Иконы и иконостасы Данилова монастыря

Собрание икон Данилова монастыря, сложившееся в период его возрождения в конце XX - начале XXI века, включает как древние чтимые образы, так и иконы, написанные в наши дни. Статья рассказывает о наиболее примечательных иконах, а также о восстановленных иконостасах монастырских храмов.

 Иконы 

 Иконостасы

 

Собрание икон Данилова монастыря неразрывно связано с его историей. Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием святынь столь же древних. К сожалению, о них сейчас ничего не известно. Первая дошедшая до нас монастырская опись относится к 1701 году, и из нее следует, что икон старше XVI века к тому времени в обители уже не было.

После 1764 года, когда Данилов стал весьма небогатым монастырем третьего класса со штатом братии в 12 человек, главным источником поступления икон были пожертвования благотворителей, в основном тех, кто имел на территории обители родовые захоронения.

В 1930 году монастырь был закрыт, и внутреннее убранство всех его храмов бесследно исчезло. Духовным чадам последних даниловских иноков удалось спасти лишь несколько особо чтимых икон. 

Возрождение Данилова монастыря, возвращенного в 1983 году Русской Православной Церкви, стало, по сути, общенародным делом. Со всех концов страны непрерывным потоком потекли в монастырь древние и новые иконы, святые мощи угодников Божиих, исторические реликвии. Они поступали из действующих храмов и монастырей, Духовных школ и светских организаций, от множества частных лиц: архиереев, клириков, благочестивых мирян, коллекционеров и деятелей культуры. Большая часть икон передана в монастырь как пожертвование. Почти все они были отреставрированы в монастырских мастерских.

 Первый наместник возрожденной обители архимандрит Евлогий в своих записках отмечает, что, хотя икон приносили очень много, но в их появлении, как мы все заметили, был, скажем так, богослужебный порядок: иконы приходили в обитель почти всегда к  предстоящему празднику. Это мы воспринимали как дар Божий»1 .

daniils.jpgК созданию новых икон для монастыря привлекались лучшие современные мастера-иконописцы: игумен (ныне - архимандрит) Зинон (Теодор), священник Вячеслав Савиных и его супруга Наталия Шелягина, Сергий Николаевич Добрынин, Ирина Васильевна Ватагина, Лариса Николаевна Шеховцова, Вера Юрьевна Карпова и многие другие. В результате во всех монастырских храмах иконы прошлых веков гармонично соседствуют с иконописными образами наших дней.

 Иконы

Внастоящее время в Даниловом монастыре имеются иконы XVI - XX веков. В их числе - три особо чтимых образа, чудом уцелевших после закрытия и последовавшего затем разорения обители. С 1930 года эти иконы находились в церкви Сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище в Москве, и были возвращены в монастырь вскоре после его возобновления.

Это - Владимирская икона Божией Матери с «Акафистом» на полях2 , икона Божией Матери, именуемая «Троеручицей», и образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

 Владимирская икона Божией Матери (вторая половина XVI в.; размер 129 х 90 см) были написана для первого каменного храма Святых отцов семи Вселенских Соборов. Монастырское предание считает ее вкладом царя Иоанна Грозного.

vladimirskayas.jpgВ среднике иконы - образ Божией Матери «Владимирской» в иконографическом изводе (варианте), называемом «Волоколамским». Его особенность - живописный венец над Богородичным нимбом, который воспроизводит драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI - первой половины XII столетия из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамским извод назван по иконе, пожертвованной в 1572 году Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь3 . Даниловский образ - один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева (г. Москва).

Клейма «Акафиста» иллюстрируют 7 кондаков и 4 икоса. В первом клейме изображена Святая София Премудрость Божия, что обусловлено, вероятно, посвящением храма святым отцам семи Вселенских Соборов. Истолкование семи Вселенских Соборов как семи столпов «Дома Святой Софии» было распространено в иконописи и богословской литературе данного времени. «Сии суть Соборы - седмь столпов Божия Мудрости, на них же Дух Святый Дом Свой добре устрои», - писал преподобный Максим Грек († 1556)4 .

Образ Божией Матери, именуемый «Троеручица» (конец XVII - начало XVIII в.; 110 х 87 см), впервые упоминается в монастырской описи 1725 года, где отмечены поступления икон за последние 25 лет5 . Об особом почитании этого образа можно судить по его окладу, состоявшему первоначально из серебряных чеканных венцов и убора из жемчуга, между которым были вкраплены полудрагоценные камни.

Икона Божией Матери В прошлом столетии дважды в год, накануне праздника «Троеручицы», совершаемого 28 июня и 12 июля, икону крестным ходом торжественно переносили из Даниловой обители в монастырскую часовню на Большой Тульской улице. Там перед убранной цветами «Троеручицей» при огромном стечении народа прямо на улице совершалось всенощное бдение.

Икона вернулась в монастырь с большими утратами красочного слоя. Тем не менее, в процессе ее реставрации были сохранены все особенности московского письма XVII - начала XVIII века.

Образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина состоит из средника (вторая половина XVIII в.; 32 х 26 см) и рамы (середина XIX в.; 110 х 63см). Икона была пожертвована в Данилову обитель статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным († 1803), погребенным на монастырском кладбище. Согласно его завещанию в обитель поступили иконы, книги духовного содержания и денежные средства, на которые были устроены два придела в храме Святых отцов: во имя святого благоверного князя Даниила и во имя святых благоверных князей - страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015).

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Средник - XVIII век, клейма - 2-я пол. XIX векаИкона преподобного Иоанна Кассиана написана маслом, в академической манере середины XVIII века. Святой Кассиан представлен поколенно, с главой, слегка повернутой влево и склоненной к плечу. Глаза смотрят вверх, лик озарен потоком света, льющегося с неба. В левой руке преподобного - свиток с духовно-назидательным текстом из его сочинений: «Итак, решившись служить Богу, пребывай в страхе Божием и приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждениям, ибо многими скорбями подобает войти в Царствие Божие, потому что узки ворота и тесен путь, вводящий в жизнь, и немногие находят их».

В Даниловом монастыре образ преподобного Кассиана первоначально находился в ризнице. В 1858 году, когда храм Святых отцов поновлялся на средства баронессы фон Розен, ее дочь - монахиня Митрофания (в 1861 - 1874 годах - игуменья Серпуховского Владычнего Введенского монастыря) пожелала поместить икону в иконостас придела святого князя Даниила. С этой целью для иконы была изготовлена большая рама, которую расписала сама матушка Митрофания. В местном ряду иконостаса образ святого Кассиана был доступен для поклонения и вскоре прославился чудесами6 .

На раме изображены икона Божией Матери «Утоли моя печали» и клейма с Житием преподобного Кассиана († 435; память 29 февраля). Выбор сюжетов говорит о глубоком проникновении в сущность аскетических подвигов святого Кассиана.  

Все клейма имеют авторские подписи:

1. «Преп. Кассиан поучается у иноков Вифлеемского монастыря»;

2. «Преп. Кассиан с другом Германом беседуют со старцем Херемоном»7 ;

3. «Св. Иоанн Златоуст посвятил преп. Кассиана (ок. 400 г.) в диаконы»;

4. «Преп. Кассиан в Риме у Патриарха (папы Римского Иннокентия I. - Ред.) с миссией о защите св. Иоанна Златоустаго»;

5. «Преп. Кассиан устроил два общежительных монастыря - мужской и женский по правилам (уставам. - Ред.) палестинских и египетских монастырей»;

6. «Преп. Кассиан поучает свою паству деятельной и созерцательной жизни».

Икона преподобного Кассиана Римлянина - святыня Данилова монастыря, и вместе с тем - церковно-исторический памятник, представляющий собой редкий, точно датированный образец монашеской живописи.

Живоначальная Троица. XVI векИз современных вкладов в Данилов монастырь выделяется икона Живоначальной Троицы (вторая половина XVI в.; 115 х 93 см). Она пожертвована в обитель в 1986 году жителем Москвы, которого постигло большое горе - погиб в автокатастрофе его младший брат Николай. В память об умершем семья решила передать во вновь открытую обитель лучший образ из своего собрания. Икону привезли в монастырь, и оказалось, что ее размеры точно совпали с размерами киота, который готовили для храмовой иконы Троицкого собора. Архимандрит Евлогий усмотрел в этом Промысл Божий: икона Пресвятой Троицы пришла в монастырь в канун освящения Троицкого собора. Тепло поблагодарив дарителя, отец наместник спросил, кого поминать в молитвах. И тут выяснилось, что Николай скончался по дороге в храм, в котором он должен был принять Крещение. «Если Ваш брат ехал с такой святой целью - креститься, - сказал архимандрит Евлогий, - то веруйте, что Господь принял его доброе намерение. Ваша жертва принесет радость Вам и особенно - умершему брату. Царство ему Небесное!»

Икона Живоначальной Троицы была помещена в резном киоте у юго-восточного столпа Троицкого собора. Она почитается как одна из самых древних святынь возрожденной обители.

О первоначальном происхождении этой иконы нам ничего, к сожалению, не известно. Ее развернутая архаичная иконография включает изображения праотцев Авраама и Сарры и юноши-слуги, закалывающего тельца. Однако рисунок Ангелов близок образу «Святой Троицы» письма преподобного Андрея Рублева. В колорите иконы преобладают плотные, насыщенные цвета с обилием яркой киновари. Все это позволяет предположить, что образ происходит из северных областей Средней Руси, где влияние московской живописи сочеталось с особенностями устойчивых местных иконописных традиций.  

В конце XVI - начале XVII века была написана икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (105 х 78,5 см).

Святой апостол и евангелист Иоанн. XVII векАпостол Иоанн, любимый ученик Господа нашего Иисуса Христа, был, как поется в службе ему, «зритель неизреченных откровений и сказитель вышних Божественных тайн», возвестивший миру в своем Евангелии о безначальном бытии Триипостасного Бога. На иконе он изображен с раскрытой книгой в руках, пишущим Слово Божие. На листах книги начертаны первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово...» (Ин. 1, 1-3), а также начальные слова Книги Бытия пророка Моисея: «... сотвори Бог небо и землю...» (Быт. 1, 1-2).

Сопоставление этих текстов восходит, вероятно, к святоотеческим толкованиям, изъясняющим слово «В начале» как указание на предвечное рождение от Отца второй ипостаси Святой Троицы - Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение. Соединение на листах книги, которую пишет святой Иоанн Богослов, стихов Евангелия и Книги Бытия уподобляет апостола Иоанна пророку Моисею. Это сравнение основано на Богослужебных текстах. «Подобно бо Моисею во громех и блистаниях на горе приял еси от Бога тайну Богословия, и возгласил еси миру: в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное, и всему существующему виновное» - поется в Акафисте святому евангелисту Иоанну (икос 9).

За правым плечом апостола иконописец поместил Ангела Господня с восьмиконечным нимбом. Ангел благословляет книгу, которую пишет святой Иоанн, и олицетворяет собой Премудрость Божию. Это символическое изображение означает Богодухновенность Казанская икона Божией Матери. Середина XVIII векаапостольских благовествований, извещающих «Божия Премудрости сокровенное слово».

 Казанская икона Божией Матери (середина XVIII в.; 125 х 109 см) поступила в Данилов монастырь из Поволжья. Она состоит из средника и клейм, иллюстрирующих «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Автор Сказания - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России, чудотворец († 1612)8 .

Чудо о св. мучениках Флоре и Лавре. Конец XVII векаСеверное происхождение имеет икона «Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре» (конец XVII - первая четверть XVIII века; 95,5 х 71,5 см). Композиция иконы состоит из двух частей. Вверху в центре представлен Архангел Михаил, держащий на поводьях двух лошадей. По сторонам от него стоят готовые принять поводья святые Флор и Лавр. Это изображение отражает широко распространенное на Руси почитание пострадавших за веру Христову во II веке братьев-каменщиков Флора и Лавра как покровителей лошадей. По преданию, сам Архангел Михаил научил их искусству понимать коней и управлять ими. Существовал народный обычай окроплять святой водой лошадей в день памяти святых Флора и Лавра (8 / 31 августа).

Фон иконы - высокий, закругленный вверху холм, испещренный цветами и увенчанный панорамой города. Это - образ обновленной земли, Горнего Иерусалима, где восстановлено нарушенное грехопадением единство мира и где все существа, от Ангелов до низших земных тварей, объединены в Боге.

Св. мученики Флор и Лавр. Начало XVIII векаВ монастырской ризнице есть еще одна икона святых мучеников Флора и Лавра (первая половина XVIII в.; 32 х 28 см). Ее редкий иконографический извод связан с житийным повествованием об обретении в заброшенном колодце нетленных мощей святых Флора и Лавра и о перенесении их в один из константинопольских храмов. Святые мученики представлены на иконе молящимися Христу Спасителю. В центре композиции, в уменьшенном масштабе, изображены две раки со святыми мощами на фоне храма. Внизу - пасущийся у водоема табун лошадей.

Особый интерес представляют подписные иконы XVIII - XIX веков. Как правило, они имеют на лицевой или оборотной стороне «историческую летопись», содержащую сведения о мастере и времени написания образа.

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Иконописец С. Нехлебаев. 1798 годИкона Усекновение главы святого Иоанна Предтечи с клеймами жития (иконописец - С.С. Нехлебаев. 1798 г.; 134 х 94 см) происходит, вероятно, из храма святителя Николая Чудотворца в Лефортово. Об этом свидетельствует авторская надпись на нижнем поле: «1798 году месяца июня 26 дня сей образ писал в Лефертовской части в приходи Николи Чудотворца иконописец Московский купец Семен Сергиев сын Нехлебаив»9 .

Композиция иконы состоит из двенадцати разномасштабных клейм, объединенных условным архитектурным фоном в виде многоярусных палат. В центральной части образа представлено Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (память 29 августа / 11 сентября). Это изображение, выделенное масштабно, окружено более мелкими, иногда миниатюрными клеймами, подробно отражающими житийное повествование.

Св. благоверный князь Александр Невский. Художник К. Малышев. 1900 годОбраз святого благоверного князя Александра Невского (г. Сергиев Посад, мастерская художника К. Малышева; 1900 г.; 31 х 26,6 см) поступил в Данилов монастырь из собрания поэта Е.М. Ряпова.  Святой князь Александр Ярославич, по прозванию «Невский», в схиме - Алексий († 1263; память 30 августа / 12 сентября; 23 ноября / 6 декабря) был отцом святого благоверного князя Даниила. Изображения на иконах и фресках Данилова монастыря отражают разные стороны жития и деяний этого угодника Божия: он представлен и в воинских доспехах, и в великокняжеских одеждах, и в схимническом облачении. На иконе 1900 года мы видим святого Александра Невского в княжеском плаще поверх кольчуги, с крестом в руке. Его светлый благолепный лик, обрамленный волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, воплощает православное представление о совершенной красоте, о красоте как святости. Образ выполнен в живописной манере с тонко выписанными деталями, с золочением по тисненому левкасу (грунту). В нижней части средника - авторская подпись: «Писана сия икона в мастерской художника Малышева в Сергиевом Посаде 1900 года». На оборотной стороне доски имеется овальный штемпель мастерской К. Малышева.

По-видимому, в Сергиевом Посаде написана и большая храмовая икона преподобного Сергия Радонежского (конец XIX в.), пожертвованная в Данилов монастырь архимандритом Германом (Красильниковым; † 1985), настоятелем Казанского храма в с. Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после открытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических достопамятностей. К образу преподобного Сергия - «наставника монахов и собеседника Ангелов» -  с теплой верой прибегают братия и богомольцы Данилова монастыря.

У иконы св. великомученика и целителя ПантелеимонаВерующие люди непременно идут и к образу великомученика и целителя Пантелеимона. Эта икона происходит из иконописных мастерских русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон (Греция), где она была написана в конце XIX - начале XX века.

Архимандрит Евлогий в своих воспоминаниях подробно рассказывает об истории ее поступления в Данилову обитель:

«Всякий раз меня поражала вера русских людей в святость и благодатную силу иконы. Православные люди понимали их умом и сердцем, беседовали через них со святыми, излагая все свои духовные и телесные нужды. Пример такой веры я увидел в одной старушке, жившей в Загорске (ныне - Сергиев Посад. - Ред.) в очень ветхом, как и она сама, вросшем в землю доме. К ней я заглянул по письму, в котором она просила зайти. С глубоким уважением называю ее имя - Лидия Федоровна. Старая москвичка, прихожанка Данилова монастыря - еще до его закрытия... А пригласила она меня для того, чтобы передать в монастырь храмовую икону святого великомученика Пантелеимона, большого размера и хорошего афонского письма. «Возьмите в монастырь образ святого Пантелеимона. Здесь икона велика, а для собора как раз будет. Только как я останусь без своего врача, он помогает мне во всем: и лечит меня, и посылает мне добрых людей. Как станет мне тяжело, я - к нему, как к живому, всем поделюсь и поплачу за свою грешную жизнь. Отец наместник, только пришлите мне небольшую икону святого Пантелеимона, я без него жить не могу».

Это был разговор человека, живущего миром святых.

«А знаете, как этот святой образ попал ко мне? - оживленно спросила она. - Однажды я случайно вышла из калитки на улицу. Дело было зимой, под вечер. Пьяный мужик вез мимо меня на санях дрова для печки. Я глянула на его сани, вижу - будто лежит икона. Останавливаю, спрашиваю: «Нельзя ли купить ее?» И вот с тех пор великомученик у меня».

Эта икона теперь находится в Троицком соборе, - завершает свой рассказ отец Евлогий. - У нее всегда горит множество свечей».

Особо почитаются в обители иконы с частицами святых мощей. Одна из них, написанная в 1900-х - 1-й половине 1910-х годов, принадлежала преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне († 1918). Это образ святой праведной Елисаветы (вторая половина 1900-х гг.; 31 х 26,5 см) с частицей святых мощей, вложенных в овальный средник серебряного четырехконечного креста, расположенного в нижней части иконы. По преданию, образ был подарен великой княгине членами Православного Палестинского общества, пост председателя которого она унаследовала от своего супруга, великого князя Сергия Александровича, убитого террористом в 1905 году. Не исключено, однако, что эти данные относятся не к самой иконе, а лишь к частице святых мощей. Существует предположение, что икона написана самой Елисаветой Феодоровной, которая хорошо понимала церковное искусство и занималась живописью. Весьма вероятно, что всестороннее изучение ее творческого наследия позволит исследователям включить икону праведной Елисаветы в число иконописных работ святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Феодоровны.

Великая княгиня глубоко чтила свою Небесную покровительницу, помощницу и молитвенницу - святую праведную Елисавету, родительницу св. Иоанна Предтечи († I в.; память 5 / 18 сентября). В учрежденной Елисаветой Феодоровной в 1909 году Марфо-Мариинской обители милосердия было сооружено два храма, и в престолы обоих вложены частицы святых мощей праведной Елисаветы. Знаменательно, что освящение храма обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы было совершено в 1912 году при участии настоятеля Данилова монастыря епископа Серпуховского Анастасия (Грибановского)10 , близко знавшего великую княгиню и написавшего впоследствии очерк, посвященный ее памяти11 

Св. праведная Елисавета. Начало XX векаИкону святой праведной Елисаветы, почитаемую чудотворной, сохранила врач-хирург Елизавета Львовна Тархова († 1987), человек искреннего благочестия и глубокой веры. Она завещала передать после своей кончины драгоценный образ в Данилов монастырь, поскольку в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов был придел во имя святых праведных Захарии и Елисаветы, устроенный в 1890 году.  (В настоящее время икона праведной Елисаветы передана в Марфо-Мариинскую обитель. - Ред.)

Икона преподобного Серафима Саровского (Ярославль, 1912 г.; 85 х 48 см) с частицей святых мощей происходит из Серафимо-Знаменского женского скита под Москвой. Она написана ярославскими мастерами в 1912 году, ко дню освящения скита, по заказу его настоятельницы схиигумении Фамари (Марджановой; † 1935). Матушка Фамарь почитала саровского чудотворца как своего небесного покровителя, молитвенное обращение к которому не раз помогало ей, а однажды избавило от смертельной опасности.

В 1924 году, когда скит был закрыт, схиигумении Фамари удалось сохранить икону преподобного Серафима, и Господь, по предстательству саровского чудотворца, сохранил и укрепил ее силы, что позволило старице вынести в 1931 году арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область. Во время всех этих тяжких испытаний матушка Фамарь всегда была по-христиански радостна, бодра, утешала и ободряла других12 .

 Умерла схиигумения Фамарь под Москвой, в окружении своих духовных сподвижниц. Самой близкой из них - инокине Фамари (Протасьевой; † 1987), старица завещала принять  свое монашеское имя и передала образ преподобного Серафима. Монахиня Фамарь  (Протасьева) по благословению жила в миру и работала в Государственном историческом музее. После ее кончины икону преподобного Серафима пожертвовала в Данилов монастырь в марте 1988 года ее родная сестра, монахиня Евпраксия (Киселева). В том же году 11 февраля в обители была освящена церковь во имя преподобного Серафима Преподобный Серафим Саровский. 1912 год.Саровского, куда и был помещен образ из Серафимо-Знаменского скита, пред которым молились два поколения российских инокинь.

 Икона близка портретным изображениям преподобного Серафима, появившимся задолго до его прославления в лике святых. Мы видим святого старца погруженным в глубокую молитву, с четками в руке, похожими на те четки саровского чудотворца, которые вместе с частью его мантии хранятся в Даниловом монастыре. (В настоящее время икона возвращена в Серафимо-Знаменский скит, а на ее месте находится точная копия с частицей мощей преподобного. - Ред.)

Донская икона Божией Матери. Иконописец В.А. Комаровский. 1919 годДонская икона Божией Матери (иконописец - граф В.А. Комаровский; 1919 г.; 117,5 х 79 см) написана для деревянной кладбищенской часовни близ подмосковной станции «17-я верста» (ныне - Переделкино). В конце 1920-х годов часовня была снесена, но икона чудом сохранилась у местных жителей, где ее в конце 1960-х годов разыскала дочь художника Антонина Владимировна. После открытия Данилова монастыря семья Комаровских пожертвовала икону в обитель, завещав молиться о Владимире Алексеевиче Комаровском, замечательном художнике-иконописце, репрессированном и расстрелянном в 1937 году13 .

Эта Донская икона Божией Матери вошла в историю православного церковного искусства как одна из лучших икон XX века. Художник строго следовал иконографическому канону, но значительно укрупнил изображение по отношению к фону, который сделал киноварным. Чувство скорби, подчеркнутое огненно-красным цветом фона и угловатой резкостью рисунка, смягчено и одухотворено глубокой внутренней сосредоточенностью светлых ликов Приснодевы Марии и Богомладенца Христа.

 Иконостасы

Весьма интересны иконостасы восстановленных храмов Данилова монастыря. Самый большой и древний из них - иконостас храма Святых отцов семи Вселенских Соборов. Он состоит из местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов.

Иконостас храма во имя Святых Отцов Семи Вселенских СоборовМестный ряд составлен из икон разного времени и происхождения. Среди них - Владимирская икона Божией Матери с «Акафистом» на полях (XVI в.) и Казанская икона Божией Матери с клеймами «Сказания» (XVIII в.), о которых говорилось ранее. Наряду с древними образами в нижнем ряду иконостаса помещены иконы современного письма, в том числе - храмовый образ Семь Вселенских Соборов (иконописцы - Л.А. Забирова, Е.В.  Исаева. 1989 г.; 129,5 х 93 см).

 Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов. Иконописцы Л.А. Забирова, Е.В. Исаева. 1989 годИкона «Семь Вселенских соборов» расположена справа от Царских врат иконостаса. Она состоит из средника с изображением стоящего Спасителя и  клейм, где представлен цикл Вселенских Соборов. В центре каждого клейма на фоне храма изображен Византийский император, при котором созывался Собор. По сторонам от него - участники Собора, разделенные на группы православных и еретиков (последние - без нимбов). Каждое клеймо включает в себя надпись, содержащую сведения о Соборе.

Верхние ряды иконостаса храма Святых отцов представляют собой единый ансамбль из 67 икон костромского письма конца XVII века, переданный в Данилов монастырь из Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

 Иконостас придела преподобного Даниила Столпника в храме Святых Отцов - четырехъярусный. Царские врата представляют собой высокохудожественный памятник древнерусского искусства XVII века, переданный из Музеев Московского Кремля. Праздничный чин составлен из икон XVIII - XIX веков. В деисусный чин входят пять икон северных писем начала XVII столетия. Их цветовая гамма, построенная на контрастных сопоставлениях  киноварных, вишневых, темно-синих и оливковых тонов, послужила при комплектовании иконостаса основой общего колористического решения.

Образы Господа Вседержителя и Божией Матери из местного ряда, 4 иконы деисусного чина и весь пророческий ряд написаны священником Вячеславом Савиных в 1986 - 1988 годах. Творчество о. Вячеслава позволяет говорить об успешном освоении современными иконописцами художественного наследия Византии и Древней Руси. Новый иконы в иконостасе придела преподобного Даниила Столпника - это не только работа мастера внутри определенного стиля, но и пример письма по образцу. Так, для иконы Господа Вседержителя образцом послужила константинопольская икона Пантократора (Вседержителя) конца XIV - начала XV века14 .

Тябла (поперечные брусья) и другие архитектурные детали иконостаса украшены резьбой из дерева, выполненные бригадой монастырских резчиков под руководством А.И. Михайлина.

Иконостас надвратной церкви во имя преп. Симеона СтолпникаТрехъярусный иконостас в надвратной церкви преподобного Симеона Столпника составлен из близких по манере письма икон XVII - XX веков, поступивших как пожертвование из Псково-Печерского Успенского монастыря. Иконостас оформлен в 1986 году по проекту московского иконописца Сергия Николаевича Добрынина, написавшего для него 12 икон, включая храмовый образ преподобного Симеона Столпника.

Тябла иконостаса и вертикальные столбики между ними расписаны растительным орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.

Иконостасы Покровской церквиИконостасы в Покровской церкви, расположенной под храмом Святых отцов, написаны бригадой мастеров под руководством игумена Зинона (Теодора) в 1984 году. В своей работе о. Зинон следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV - начала XVI в.

Иконостас придела во имя пророка ДаниилаИконостас придела во имя пророка Даниила интересен редким иконографическим изводом местных икон: справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева - образ Божией Матери «Гора Нерукосечная». На южных вратах иконостаса изображен святой пророк Даниил во рву львином.

 Название иконы Божией Матери с Богомладенцем Христом «Гора Нерукосечная» связано с толкованием на текст святого пророка Даниила, которому посвящен придел: «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2, 45), где под камнем разумеют Христа, а под горою - Пресвятую Деву Марию. Богородица изображена на этом образе с символической горкой в руках, что  свидетельствует о Новозаветном исполнении Ветхозаветных прообразований и  пророчеств.

Иконостас Троицкого собораИконы для иконостасов Троицкого собора выполнены живописцами во главе с архимандритом Николаем (Самсоновым).  Художественное решение этих иконостасов обусловлено архитектурой храма, сооруженного в стиле классицизма.

 Иконостасы Данилова монастыря стали уже не только частью истории возрожденной обители, но и памятниками церковного искусства, которое только в храме обретает свой изначальный смысл. Согласно православному вероучению, «икона в церкви, как и Евангелие, имеет то же значение литургическое, догматическое, воспитательное... Иконы служат Св. благоверный князь Даниил. Иконописец протоиерей Вадим Смирнов. 1985 год. Троицкий соборпосредниками между изображенными и молящимися в силу благодатного общения, ибо благодать, стяжанная при жизни святым, пребывает в его иконах. Между святым и молящимся осуществляется таким образом известная связь, определенный молитвенный контакт. В храме во время богослужения все собрание молящихся посредством молитв и икон входит в молитвенное общение с Небесной Церковью и составляет с ней единое целое»15 .

Значение иконы как молитвенного образа неразрывно связано с ее содержанием и с особенностями художественного языка, посредством которого оно выражено. Икона имеет глубинные духовные связи с историческими событиями своего времени и с людьми, заказывавшими образ, писавшими его, бережно хранившими и почитавшими в разных, не всегда благоприятных для этого условиях жизни. В Даниловой обители находится первое большое церковное собрание икон XVI - XX веков, сложившееся в наши дни, и потому особенно важны свидетельства о монастырских образах как о благодатных святынях, памятниках православного искусства и документах Отечественной истории.

За последние годы было несколько случаев мироточения икон в Даниловом монастыре, совершались и другие чудотворения. По словам архиепископа Евлогия, первого наместника Даниловой обители, «это знак небесный к возрождению, поскольку чудотворения - это признак духовного возрождения, которым свидетельствуется наша немощь и одновременно изливается благодать. Это Божественное вразумление, эти духовные знаки даруются нам для покаяния и усиления молитвы»16 . Той горячей молитвы перед святыми иконами в храме, посредством которой собрание молящихся входит в духовное общение с Небесной Церковью и составляет с ней единое целое.

 Г.М. Зеленская
Статья из кн.: Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Изд.: Даниловский благовестник. М., 2000. С. 252–283.


1 . Воспоминания архимандрита Евлогия «Обители свет невечерний» 1986 г., цитируются по рукописи. Прим. редакции сайта: в настоящее время книга издана: Евлогий (Смирнов), архиепископ. Это было чудо Божие. История возрождения Данилова монастыря. Изд.: Даниловский благовестник. М., 2000.

2 . О древних иконах в Московском Даниловом монастыре: святых апостолов Петра и Павла, Владимирской Божией Матери с акафистом по полям и Семи Вселенских Соборов // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1871. Январь - февраль.

3 . Смирнова Э.С. Московская икона XIV - XVII веков. Л., 1988. С. 304. № 184.

4 . Сочинения преподобного Максима Грека. Ч. II. Казань, 1860. С. 519.

5 . РГАДА, ф. 1188, ед. хр. 102. Л. 19.

6 . Дионисий (Виноградов), архим. Даниловский мужской монастырь третьего класса, Московской епархии, в Москве. Краткий очерк. М., 1898. С. 48 - 50.

7 . Имеется в виду преподобный Херимон Египетский (IV в.; память 16 / 29 августа).

8 . А.С. Материалы для истории русской Церкви. Гермогена, патриарха Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. (№ 982, 4, скоропись, 36 листов) // ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1 - 44.

9 . Церковь свт. Николая Чудотворца в Покровском Рубцове (у Покровского моста), ныне - Бакунинская улица, д. 100, была построена в 1766 году вместо сгоревшей деревянной. См.: Александров М. Указатель Московских церквей. М. 1915. № 263; Сытин П.В. Из истории Московских улиц. М.,1958. С. 677; Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. С. 809.

10 . Марфо-Мариинская обитель милосердия. М., 1914. С. 34 - 35.

11 . Анастасий (Грибановский), архиепископ. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Иерусалим. Типография Греческого православного монастыря. 1925.

12 . Солодовников А.А. Сокровища Введенских гор. (Прогулка по кладбищу). Глава 9 «Матушка Фамарь». Машинопись. М., 1965.; Монахиня Таисия. Русское Православное женское монашество XVIII - XX веков. Джорданвилль, США, 1985. С. 226.

13 . Зеленская Г.М. Художник Владимир Комаровский (1883 - 1937) // Даниловский благовестник. № 4. М., 1992. С. 73 - 84; Комаровская А.В. Владимир Алексеевич Комаровский // Хоругвь. Вып. 1. М., 1993. С. 39 - 55.

14 . Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. № 6823.

15 . Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж. Издательство Западно-Европейского экзархата. Московский Патриархат, 1989. С. 105 - 106.

16 . О мироточении святых икон и мощей в наши дни // Даниловский благовестник. Вып 9. М., 1998. С. 15.

Комментарии   

 
+3 # Наталья Дмитриевна 07.06.2012 00:06
Большое спасибо за рассказ и изображения икон.Буду в следующий раз в монастыре,увижу эти иконы,помолюсь перед ними и обязательно вспомню ваш рассказ. А если что и забуду,обязател ьно прочитаю еще раз ваше повествование.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Пелагея 23.02.2016 21:57
Благодарю от всей души за столь интересную информацию. Бываешь в Храмах и не знаешь историю Икон, перед которыми молишься.
Божьей Вам помощи в Ваших делах, Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Матильда бедная
    Свершилось! Сам министр культуры России сурово насупил брови и выступил на защиту! Или, наоборот, на обличение и заклеймение?.. Попробуем, однако, разобраться.
  • «Исполнение Божиих заповедей не может помешать никакой иной деятельности»

    12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724)

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт