Игумен Иннокентий (Ольховой): У монаха главное - внутренняя жизнь

taday.ru.gif 17 марта – память святого благоверного князя Даниила Московского, престольный праздник московского Данилова монастыря. В преддверии праздника сайт газеты "Татьянин день" опубликовал интервью с экономом обители, игуменом Иннокентием (Ольховым). Его ответы – о выборе монашеского пути, буднях Данилова монастыря, современном почитании благоверного князя Даниила и книгоиздательстве.

8innokentii_ol_khovoi_vistavka_o_spiridone_055.jpg- Отец Иннокентий, почему Вы выбрали монашеский путь и как оказались в Даниловом монастыре?

- Выбор монашеского пути – не совсем простой вопрос. Можно сказать, что Господь призвал, а человек этот призыв воспринял и пошел.  Как правило, к монашеству приводит несколько разных событий, переживаний, размышлений, и что-то одно выделить сложно.

 Я был знаком близко с протоиереем Геннадием Огрызковым, настоятелем храма Малого Вознесения на Большой Никитской, который был духовным чадом нынешнего наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова). Тогда отец Алексий жил в Троице-Сергиевой Лавре, и многие ездили к нему на исповедь, в том числе и отец Геннадий.  С отцом Геннадием мы общались довольно близко, я был знаком с его семьей. Бывал у него дома. Когда к нему приезжали монахи из Лавры, я общался с ними. Тогда мне показалось, что в монашестве есть особый дух.  Эта жизнь меня так привлекла, что, когда встал вопрос о выборе жизненного пути,  сердце склонилось к монашеству.  Мы говорили с отцом Алексием. И он сказал, что для меня это правильный выбор. Отец Алексий уже был наместником Данилова монастыря, поэтому и принимать постриг я пришел сюда, поскольку он уже стал моим духовником.  Это произошло в 1994 году.

 - Вы прожили в монастыре уже шестнадцать лет. Это много?

 - Как сказать…  В монастырях немножко по-другому идет время, действуют иные категории времени. Мне кажется,  что эти годы очень быстро прошли.

 - Сам монастырь сильно изменился с середины 90-х годов?

 - Конечно, разница есть. Ведь Данилов - городской монастырь, часть огромного города с его проблемами, ритмом жизни. Хоть у нас и иная атмосфера, нет такой спешки,  задерганности, а все равно она чувствуется, потому что стоит выйти за ворота – и вот огромная Москва, у всех ритм жизни серьезный – работа, дети, семья. И мы все в монастыре  с этим близко соприкасаемся, так как общаемся с людьми, которые приходят к нам поделиться радостными и горестями, причем чаще горестями. Не оставаясь к людям безучастными, мы тоже этим напитываемся.

 - Трудно? Все же монастырь – место уединения. А тут получается некое противоречие с идеей монастыря.

 - История знает разные монастыри. Например, был период, когда в Византии процветали именно городские монастыри. А есть другое направление монашеской жизни, например, египетская пустыня, Фиваида, где монахи старались жить вдалеке от города, от мира. Спасаться можно на любом месте.

 - Но в городе труднее жить чем, скажем, на Афоне?

 - Здесь трудности другого рода. На Афоне больше физического труда, строже устав, обязательные  ночные молитвы. У нас физического труда поменьше,  но больше нагрузка духовная: огромное количество посетителей. Для нас люди – самый большой труд.

 - Всем монахам разрешено общаться с посетителями? Нет ли запретов к общению для тех, кто относительно недавно принял постриг?

 - У нас особой закрытости нет. Традиционно есть прямо послушание общаться с людьми – это для тех, кто в священном сане. Составляется расписание, и иеромонах с утра до вечера общается с людьми, отвечает на вопросы. Бывает, завязываются доверительные отношения и с братьями – тут ограничений нет. Но надо понимать, что монах чаще всего чем-то занят: у него есть послушание. Утром-вечером ходит на службы, днем исполняет работу по монастырю, и свободного времени не имеет, так что это создает определенные ограничения для общения.

 - А в чем состоит послушание эконома?

 - Все хозяйство завязано на экономе, и он им руководит. Бухгалтерия, канцелярия – за всем этим следит он. У нас работают около 300 мирян, они все тоже подчиняются эконому. Тут у нас все как в обычной организации, только работа подчинена богослужебному ритму. Мы не работаем в двунадесятые и другие большие праздники. На Страстной четверг у нас еще рабочий день, а пятница – выходной, так же как и светлый понедельник – выходные.

 - Канцелярия и бухгалтерия – больше «бумажные» занятия. А чем еще занимаетесь?

 - Гараж, столярная мастерская, пошивочная, художественная мастерская… В 2002 году мы приобрели 2 умирающих, почти полностью разорившихся  колхоза в Рязанской области. Люди отдали нам землю, и мы стали там работать: привлекли средства, купили комбайны, тракторы. Эта земля не обрабатывалась много лет. Но мы сумели поднять ее,  и теперь у нас порядка 8 тысяч га пахотной земли. Мы с этого получаем урожай – пшеницу, ячмень, сурепица для масла,  кормовые – и продаем. Пшеницу мелем на муку (у нас своя мельница), и тоже  продаем. Теперь построили две пекарни: в Москве и там же в Рязанской области. То есть это попытка обеспечить себя продуктами питания.

 - Получается?

 - Потихоньку. Сельское хозяйство в России вообще больная тема. Но по Рязанской области у нас урожайность одна из самых больших, мы даже имеем государственную награду за это.

 - В колхозе трудятся монахи?

 - Монахи в основном на руководящих должностях,  работают местные жители, а всем процессом приходится руководить мне. Трудновато было, особенно поначалу. Пришлось засесть за учебники, читать литературу по сельскому хозяйству, общаться со специалистами из Тимирязевской академии и других институтов. Кончено, непросто было все это освоить, не зная тонкостей и азов, потому что могли ведь и просто обмануть.  Еще мы серьезно боролись с пьянством, когда стали серьезно хозяйствовать, за алкоголизм пришлось выгонять, но результат был неплохой, мы его почти победили.  У нас хорошие условия труда и оплата и люди дорожат местом.

 - А там как-то чувствуется, что это именно монастырское хозяйство?

 - Весной мы служим молебен перед посевной, на который собираем всех сотрудников. В конце сельскохозяйственного года, в октябре-ноябре, служим благодарственный молебен, делаем сотрудникам небольшие подарочки. В селе построили небольшую церковь в древнерусском стиле в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали, потому что когда-то в селе был такой храм. Мы пытаемся людей духовно просветить и образовать.

 - Можно сказать, что ваш колхоз похож на скит?

 - Нет, это скорее именно хозяйство. А скит есть там же недалеко, в нем живет братия, но монахи занимаются только пчеловодством. Это неплохое дело, монашеское и не завязано на рынок, потому что мед всегда востребован. Теперь еще они по силе занимаются столярным мастерством.

 - А в колхозе монахи живут?

 - Да, один монах за послушание работает заместителем директора. Это непросто – быть монахом и жить в селе. Помимо директорской работы, он ведет воскресную школу для детей, рассказывает о вере и Церкви. Мы предоставляем транспорт, и школа выезжает в другие города, монастыри. В области есть заповедник Брыкин бор, где разводят зубров, разных птиц. Детям там было очень интересно!  Но в общем мы стараемся сочетать труд и молитву, потому что вместе они дают плод.

 - Про духовное руководство мирян понятно. А кто руководит самими монахами?

 - Наместник и духовник. Отец Алексий - духовник многих монахов, особенно тех, кто знали его еще по Лавре. Так что наместник у нас сочетает и административное, и духовное руководство монастырем. Еще в монастыре есть отец Даниил, который исполняет послушание духовника.

 - А как устроена ежедневная внутренняя жизнь монастыря?

 - Монашеская жизнь достаточно простая. Утром в 6 часов - братский молебен князю Даниилу у мощей, потом, в обычные дни, полунощница и литургия.  Заканчивается около 9 утра и все расходятся на послушания: в просфорную, в трапезную, в гараж.  В час дня обед, потом снова послушания.  В 17 часов служба, после -  свободное время. Можно читать книги, заниматься образованием. У нас многие учатся заочно: в ПСТГУ,  Академии…  Благо, есть  интернет, библиотека, а все учебные заведения находятся достаточно близко. 

  - А Вы лично что делаете в свободное время?

 - Бывает, днем на все дела времени не хватает, и что-то откладывается на вечер.  А так – читаю, например.

 Но вообще-то внешне в монашеской жизни нет ничего особенного, потому что у монаха главное - внутренняя жизнь, но о ней сложно рассказывать.  Читается монашеское правило, совершается частная молитва, идет работа над собой…

 - То есть все «классическое», о чем пишут в патериках?

 - Да, да…

 - А духовник испытывает?

 - Сейчас мы немощные люди. Вот, например, раньше было: Арсений Великий,  воспитатель царских детей, высокопоставленный, образованный, состоятельный человек пришел в монастырь Иоанна Колова, чтобы принять монашество. Во время трапезы Колов ему велел встать в углу и бросил под ноги кусок хлеба: «Ешь!».  Арсений мог бы оскорбиться, возмутиться, но вместо этого встал на четвереньки и стал есть, чтобы показать, что смирился. Сейчас такое вряд ли кто-то выдержит.

 - А кто решает, что человек может принять постриг?

 - Отец наместник. Но перед этим проходит какое-то время. Сначала человек приходит как трудник, ходит не в подряснике, а в халате. Ему дается послушание, чтобы он потихоньку  входил в ритм монастырской жизни.  Так он может прожить несколько месяцев.  Ему дают келью на 3-4 человека. Проходит время, человек испытывает себя, смотрит, насколько нравится монастырь, условия: сейчас же у всех немощи. А у нас даже выйти некуда. Конечно, вечером братья гуляют иногда,  но если сравнить нашу территорию, например,  с  Валаамом или Соловками…

  Если трудник решает остаться дальше, ему дают подрясник, и он становится послушником.  На него пишется рапорт Патриарху, и человек зачисляется в братию. После этого через год-полтора принимается решение о постриге, если отец наместник видит, что человек готов принести обеты. Раньше постригали стазу в мантию, а сейчас - в рясу,  это   иноческий постриг.  То есть человек надевает монашескую одежду без мантии, не дает обетов, но уже вручается духовнику.

 - Можно сказать, что отдает свою волю?

 - Подчиняет. А обеты не дает.

 - То есть, например, может иметь свои вещи?

 - Но у нас же с этим не строго. У многих есть книги, компьютеры, магнитофоны. Современное монашество отличается от того, что было раньше, когда на каждую вещь спрашивали благословение.

 Правда, кто старается жить внимательно, тот и сейчас спрашивает. Иногда бывает, что  духовник, который  с монахом имеет хорошую связь, доверительное отношение, скажет избавиться от вредной или ненужной вещи. Такое бывало, в том числе и у меня. И- отдавал.

 Сейчас духовники к нам снисходительны, кончено. Они стараются своим примером показать, как следует поступать, сказать слово утешения или назидания, но волю нашу не ущемляют.  Если видят, что человек не готов принять какое-то слово, может, и не скажут  лишний раз.

 - Сколько сейчас насельников монастыре?

 - Около 70 человек в монастыре и на двух скитах. Из них послушников человек 10, остальные в постриге.

 - Для такого монастыря как Даниловский, это много или мало?

 - Наверное, немало. Вообще, когда открывали Даниловский, думали, что будет административный центр, а не монастырь с насельниками. А получилось, что князь Даниил потихонечку собрал монахов. До того, как был назначен отец Алексий, было 30-35 монахов, а сейчас стало 70, то есть количество увеличилось в два раза. Но больше нам и поселить будет негде: просто нет келий.

 - Многие хотят принять монашество?

 - Очередь не стоит. (Смеется)

 - По сравнению с серединой 90-х годов ситуации с теми, кто хочет уйти в монастырь, изменилась?

 - В 90-е годы был порыв, в чем-то романтический. Люди приходили, но потом уходили. А сейчас, если человек приходит, то уже, как правило, остается. «Текучки» меньше, потому что приходят к монашеству более осознанно. Думаю, это связано с тем, что  уже наладилась приходская жизнь и есть возможность  посмотреть на разные приходы, поездить по монастырям и, больше зная о церковной жизни и о монашестве, лучше оценить свои силы.

 - В храмах вашего монастыря молятся и насельники, и миряне. В чем для мирянина «плюс» в участии в монастырских богослужениях?

 - В монастыре устав строже и молитва сосредоточеннее.  Все монахи имеют навык в молитве и посвящают ей больше времени, чем приходские священники.  Поэтому и хор поет более проникновенно, сосредоточенно.  У нас вообще много прихожан.

 - Да, и много тех, кто приходит поклониться монастырским святыням. В монастыре хранятся мощи благоверного князя Даниила Московского. Известно, что к этому святому, «хозяину Москвы», принято прибегать в том числе и в трудных житейских, бытовых ситуациях, например, связанных с приобретениям жилья. При этом помолиться у мощей святого князя Даниила  приходит не так много людей, как, например, к раке с мощами Матроны Московской. Как Вы думаете, почему?

 - Да. У нас вот не так, как в Покровском, но люди идут все время. Нет такого вот ажиотажа,  бурного потока, но князю Даниилу многие молятся, получают помощь с работой, в квартирных и других вопросах, исцеления.  Может быть, потому что он древний святой, к нему уже привыкли.  А Матрона – новая, про нее сделали столько книг, фильмов.

 - Вы думаете, если бы сейчас выпустили много книг и фильмов про князя Даниила, ситуация бы изменилась?

 -  Вряд ли. Про него и так знают, приходят… Сложно сказать, почему к одному святому приходит больше людей, а к другому меньше, хотя чудеса происходят постоянно.

 - Даниловский монастырь известен активной книгоиздательской деятельностью. Как пришла идея заниматься книгами и какие есть планы на будущее?

 - Это получилось как-то само собой. При монастыре собралась группа людей, которые  хотели издавать  журнал «Даниловский благовестник».  Потом стали делать духовные книги и постепенно выросло целое издательство.  Каждый год у нас выходит порядка 20 новых книг, разные альбомы. Это немало.  Слава Богу, есть для этого все необходимое, и главное – полноценный штат сотрудников: редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики.  Мы рады, что есть возможность издавать хорошие книги.

 - А как вы решаете, что именно издавать?

 Так само собой получилось, что мы стали издавать злободневную литературу - рассказы священников, книги, в которых содержатся ответы на насущные вопросы. На это есть спрос. Мы поддерживаем контакт с читателями, общаемся с людьми, получаем отзывы, и по продаже книг видим, что пользуется большим спросом.

Ссылка на оригинал статьи.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Матильда бедная
    Свершилось! Сам министр культуры России сурово насупил брови и выступил на защиту! Или, наоборот, на обличение и заклеймение?.. Попробуем, однако, разобраться.
  • «Исполнение Божиих заповедей не может помешать никакой иной деятельности»

    12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724)

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт