Можары

Недалеко от подворья Данилова монастыря, что в Сапожковском районе Рязанской области, расположено старинное село Можары, история которого восходит к XVII веку...

15 - Кривельское городище; 17 - Сапожковское; 19 - БорецкоеБогатые и плодородные земли по среднему течению реки Пары* , где ныне расположены села Большие и Меньшие Можары, были заселены издревле. О существовании здесь поселений периода Древней Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки, в частности, Кривельское, Борецкое и Сапожковское городища.   

В 1237 году эти южные окраины Великого княжества Рязанского были разорены полчищами Батыя вместе со столицей Старой Рязанью, от которой остались «токмо дым и земля и пепел». Некогда оживленные и цветущие земли запустели на два столетия. 

Из летописных источников известно, что в начале XV века расположенная неподалеку от  Можар Бовыкинская пустошь и прилегающие угодья были пожалованы князем Федором Ольговичем (1402-1427) во владение Богородице-Рождественскому Солотчинскому монастырю, основанному в 1390 году его отцом Великим князем Олегом Ивановичем: «Князь великий Федор Ольгович придал Игумену Солотчинского монастыря Мартирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою с угодьями и рыбной по Паре реке ловлею». В выписке о древних вкладах Солотчинского монастыря 1691 года добавлено: «поколе отец его придал великий князь Олег Иванович»[1].

 Наименование «пустошь» указывает на прежде существовавшее здесь селение, вероятно, разоренное во время монголо-татарского нашествия. В документах XIV-XV вв. «пустошь», как правило, означает запустевшую деревню - то есть селение с пахотной землей, сенокосами и прочими угодьями,  тогда как «селищами» называли обычно оставленные жителями села - поселения, где не было условий для занятия земледелием[2].

Разрушенный Николо-Бовыкинский монастырьВ конце XIX века на месте пустоши Бовыкинской был основан женский Николо-Бовыкинский монастырь, разоренный большевиками. Его полуразрушенная колокольня видна и ныне с любого места села. По преданию, здесь за 200 или 300 лет до его основания (т.е. в XVI или XVII веке), а может быть и раньше, было явление чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца, которая и хранилась в обители до ее закрытия в 1919 году[3].

Новое заселение южно-рязанских «украинных» земель началось в  XVI веке, когда по ним прошла оборонительная «засечная черта» (Шацк - Ряжск - Данков). В 1605 г. строится крепость Сапожок. Возникавшие вокруг оборонительных сооружений селения первоначально были царскими, принадлежали казне, здесь жили преимущественно служилые люди, казаки, постепенно осваивались земли, развивалось земледелие, промыслы. С конца XVI века южно-рязанские земли, часто вместе с селами, давались служилым людям в качестве жалованья для обеспечения их службы крестьянским трудом.

Вероятно, в это же время, в XVI  или начале XVII века, появилось в Старорязанском стане и село Можарово[4], просуществовашее однако недолго: уже к 30-м годам XVII века оно по неизвестным нам причинам пришло в запустение. Это было либо дворцовое село (принадлежавшее казне), либо поселение черносошных (свободных от личной зависимости) крестьян - потому-то оно и не упоминается в известных нам писцовых книгах  указанного периода, учитывавших лишь поместные владения [*].

Первое имеющееся у нас письменное известие о селище (то есть бывшем селе) Можарове, что в Старорязанском стане, на реке Паре, относится к 1647 году: оно упоминается в межевой книге как владение боярина Федора Степановича Стрешнева[5].

Федор Степанович Стрешнев приходился родным дядей царице Евдокии Лукьяновне, в девичестве Стрешневой, второй  супруге царя Михаила Феодоровича Романова (с 1926 г.) и матери Алексея Михайловича.  В Смутное время он, будучи осадным головой в Лихвине, прославился как мужественный защитник города. В 1628-34 гг. Федор Стрешнев был дворецким Евдокии Лукьяновны. 30 сентября 1645 года пожалован в бояре по случаю венчания на царство Алексея Михайловича.

Межевая книга 1647, л. 682В 1647 году, февраля 25 дня, Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович повелел  «в поместье боярина Федора Степановича Стрешнева, в пустоши, что было селище Можарово, и пустоши Бовыкинская, что за рекою за Парою в Государевом Бортном лесу, и что к тому селищу угодья и урочища измерить... а про бортные ухожеи[6] и про рыбные ловли и про бобровые гоны и про всякие угодья велено сыскать... и от всяких земель размежевать, где бы ни с кем спору не было»[7].

Из этого текста следует, что в начале 1647 года села еще не было, а была пустошь на месте некогда существовавшего селения.

Окрестности села Далее читаем, что поместье это пожаловано Ф.С. Стрешневу в 1638 году к прочим его владениям и «дано ему из диково поля в его оклад в девятьсот восемьдесят четей с полуосьминою[8] в Рязанском уезде в Старорязанском стану в селе Можарове вверх по реке по Паре под Бовыкинским и под Кастюковским лесом пятнадцать мест дворовых да по смете и по мере степные земли меж речки Олешенки Колчевой и речки Олешенки ж Бовыкинской по вершины Бовыкинские пятнадцать десятин а четвертные пашни тридцать четей в поле а в дву потому ж[9], да сенных покосов шесть десятин»[10].

Итак, получил Ф.М.Стрешнев это поместье в 1638 году «из дикого поля», в селе Можарове «пятнадцать мест дворовых» - то есть мест, где ранее были крестьянские дворы. О прежнем селении можно заключить, что в нем было достаточно хорошо развито земледелие, были пахотные земли и велось трехпольное хозяйство. Жители оставили его, вероятно, за несколько десятков лет, а то и меньше, так как место и название, а также и распаханные земли, сохранились. Находилось оно посреди диких лесов, богатых всякой живностью. Село, ставшее владением Стрешневых, стало именоваться не «Можарово», а «Можары».

Из упомянутой межевой записи узнаем также, что по правую сторону от имения Ф.С. Стрешнева, села Можар, от места впадения речки Олешенки в Пару, находилась «земля козловцов детей боярских[11] села Сысоева». Сообщается, между прочим, и о том, что «на меже речки Колчевы был суд и образной отвод[12] и сказал Микофор Вельяминов за себя и за братьев и за племянников своих, и с суда взял на душу[13] боярина Федора Степановича Стрешнева крестьянин Неустройко Яковлев, и по суду и по отводу образному та земля розмежована». Как видим, в 1647 году, в селе Можарах были крестьяне, по крайней мере известно имя одного из них - Неустройко Яковлев.

Федор Степанович Стрешнев умер в 1647 году. У него остались сыновья Иван Большой да Иван Меньшой, да Степан Федоровичи, между которыми, вероятно, и было разделено поместье Можары[14].

Спустя несколько лет (ранее 1651 года) это поместье (может быть, часть поместья) было разделено между Иваном Меньшим Стрешневым и его племянником Михаилом Степановичем Стрешневым[15]. При этом разделе Ивану Меньшому Стрешневу досталось около 100 дворов крестьянских и бобыльских[16], а также 12 пустых дворов, Михаилу Степановичу Стрешневу - около 50 крестьянских и бобыльских дворов, поделена была и пашня пахотная и перелог[17]. Как видим, Можары в это время - уже довольно большое село. В нем имелась церковь (в уделе Ивана Федоровича Меньшого), где служили священник вдовец поп Прокофий и диакон Матфей, дьяк Галактионка, пономарь и просфорница.

 В 1668 году село Можары было пожаловано окольничему Ивану Стрешневу Большому из поместья в вотчину [18] - «за многу службу» во время войны с Польшей[19]. Жалованная грамота ссылается на прежние записи в упоминавшейся мерной книге «письма и меры Михайла Языкова» 1647 года, а также на «дачи» (пожалованья) 1648 и 1665 годов.

Село Большие Можары. Современный видА спустя семь лет часть этого имения окольничий Иван Федорович Стрешнев отказал своему зятю стольнику князю Василию Васильевичу Голицыну[20]. Князь В.В.Голицын был женат вторым браком на дочери Ивана Федоровича Евдокии Ивановне Стрешневой (с 1665 г.). В отказной книге упоминается «церковь Божией милостию во имя Архистратига Михаила да предел великого Чудотворца Николая, у церкви поп Артемей Голахтионов со братьями Петром да Онофреем. У той церкви вдовая попадья просвирница, да в селе Можарах двор помещиков со всяким дворовым строением, да на усаде[21] ж крестьяне и бобыли...»[22]

Часть угодий предоставлялась в общее владение: «Сено и лес и всякие угодья и рыбные ловли в реке Поре и в озерках в селе Можарах да в пустоши Бовыкинской поляне за рекою Порою... и с вотчиною землею от Сопошковского рубежа[23] и от росошных[24] борков вниз по речки Бовыкинской Олешни, а по другую сторону поместной земли по речки Колчевой Олешни до реки Поры, - владеть стольнику князю Василию княж Васильеву сыну Голицыну с вотчиною землею Окольничего Ивана Федоровича Стрешнева вопче[25]»[26].

Из Переписной книги 1678 года[27] видно, что в селе Можарах за Василием Васильевичем Голицыным числилось 100 дворов крестьянских и бобыльских, а людей (мужского пола) в них 385 человек. За Иваном Федоровичем Стрешневым 77 дворов крестьянских и бобыльских, а людей в них 397 человек.

В 1681 году часть этого имения была отказана В.В.Голицыну «в вотчину»: Иван Федорович Стрешнев «треть села Можар без жеребья да за рекою за Порою треть пустоши Бовыкинской поляны без жеребья триста четий да в половине села Песочни четыреста четий, всего семьсот четий в поле да в дву потому ж, отказал зятю его князю Василию Васильевичу Голицину в вотчину ж со всеми угодьями»[28].

В 1689 г. Голицины, как приближенные царевны Софии,  оказались в опале, все имения были конфискованы. Имение князя В.В. Голицина в селе Можарах отошло в казну.

Хотя во всех вышеупомянутых документах речь идет о селе Можарах, вероятно, уже в ту пору существовало фактически два села с одним и тем же названием Можары, которые для различия именовали «Большими» и «Меньшими».

Так, в справочнике священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»[29], со ссылкой на окладные книги 1676 года, упоминаются оба села - Большие и Меньшие Можары, причем оба они называются «починками» (т.е. недавно появившимися, находящимися в «почине»).

В селе Больших Можарах при церкви Архангела Михаила показаны дворы попов, дьячков и пономарский, а «церковной земли и покосов нет, по сказке[30] попа Артемья, а из помещиковой дачи земли церковные четыре четверти в поле, в дву потому ж, сенных покосов на 60 копен. В приходе той церкви: двор помещиков - окольничева Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 131 двор, да бобыльских 19 дворов». Церковь, как видно из описи, была деревянная, далее перечисляется церковное имущество. А об иереях замечено, что «просфиры они - попы - пекут сами и на крылосе трудятся сами ж». Согласно упоминавшейся переписной книге 1675 года, в ней был придел святителя Николая. В 1751 году эта церковь сгорела и была построена заново, с теми же престолами. В 1802 году перенесена на другое место, в ней было три придела: святителя Николая, св. мчч. Адриана и Наталии и Нерукотворенного образа Христа Спасителя. В конце XIX века в приходе этой церкви была женская община, устроенная в 1885 году на Бовыкинской горе.

Архангельская церковь села Меньших Можар упоминается в тех же окладнных книгах 1676 года как построенная в «новонаселенном починке» лет десять назад. Сообщается, что «поп Дионисей живет у той церкви девять лет, а дань платили по окладу со всего села с попом Артемьем заодно». Земли церковной и сенных покосов не было, а в пользу причта помещик выделял из своих владений «восемь четвертей в поле, в дву потому ж, сенных покосов на восмьдесят копен». В числе приходских дворов упоминается двор владельца села Можар окольничего Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 90 дворов, да бобыльских 10 дворов». По описной книге Сапожковского уезда церковь в селе Меньшие Можары числится деревянной с приделом в честь святителя Николая (как и в Архангельской церкви Больших Можар). Архангельская церковь отделялась от села Меньших Можар притоком реки Пары и находилась в той местности, которая и поныне слывет под именем «островка». В 1767 году эта церковь была разобрана за ветхостью, и вновь построена на новом месте, на восток от села, церковь Троицкая с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца. После пожара от молнии новая деревянная Троицкая церковь с теми же приделами была построена на средства графа П.А. Церковь в селе МожарыШувалова и освящена в 1857 году.

 Оба храма были разрушены в 1930-е годы. В настоящее время в селе Большие Можары воздвигнут деревянный храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"* .

Поскольку в большинстве документов XVII века не прослеживается четко различие между двумя Можарами - Большими и Меньшими, а в 1676 году они уже несомненно существовали как два отдельных села со своими церквами (и с одинаковыми престолами - Архангела Михаила и Николая Чудотворца) и приходами, то возникает вопрос - когда и как возникло это разделение и почему села именуются именно Большими и Меньшими Можарами?

Наиболее очевидный вариант объяснения - села рознились величиной, количеством дворов, как то следует из упоминавшееся описи 1676 года. Большее село стали называть Большие Можары, меньшее - Меньшими.

Можно предположить и другое объяснение, менее очевидное, но также небезосновательное. После кончины Федора Степановича Стрешнева поместье Можары было, по всей видимости, разделено (м.б. не тотчас, а спустя несколько лет, путем упоминавшегося отказа 1650 г.) между его сыновьями Иванами - Большим и Меньшим, а впоследствии в пределах их имений возникали новые разделы (что и отражено в письменных источниках того времени, которые не оговаривают, о каких Можарах идет речь). Так с самого возникновения (или возрождения на старом месте в середине  XVII в.) село разделилось на две обособленные части, и по имени владельцев эти части стали называться Большими и Меньшими Можарами. Но это, конечно, лишь предположение. 

Остановимся, наконец, на вопросе о названии села - откуда оно происходит и что означает?

Согласно одной из распространенных версий топоним Можары, в частности, название села, происходит от одноименного племени можар. Этот топоним весьма распространен по всей европейской части России, встречается и в Сибири. А.Ф.Можаровский (магистр Казанской Духовной Академии) в специальном докладе, посвященном современным потомкам можар (маджар, мишарей) указывает, что это было довольно значительное племя. В древние времена, во время общего брожения племен, можары исходили значительные пространства нынешней европейской России и везде оставили после себя хоть незначительные слады в названиях урочищ и, впоследствии, селений; мы находим следы их пребывания в Уфимской, Казанской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Полтавской губерниях. В Житомирской области доныне существует село Можары, откуда и  происходит дворянский род Можаровских. На Северном Кавказе во времена Хазарии и Золотой Орды существовал город Маджар, впоследствии Святой Крест, ныне Буденновск.

В 1551 году можары, подданные Русского Царя, сражались с казанцами, а потом вместе с другими насельниками бывшего Казанского царства отправляли послов к Иоанну Васильевичу, моля его, чтобы он дал им Шиг-Алея в цари... А.Ф.Можаровский предполагает, что можары, населявшие правый берег Волги в пределах Казанского царства впоследствии могли быть поглощены другими народностями, в частности, чувашами, составив их своеобразную и по языку, и по внешнему облику, и по быту разновидность[32]...

Но каково же происхождение самого этого племени? 

Широко распространено представление о том, что можары являются одной из этнических групп татарского народа. Однако существуют и иные точки зрения, в частности, что это «отатарившиеся остатки прежней финно-угороязычной мешеры (мочаров-можаров)» (В.В. Вельяминов-Зернов); что можары - не финская, а угорская народность, ответвлениями которой являются и мадьяры Венгрии (С.П. Толстов, нач. XX в.).

Очевидно, не случайно сходство наименований «можары» и «мадьяры»; последнее - самоназвание венгров. В I тыс. по Р.Х. венгры населяли территории приазовских и причерноморских степей и находились под властью хазар, и лишь  воследствии переселились в Трансильванию и Паннонию.

Согласно данным археологических исследований, в VII-IX веках берега Оки были заселены близкими к венграм финскими племенами, которые впоследствии исчезли по неизвестным причинам (вероятнее всего, они отступили под натиском более сильных и воинственных славянских племен), и эти земли были заселены славянами - кривичами (по верхнему течению Оки, на северо-западе Рязанского края) и вятичами (по среднему и нижнему, на юге)[33]. Однако не исключено, что часть финского населения ассимилировались среди славян, отчасти сохранив свою идентичность, а впоследствии, смешавшись с тюркскими племенами, эти потомки древних финнов дали начало новой народности...  

Интересно также заметить, что в древнегреческих источниках  можаров называли акацирами-агачирами, а также паралтаимами, т.е. жителями бассейна реки Пара[34].

 


*   Приток Оки.

[1] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв., т. III. М., Наука, 1964, № 327, 341-а. О том же сообщается в выписке «из грамот князей Рязанских и княгинь в Солотчинском монастыре имеющихся», в кн.: «Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом, с примечаниями И.Добролюбова», Рязань, 1889, § 93, с. 36.

[2] См. Кочин Г.Е. Развитие земледелия на Руси с конца XIII по конец XV  в. http://annals.xlegio.ru/rus/small/kochin.htm

[3] Об этом упоминается в спавочниках по монастырям Российской Империи начала XX века, например, в кнн.: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М.,  1908; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. [Нижний Новгород], 1907.

[4] Административно-территориальное деление губерний в  XV-XVII вв.

 [*] В изданных В.Н. Сторожевым «Писцовых книгах Рязанского края» (Рязань: издание Рязанской ученой архивной комиссии, 1898-1904, т. 1, ч. 1-3. Совр. издание: Рязань, 1996-1998, т. 1, ч. 1, 3) помещены платежные книги по Старорязанскому стану 1594-1597 годов, но село Можарово в них не упоминается. Однако это не означает, что такого села не было в то время. Дело в том, что рязанские писцовые книги XVI  века включают только описания поместных владений, и оставляют вне поля зрения земли дворцовые и "черные", то есть крестьянские (с XVIII века они стали называться казенными). Стало быть, если село Можарово и существовало, то было оно либо дворцовым, либо поселением свободных (черносошных) крестьян.  

[5] Заметим, что в Рязанской губернии имеется и другое село Можарово, где помещики носили фамилию Можаровы, однако это совсем иное селение, находившееся в Каменском стене «на речке Тысье и речке Кипре",  упоминаемое в 1594-1597 гг. в «Писцовых книгах Рязанского края», изданных В.Н. Сторожевым.   

[6] Ухожеями назывались определенные, разграниченные участки территории, как правило, включавшие в себя земли вдоль бассейна какой-либо реки, сдаваемые государством в аренду.

[7] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13884, лл. 682-682 об.

[8] Четверть, или четь, - половина десятины, мера земельного надела. Жалованье служилым людям полагалось частью деньгами, частью земельными наделами.

[9] Это выражение указывает на трёхпольное хозяйство. При наделе земля отводилась в трёх полях, но, для сокращения, в писцовых книгах отмечалось количество земли в одном поле с добавкой: «в дву потому ж».

[10] Там же, лл. 683 об.- 684.

[11] Дети боярские - в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие служилые землевладельцы.

[12] Образное хождение или межевание - способ размежевания спорных земель.

[13] Брать на́ душу - принимать на свою моральную ответственность.

[14] Поместья, в отличие от вотчин, не наследовались прямо, однако, как правило, доставались родственникам владельца путем «отказа».

[15] Отказные книги на поместье Можары. РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13374

[16] Бобыль - безземельный или малоземельный крестьянин-бедняк.

[17] Перелог - оставленный на длительное время без обработки, заросший пахотный участок земли.

[18] Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией, т. 5, СПб., 1853, с. 387-389.

[19] Закончившейся перемирием на тринадцать с половиной лет в 1667 году.

[20] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13398.

[21] Усад - усадьба.

[22] Лл. 330 об.- 331.

[23] Сапожковская засечная черта - оборонительное сооружение, построенное в конце XVI - начале XVII в.

[24] М.б. от старослав. россошь - рассоха, развилка реки.

[25] Т.е. вместе.

[26] Лл. 353 об.-354.

[27] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, №13343.

[28] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, дело № 13406, л. 618 об.

[29] Т. 3, Рязань, 1888, с. 49-55.

[30] Сообщению.

*   Храм этот построен при участии Данилова монастыря, братия которого принимают участие и в деятельности местного сельскохозяйственного предприятия, названного по имени села - "Можары".

[32] Можаровский Ап.Фед. Где искать в наше время потомков тех Можар, которые в 1551 году среди поля Арскаго бились с Казанцами верные присяге Русскому Царю? // Труды Четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 32 июля по 18 аргустя 1877 года, т.I, отд. II. Казань, 1884, с. 17-20.

[33] Городцов В.А. Древнее население Рязанской области // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1908 г., т. XIII, кн. 4. СПб., 1909.

[34] Миначев М.М. Мишарлар.

http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/2/hist_minachev.htm

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт