Иоаннис Каподистрия и духовное единство Греции и России

Доклад наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия на конференции, проходившей в Греции, на о.Корфу, 8 октября 2012 года в рамках "Русской недели на Корфу".

Досточтимые архипастыри и пастыри, уважаемые господа, дорогие о Господе братья и сестры.

В своем небольшом докладе мне хотелось бы, следуя по канве жизненного пути, по возможности очертить нравственный облик выдающегося политического деятеля Греции и России, блестящего дипломата, русского министра, ближайшего советника императора Александра I и первого правителя независимой Греции Иоанниса Каподистрии.

Его незаурядная личность привлекает к себе особый интерес как на его родине в Греции, так и в России, которым он равно принадлежит, как бы воплощая в себе нерасторжимое единство двух единоверных народов, – единство, которым соединил их навеки Божественный Промысл.

Начало деятельности молодого греческого аристократа Иоанниса Каподистрии пришлось на трудное и исполненное воодушевления время существования на Ионических островах Республики Семи Соединенных островов – первого греческого государства нового времени, возникшего в результате русских военных и дипломатических усилий, равно как и освободительной борьбы самих греков. У истоков этого государства стоял русский адмирал святой Феодор Ушаков.

Иоаннис Каподистрия Каподистрия был родом с острова Корфу, происходил из древнего дворянского семейства, известного и уважаемого подобно Феотокисам и Булгарисам, окончил курс медицины, философии и права в Падуанском университете. 

Новый порядок на Родине открывал для молодого медика широкое поле действия. Первое время он служил врачом на одном из кораблей турецкой эскадры. В 1800 году работал в госпитале, организованном на Корфу адмиралом Федором Ушаковым, исполняя обязанности главного врача.

В 1801 году по поручению Сената Иоаннис Каподистрия занялся претворением в жизнь положений новой республиканской конституции. Сенаторы и русский консул надеялись на «способности, ловкость и здравый смысл» юноши – «единственного, кто способен умиротворить умы»…

О том, что довелось ему тогда пережить, свидетельствуют строки письма Иоанниса к отцу, написанного в 1801 году с Кефалинии: «А тем временем я в аду, и если все это меня не сломит – буду считать, что совершилось чудо».

Светлый и гибкий ум, глубокие познания и таланты помогали ему выходить с честью из многих затруднений. Современники отмечали в нем скромность и жертвенность, совершенное бескорыстие, непритязательность, неизменную ровность характера, благородство, крайнюю простоту и строгость нравов, истинную приверженность к Православию.

Сохранились письма Каподистрии, относящиеся к этому периоду. Размышляя об исторической миссии Ионической республики, он не забывает отметить, что «установление свободного государства обеспечила им милость русского Государя». В эти годы у него сложилось убеждение, что для спасения Греции необходима опора на единоверную Россию. Будучи реалистом в политике, он сохранил это убеждение на всю жизнь.

Передача Ионических островов Франции в 1807 году была для Иоанниса горестным ударом. Его приглашали вступить во французскую службу, обещая видное место, но он предпочел воспользоваться приглашением приехать в Россию.

Александр I считал Каподистрию «человеком весьма достойным по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и взглядам». Впоследствии он написал теплое письмо его отцу на Корфу в благодарность за такого сына.

 Во время Отечественной войны 1812 года Иван Антонович (как его именовали в России) был назначен правителем дипломатической канцелярии Дунайской армии. Вместе со всей армией он проделал тысячеверстный путь от Дуная до Березины, мужественно перенося лишения и опасности походной жизни, усугублявшиеся суровой зимой. Он пользовался полным доверием знаменитого полководца генерала М.Б. Барклая-де-Толли, который «имел особенное к нему уважение».

    Успех дипломата-грека, посланного с поручением в Швейцарию, был высоко оценен Александром I. В 1815 году он назначается статс-секретарем по иностранным делам, от имени России подписывает Парижский мирный договор.

Император Александр I Современник (князь А.А. Васильчиков) пишет, что Каподистрия сделался «доверенным советником и, можно сказать, другом Императора. Совершенное его бескорыстие в денежных и служебных отношениях, всегдашняя скромность, воздержанность и большая откровенность, ловко соединенная с чувством повиновения, с каждым днем укрепляли и увеличивали его влияние на Александра Павловича».

Каподистрия был известен не только в дипломатических кругах, но и среди литераторов, он был знаком с  А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, в 1818 году избран членом Петербургской Академии наук. Сохранился словесный портрет графа московского периода. Каподистрия всегда был в черном, не носил никаких орденов, не играл в карты, был скромен, даже застенчив. «Стройный, довольно высокий ростом, бледный лицом, которое представляло изящный тип греческой мужской красоты… Черный костюм и бледная античная фигура оживлялись выразительными, большими черными глазами» (воспоминания Д.Н. Свербеева).

В России Иоаннис Каподистрия никогда не забывал и об интересах Греции и ее народе, делая все возможное для международного признания права греков на свободу и независимость.

Однако, когда представители общества «Филики этерия» («общество друзей») предложили ему возглавить греческое восстание, он отказался и советовал ничего не предпринимать, пока «не произойдет благоприятный для Греции поворот в европейской политике». Горячо сочувствуя своим соотечественникам, он, вместе с тем, признавал лишь законные пути к облегчению их участи. В этом сказался  реализм политика и дипломата, равно как и целомудрие христианина, призванного в терпении ожидать помощи Божией, тщательно каждодневно исполняя Его святую волю, пребывая в бдительности и молитве, чтобы в назначенный час оказаться готовым…

В 1822 году Каподистрия, получив бессрочный отпуск, поселился в Женеве. О своем избрании в президенты Греции он узнал на пути из Женевы в Петербург. Граф отклонил пенсию, предложенную ему императором Николаем за прежнюю службу, желая в новом своем положении сохранить полную независимость.

Греческий народ с нетерпением ожидал прибытия избранного правителя. В глазах всех он представлялся необходимым посредствующим звеном между Грецией и Европой и единственным человеком, «который умеет повелевать и действовать» (слова из письма Каподистрии 1801 г.). 12 января 1828 года на русском корабле граф прибыл в Эгину, встречаемый многотысячным народом. После торжественного пения «Тебе Бога хвалим», заключившего благодарственный молебен, президент произнес присягу в присутствии духовенства и народа.

Вначале новому президенту Греции негде было преклонить головы, и он поместился в полуразвалившейся хижине. Состояние государства, которым он был призван управлять, было в высшей степени печально. Казна была пуста. Страна, пройденная турками и египтянами огнем и мечом, представляла собой скорее пустыню, покрытую дымящимися развалинами, среди которых блуждало уцелевшее от врага население, бесприютное и голодное. К ужасам мусульманского нашествия прибавлялись бедствия междоусобий.

Одним из первых его дел была забота о Церкви и народном образовании. Были открыты семинария, народные школы, приюты для сирот, восстанавливались разграбленные и разрушенные церкви.

Новое независимое православное государство – плод вековых чаяний и многолетней кровопролитной борьбы греческого народа – появилось в Европе благодаря русским победам, сокрушившим военное сопротивление Турции (русско-турецкая война 1828 г.), а также российской дипломатии. Независимость Греции была официально объявлена на Лондонской конференции 1830 года.

На новом посту Иоаннис Каподистрия столкнулся с яростным сопротивлением могущественных кланов. Подозревая президента в связях с Россией, они предприняли неудачные попытки организовать крупные протестные акции против власти, а затем была спланирована операция по устранению Каподистрии.

Он был убит на ступенях церкви святого Спиридона Тримифунтского в Навплио, куда направлялся на службу ранним воскресным утром 27 сентября (9 октября по н.ст.) 1831 года. Ненависть народа к убийцам графа Каподистрии была столь велика, что греческое народное собрание вскоре наложило анафему на весь род исполнителей этого страшного злодеяния (Мавромихали).

За несколько дней до смерти Каподистрия написал пророческие слова: «Приходит время, когда людей судят не по тому, что они говорили или написали о себе, но на основании их поступков. Эта вера давала мне силы в течение всей моей жизни, она служила основой моих духовных принципов… Перемениться для меня уже невозможно. Я по-прежнему буду исполнять свой долг, не заботясь о себе, и пусть будет, что будет…»

Вероятно, он предчувствовал близость для себя часа, когда предстанет пред нелицемерным судом Божиим, судящим и воздающим каждому по делам (Откр. 20, 13; 22, 12), и готовился к этому часу, испытывая свою совесть и свою жизнь.

Ему вменялась в вину приверженность России. «Подозревают, будто я предался России, а почему же – нет? Но во всяком случае я останусь прежде всего греком», – писал Каподистрия. Он был несомненно приверженцем православной веры и православной традиции, общих у Греции и России духовных начал, заложником их общей судьбы.

В литературе можно встретить указание, впрочем, бездоказательное, на принадлежность Каподистрии тайным обществам. Отвечая на подобное утверждение, сам граф некогда писал русскому императору Николаю I: «Я со своей стороны никогда не принадлежал ни к какому тайному обществу». Зная честность графа, его словам, думаем, нужно верить. Современник «века вольнодумства и суемудрия», он сохранил веру и верность Православной Церкви и, положив душу за други своя, невинно пострадав, надеемся, стяжал у Господа милость. 

Светлый и ясный и вместе с тем трагический образ Иоанниса Каподистрии, доброго и верного сына двух православных народов, навеки останется в их благодарной памяти, и молитвы о нем не престанут возноситься к Престолу всемилостивого Бога из усердных христианских сердец в Греции и России, и по всей христианской вселенной. 

 

В докладе использована следующая литература:

 

Теплов В. A. Граф Иоанн Каподистрия, президент Греции. СПб., 1893.  

Станиславская А.М. Россия и Греция в конце XVIII – начале XIX века. Политика России в Ионической республике. 1798–1807 гг. М., 1976. 

Комментарии   

 
+1 # Татьяна 21.11.2012 13:33
Трогательно и изящно.
Интересно и поучительно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Великолепие являет себя в святости»

    12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

  • Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

    12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт