Небесная лествица

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника.

Прошло около четырнадцати веков с того времени, когда в ответ на просьбу Иоанна, игумена Раифского, его современник, также Иоанн, игумен Синайский, написал свою знаменитую Лествицу.

Лествица преподобного Иоанна. Синай. Икона XII в.Иоанн Раифский был свидетелем духовных подвигов и премудрости Иоанна Лествичника и просил его изложить для будущих подвижников свой духовный опыт – то, что он сам видел и пережил. Быстро распространившись среди иноков, Лествица вскоре стала одним из самых известных и читаемых аскетических творений во всем христианском мире. Написанная первоначально на греческом языке, в последующие века она была переведена на языки многих народов. Духовные наставники всегда рекомендовали ее в качестве надежного и несомненного практического руководства к деятельному подвижничеству – и не только монахам, которым она была непосредственно адресована, но и мирянам.

Содержание «Лествицы» неисчерпаемо. В ее первых степенях, или словах, излагаются основания подвижничества, следующие подробно описывают подвиг совлечения ветхого человека, способы искоренения пороков и исцеления от страстей, а последние повествуют о совершеннейших добродетелях и степенях созерцательной жизни – о высочайшем смиренномудрии, о священном безмолвии и предстоянии в молитве душою и телом, и земном небе и о воскресении души прежде общего воскресения.

В прежние времена все верующие слушали Лествицу за богослужениями Великим Постом (эти чтения положены по Уставу).

Во многих русских монастырях книга преподобного Иоанна Лествичника, вместе с «Душеполезными поучениями» аввы Дорофея, были и остаются настольными книгами для новоначальных иноков. Но и опытные монахи не расстаются с ними на протяжении всей своей жизни, ежедневно полагая начало своему духовному восхождению. Так, оптинский старец Макарий перечитывал эти книги каждые три года и всякий раз находил в них все новое и новое.

Преподобный Макарий в 1840-50-е годы руководил книгоизданием в Оптиной пустыни. Одним из плодов многолетних кропотливых трудов братии под его руководством стал русский перевод Лествицы, который стал с тех пор наиболее читаемым в России (до этого существовало два  печатных русских перевода, а также печатная  «Лествица» на церковно-славянском языке).

Скажем несколько слов о достоинствах  «оптинского»  перевода  «Лествицы», в котором знаменитое творение преподобного Иоанна, игумена Синайского, и известно большинству современных русских читателей.

В основу этого перевода  был положен славянский текст, подготовленный преподобным Паисием (Величковским), возложившим на себя великий «труд любви» по исправлению, переводу и изданию святоотеческих писаний. Труд этот достоин самой высокой оценки не только по духовным критериям, но и по научным. Старец собирал различные рукописи и издания и сверял с ними редактируемый текст или новый перевод, выбирая варианты наиболее достоверные. Столь тщательного критического обращения с текстами мы не находим ни у кого из современных ему отечественных духовных писателей.

Промыслом Божиим в Оптиной пустыни в первой половине XIX века была собрана в списках значительная часть наследия преподобного Паисия. И во время благоприятное эти труды стали издаваться под непосредственным руководством старца Макария, при покровительстве митрополита Московского Филарета и многих лиц духовного звания, сочувствующих этому начинанию, при содействии благотворителей-мирян.

Сохранились списки переводов преподобного Паисия, в частности, и Лествицы, сделанные настоятелем преподобным Моисеем и старцем Макарием, которые до своего прихода в Оптину пустынь подвизались в пустынных обителях под руководством учеников и последователей старца Паисия. В этих трудах преподобный Макарий ценил более всего духовную опытность самого переводчика. Так, по поводу славянского перевода Лествицы, «опытного по духовному смыслу», старец писал, что хотя в нем «кое-где и темно, но вообще правильное понятие показывает опыт самой деятельной его жизни, известной всем нам…»

В работе над изданием Лествицы в Оптиной пустыни принимали участие иеромонах Амвросий, будущий оптинский старец, иеромонах Ювеналий (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский, иеромонах Климент (Зедергольм) – люди высоко образованные и опытно проходившие духовный подвиг под руководством оптинских старцев. Непосредственное участие в работе над «Лествицей» принимал и сам преподобный Макарий, о котором, как и о старце Паисии, можно сказать, что он был «мужем исполненным духовного разума, прошедшим опытом духовные советы святого отца [Иоанна Лествичника], не постигаемые одним книжным обучением, притом и сам достойным преемником иноческих добродетелей великого старца».

Все начертанное на этих «скрижалях духовных» и ныне служит к духовной пользе всех ищущих спасения. Пользуясь этим непогрешительным руководством, все желающие могут беспреткновенно совершать свое спасение, восходя как бы по лествице, утвержденной «даже до небесных врат», к духовному совершенству.

Публикуется по тексту Предисловия к изданию: Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию

    18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

  • Желающие смогут поучаствовать в пасхальном звоне на колокольне Данилова монастыря

    С 16 по 22 апреля 2017 года, в дни Пасхальной седмицы, желающие смогут подняться на колокольню Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы и принять участие в пасхальном звоне

  • «Воскресения день, просветимся, людие»!

    «В “Сей день, егоже сотвори Господь”, возрадуемся и возвеселимся! Ибо Спаситель наш, примиряя Кровью Христа небесное и земное, Начаток и Первенец из мертвых, ныне творит нас участниками Воскресения Своего, отверзая врата утраченного прародителями рая»

  • Поминовение усопших

    Мы поминаем наших близких усопших и исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно»

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт