Конец венчает дело, тем более жизнь

    

Протоиерей ВАЛЕРИАН КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове, старший духовник Московской епархии

Имя владыки Феодора не должно замарываться. Это, конечно, несправедливо. Говорить о Владыке как о выдающемся архиерее, а о его мученической кончине стараться умалчивать, говорить, что жизнь - это одно, а смерть - другое дело, - это неправильно. Нет, не другое. Конец венчает дело, тем более жизнь.

Протоиерей Валериан КречетовНадо также учитывать, что сами слова, кто что и как сказал, - это не самое главное. Главное - это дух. Последние допросы - они не в том духе. Дух так не меняется. А то, что он якобы еще и дает подробную информацию, какое движение когда создалось, кто такие «иосифляне», а кто такие «кирилловцы» - уже одно это показывает, что всё вымышлено. Для меня, например, никаких сомнений нет, что последние протоколы сфальсифицированы.

Мое отношение к Владыке после их прочтения никак не изменилось. Это для каждого свое. В истории часто существуют не факты, а отношение к фактам.

Как с Царской семьей было - кто-то Их и до канонизации почитал, а кто-то был против Их прославления. Так же и тут.

Я нисколько не сомневаюсь в твердости Владыки. Потому что все, кто его знал, отмечали именно его твердость. И говорить «Владыка сломался» нельзя - это маловероятно. Это мы «ломаемся» - по себе и судим. Можно сказать: «Всё-таки любой может "сломаться"», - но если судить по логике, что и святые падали, то тогда можно придраться и к отречению апостола Петра. Но он остался святым и первоверховным и засвидетельствовал свою твердость «камня» мученической кончиной.

Ведь дело всё в том, что следователи писали не материалы для канонизации. Следователи делали свое дело не для того, чтобы перед нами отчитываться, им надо было отчитываться перед своим начальством, что работа идет, что они с ней справляются. Мало людей посадишь - тебя самого посадят. Вот они и старались. А здесь все средства хороши для достижения цели - для того чтобы закрыть дело и вынести смертный приговор.

Не стоит сравнивать между собой и разные случаи - один человек выдержал допросы, а другой не выдержал. Ведь многое нам не известно. В одном месте пытали, а в другом, может, и нет. От следователя тоже зависит много - один на всё шел, другой мог быть не таким «прытким». В каждом случае всё по-разному.

Причем спорить здесь часто бесполезно. Спор - яд для души. Когда шел спор за храм между православными и арианами, то Василий Великий сказал: «Мы тут можем еще долго спорить. Давайте помолимся, и кому храм откроется, тот и прав». Так и здесь. Что мы тут спорим, кто святой - кто не святой?! Не надо никогда забывать о Боге. Есть же Бог! Как будто Он не видит и не слышит! Он всё явит.

Например, как было с Симеоном Верхотурским. Кто его знал? Никто его уже не знал. А Господь его явил людям. И теперь ему все молятся. Явить святого - это дело Божие.

Сколько Царя не канонизировали? Долго. Но нельзя же положить предел Промыслу Божию! Царь был канонизирован тогда, когда это было лучше всего - вместе со всем народом, когда было всенародное прославление. Так и с владыкой Феодором будет. Когда Господь изволит - тогда и канонизируют.

 

Опубликовано в журнале "Даниловский благовестник", вып. 18, 2009,  с. 55-59.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт