорит духовнику: «Се вручаю тебе пред Богом сего новоначального».  Затем он обращается к постригаемому и говорит, что тот должен повиноваться старцу, как Христу, а старцу говорит, что он теперь отвечает за принявшего постриг пред Богом.

 - Кто является духовником в монастыре? Вы?

 - Духовник у нас архимандрит Даниил. Если кто-то хочет исповедоваться у меня, это тоже возможно.

 - Двадцатый век – трагическое время, в которое мы потеряли очень многих людей, являющихся носителями духовного опыта. Как можно сейчас восполнить эти потери,  каким образом в наше время происходит передача духовного опыта?

 - Духовно опытных людей, может быть, и не очень много, но Церковь жива, и ней живет традиция, благочестивые обычаи и благодать, духовная сила, которая питает каждого из нас.

 Когда в 1983 году Данилов монастырь был вновь открыт, сюда был отправлены монахи их Троице-Сергиевой лавры.  И эта живая монашеская традиция, связанная с Московскими  духовными школами, продолжилась здесь. Когда приходили новые братья, они видели перед собой благие примеры, старались следовать им и изменялись внешне и внутренне.

 Связь с Лаврой и с Московскими духовными школами не прерывается и сейчас: наши братья получают там духовное образование.

 - Ваш путь ведь тоже связан с Московскими духовными школами?

 - Мой путь обычный. Я поступил в семинарию, потом в академию, был пострижен в Троице-Сергиевой лавре. Потом был отправлен на послушание сюда.

 - Звучит очень просто!

 - Но так оно и есть.

 - Может быть, были духовные наставники или что-то, что повлияло на этот выбор пути?

 - В Троице-Сергиевой лавре был замечательный духовник, очень известный в Русской Православной Церкви  - архимандрит Кирилл.  Сейчас он очень болен.

 Братия взирает на него с благоговением, когда навещает его, но общаться уже трудно, невозможно практически.

 Это человек, который в жизни своей много испытал, пройдя годы войны, службы, учебы, и стяжал великую духовную силу.

 Он являет образец любви, внимания, сострадания к людям страждущим, которые пришли услышать о Христе, и к молодой братии, которая хотела впитать в себя иноческий опыт.

 В моменты, когда он, кажется, уже совсем изнемогал, когда казалось, что глаза его уже спят, он все равно старался утешить и наставить пришедшего к нему со своими бедами и скорбями послушника.

 Одна паломница сказала: «Это у вас не отец, а мать». Батюшка, когда отправлял своих питомцев служить, говорил: «Будь им не отцом, а матерью».

 Любовь Христова - в действии, в жизни. Об этом легко рассуждать, но трудно исполнить. Но когда видишь перед собой такой живой пример, это, конечно, очень поддерживает,  утешает и ведет за собою.

 - Какие есть традиции празднования в монастыре дня святого благоверного князя Данила?

 - Накануне в Троицком соборе и в храме Святых отец, где находятся мощи святого князя, служатся два всенощных бдения. Утром - две Божественные Литургии, в 7 часов и в 9-30. Совершается Литургия преждеосвященных даров, потому что праздник приходится на  Великий пост.

 Для Даниловой братии и для богомольцев есть утешение: здесь всегда в этот день, на какой бы день Великого поста он не пришелся, на трапезе есть рыба. Святейший Патриарх Тихон шутил: «Поедем в Данилов, покушаем рыбки».

 Зачастую в этот день всегда солнышко, праздник, звон колоколов, которые были возвращены из Гарварда. Так что ликует вся Москва, ведь князь Даниил является покровителем города и многие приходят к нему и получают помощь.

 Одна женщина плохо себя чувствовала и во сне видела святого, который говорил: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Она проснулась и не могла вспомнить, куда надо идти и кто ей явился. По наитию пришла сюда, увидела образ князя Даниила, узнала его и действительно получила помощь от святого.

 - Поклониться святому князю Даниилу приходят тысячи людей...

 - Люди получают помощь, ведь к пустому колодцу человек не придет напиться.

Князь Даниил - издревле известный святой, к нему часто обращаются, как теперь говорят, по  «квартирному вопросу».  Люди молятся и получают такую помощь.

 В прежние времена вокруг монастыря располагалась Даниловская слободка, и у ее жителей был обычай всякое большое дело начинать с благословения Божия и с обращения к князю Даниилу. Они приходили к мощам, каждый по своему усердию и возможностям ставил свечу и, помолившись, уходил в уверенности, что дело будет сделано и Бог по молитвам князя поможет.

 - Вы видите многих людей, мирян. В чем, по вашему мнению,  главная проблема современного человека? На что надо больше всего обращать внимание, особенно молодым людям, чтобы все в жизни, по возможности, было правильно?

 - Прежде всего, конечно, у человека должна быть вера, чтобы он верил во Христа и в своей жизни исполнял евангельские заповеди. Важно читать, знать Евангелие, слово Божие, и жить так, чтобы это слово Божие не было праздным и не было во осуждение.  Христос, прежде всего, -  любовь. Самая главная заповедь — о любви к Богу и ближнему. Именно это мы должны являть в жизни.

 Бывает, человек обретает веру и отгораживается от всех и вся, говорит, что мир греховен, а вот мы должны икать святости и чистоты. Святость и чистоту мы должны искать, но при этом никого не должны осуждать, являть любовь ближним.

 Иногда, если есть верующие и неверующие люди, происходит разделение в семьях, но и тут нужно показать свое и смирение, и терпение. А подчас идут ссоры, иногда разлады. Это не совсем правильно. Иногда человек категоричен и настроен сразу в корне изменить свою жизнь, все, может быть, сломать. Но надо же построить что-то! Так вот, прежде всего, надо иметь терпение, смирение, а молодым людям нужно хранить чистоту душевную и телесную, это очень важно.

Ссылка на оригинал статьи.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Матильда бедная
    Свершилось! Сам министр культуры России сурово насупил брови и выступил на защиту! Или, наоборот, на обличение и заклеймение?.. Попробуем, однако, разобраться.
  • «Исполнение Божиих заповедей не может помешать никакой иной деятельности»

    12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724)

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт