Кресту вся земля да покланяется

Третья Неделя и вся четвертая седмица Великого Поста посвящены поклонению Животворящему Кресту Христову.

Krest

От поклонения Кресту произошло и название этой недели – Крестопоклонная. Синаксарь в неделю Крестопоклонную начинается стихами: “Кресту вся земля да покланяется, имже познала Тебе покланятися, Слове”.

Установление празднования Кресту в третью Неделю Великого поста относится к древним временам христианства. Святитель Иоанн Златоуст († 407) в поучении на эту неделю говорит: “Возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица святых постов, приносящая Треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа – предлагающая его для поклонения и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая готовее и мужественнее к совершению поприща святых постов”. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке в неделю Крестопоклонную говорил: “Посмотрите на путника, идущего к определенной цели. Ежедневно, проходя известную часть пространства, он, хотя и изнемогает иногда от продолжительности предпринятого пути, однако, имея в виду отдохновение, с охотою продолжает начатый путь. И все мы теперь что другое, как ни странники? Человеколюбец Бог, чрез предание от святых отцов, Сам открывает пред нами предлежащий путь, – говорю, святого и спасительного поста, для того, чтобы мы, потрудясь на нем хоть сколько-нибудь, сподобились получить прощение во грехах, и от томящей нас греховной жажды и угрызения страстей избавляет чрез прикосновение и лобызание Честного и Животворящего Креста. То и другое средство с одинаковой пользой могут приготовить нас к достойному сретению святого дня Воскресения – пост, потому что поддержит благую бодрость в теле, а поклонение предлежащему Животворящему Кресту отвлечет мысли наши от постыдных помыслов и дел и устремит взор наш к небесному жилищу”1.

Поклонение Животворящему Кресту продолжается и всю четвертую седмицу, которая поэтому называется также Крестопоклонной. В среду и пятницу этой седмицы положены особые каноны Кресту.

Синаксарь в неделю Крестопоклонную содержит объяснение смысла этого дня. Напоминая о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа, добровольно воспринятых Им для спасения мира, Святой Крест воодушевляет нас для продолжения поприща Поста. Святую Четыредесятницу, исполненную сокрушения, горести и печали, святые отцы уподобляют горькому источнику; Животворящее же Древо Креста, предлагаемое для поклонения постящимся посреди Четыредесятницы, услаждает эту горечь. Оно подобно древу, которое во время сорокалетнего странствия народа Божия в пустыне положено было среди горьких вод Мерры для их услаждения (Исх. 15, 23–25). Вместе с тем благовестие о Кресте и поклонение ему в середине Великого Поста напоминает нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. При торжественном сретении Царя-победителя обыкновенно предшествуют ему знамения его и скипетры; так и Пасхе Христовой – шествию Победителя греха и смерти – предпосылается знак Его победы – скипетр Христов, Царское знамение, Животворящий Крест.

В эти дни Церковь назидает нас песнопениями, переданными ей от святых песнописцев Феодора Студита († 845) и Феофана Исповедника († ок. 850). Оба эти святых отца были ревностными защитниками святых икон.

В церковных песнопениях третьей недели Четыредесятницы крестные страдания Спасителя изображаются вместе с радостным Его Воскресением. Богослужение этого дня проникнуто тем же упованием, которое укрепляло Апостолов в их трудах благовестия, вдохновляло христианских мучеников на страдания и смерть и преподобных на их подвиг: если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся; если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. В великопостных канонах Кресту святые песнотворцы утешают утомленных постом подвижников радостью о силе Креста Господня, созерцая образы Живоносного Креста в различных ветхозаветных образах. В крестном знамении, по мысли богомудрых отцов, христиане имеют орудие против всякой враждебной человеку силы; чудодейственная сила Креста происходит от того, что его носил на раменах, на нем вознесся, на нем распялся Христос.

___________________________________

1 Цит. по: Протоиерей Г. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2, с. 100–101.

 

Статья опубликована в Сборнике канонов Честному и Животворящему Кресту. М.: "Даниловский благовестник", 2001.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт