Можары

Недалеко от подворья Данилова монастыря, что в Сапожковском районе Рязанской области, расположено старинное село Можары, история которого восходит к XVII веку...

15 - Кривельское городище; 17 - Сапожковское; 19 - БорецкоеБогатые и плодородные земли по среднему течению реки Пары* , где ныне расположены села Большие и Меньшие Можары, были заселены издревле. О существовании здесь поселений периода Древней Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки, в частности, Кривельское, Борецкое и Сапожковское городища.   

В 1237 году эти южные окраины Великого княжества Рязанского были разорены полчищами Батыя вместе со столицей Старой Рязанью, от которой остались «токмо дым и земля и пепел». Некогда оживленные и цветущие земли запустели на два столетия. 

Из летописных источников известно, что в начале XV века расположенная неподалеку от  Можар Бовыкинская пустошь и прилегающие угодья были пожалованы князем Федором Ольговичем (1402-1427) во владение Богородице-Рождественскому Солотчинскому монастырю, основанному в 1390 году его отцом Великим князем Олегом Ивановичем: «Князь великий Федор Ольгович придал Игумену Солотчинского монастыря Мартирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою с угодьями и рыбной по Паре реке ловлею». В выписке о древних вкладах Солотчинского монастыря 1691 года добавлено: «поколе отец его придал великий князь Олег Иванович»[1].

 Наименование «пустошь» указывает на прежде существовавшее здесь селение, вероятно, разоренное во время монголо-татарского нашествия. В документах XIV-XV вв. «пустошь», как правило, означает запустевшую деревню - то есть селение с пахотной землей, сенокосами и прочими угодьями,  тогда как «селищами» называли обычно оставленные жителями села - поселения, где не было условий для занятия земледелием[2].

Разрушенный Николо-Бовыкинский монастырьВ конце XIX века на месте пустоши Бовыкинской был основан женский Николо-Бовыкинский монастырь, разоренный большевиками. Его полуразрушенная колокольня видна и ныне с любого места села. По преданию, здесь за 200 или 300 лет до его основания (т.е. в XVI или XVII веке), а может быть и раньше, было явление чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца, которая и хранилась в обители до ее закрытия в 1919 году[3].

Новое заселение южно-рязанских «украинных» земель началось в  XVI веке, когда по ним прошла оборонительная «засечная черта» (Шацк - Ряжск - Данков). В 1605 г. строится крепость Сапожок. Возникавшие вокруг оборонительных сооружений селения первоначально были царскими, принадлежали казне, здесь жили преимущественно служилые люди, казаки, постепенно осваивались земли, развивалось земледелие, промыслы. С конца XVI века южно-рязанские земли, часто вместе с селами, давались служилым людям в качестве жалованья для обеспечения их службы крестьянским трудом.

Вероятно, в это же время, в XVI  или начале XVII века, появилось в Старорязанском стане и село Можарово[4], просуществовашее однако недолго: уже к 30-м годам XVII века оно по неизвестным нам причинам пришло в запустение. Это было либо дворцовое село (принадлежавшее казне), либо поселение черносошных (свободных от личной зависимости) крестьян - потому-то оно и не упоминается в известных нам писцовых книгах  указанного периода, учитывавших лишь поместные владения [*].

Первое имеющееся у нас письменное известие о селище (то есть бывшем селе) Можарове, что в Старорязанском стане, на реке Паре, относится к 1647 году: оно упоминается в межевой книге как владение боярина Федора Степановича Стрешнева[5].

Федор Степанович Стрешнев приходился родным дядей царице Евдокии Лукьяновне, в девичестве Стрешневой, второй  супруге царя Михаила Феодоровича Романова (с 1926 г.) и матери Алексея Михайловича.  В Смутное время он, будучи осадным головой в Лихвине, прославился как мужественный защитник города. В 1628-34 гг. Федор Стрешнев был дворецким Евдокии Лукьяновны. 30 сентября 1645 года пожалован в бояре по случаю венчания на царство Алексея Михайловича.

Межевая книга 1647, л. 682В 1647 году, февраля 25 дня, Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович повелел  «в поместье боярина Федора Степановича Стрешнева, в пустоши, что было селище Можарово, и пустоши Бовыкинская, что за рекою за Парою в Государевом Бортном лесу, и что к тому селищу угодья и урочища измерить... а про бортные ухожеи[6] и про рыбные ловли и про бобровые гоны и про всякие угодья велено сыскать... и от всяких земель размежевать, где бы ни с кем спору не было»[7].

Из этого текста следует, что в начале 1647 года села еще не было, а была пустошь на месте некогда существовавшего селения.

Окрестности села Далее читаем, что поместье это пожаловано Ф.С. Стрешневу в 1638 году к прочим его владениям и «дано ему из диково поля в его оклад в девятьсот восемьдесят четей с полуосьминою[8] в Рязанском уезде в Старорязанском стану в селе Можарове вверх по реке по Паре под Бовыкинским и под Кастюковским лесом пятнадцать мест дворовых да по смете и по мере степные земли меж речки Олешенки Колчевой и речки Олешенки ж Бовыкинской по вершины Бовыкинские пятнадцать десятин а четвертные пашни тридцать четей в поле а в дву потому ж[9], да сенных покосов шесть десятин»[10].

Итак, получил Ф.М.Стрешнев это поместье в 1638 году «из дикого поля», в селе Можарове «пятнадцать мест дворовых» - то есть мест, где ранее были крестьянские дворы. О прежнем селении можно заключить, что в нем было достаточно хорошо развито земледелие, были пахотные земли и велось трехпольное хозяйство. Жители оставили его, вероятно, за несколько десятков лет, а то и меньше, так как место и название, а также и распаханные земли, сохранились. Находилось оно посреди диких лесов, богатых всякой живностью. Село, ставшее владением Стрешневых, стало именоваться не «Можарово», а «Можары».

Из упомянутой межевой записи узнаем также, что по правую сторону от имения Ф.С. Стрешнева, села Можар, от места впадения речки Олешенки в Пару, находилась «земля козловцов детей боярских[11] села Сысоева». Сообщается, между прочим, и о том, что «на меже речки Колчевы был суд и образной отвод[12] и сказал Микофор Вельяминов за себя и за братьев и за племянников своих, и с суда взял на душу[13] боярина Федора Степановича Стрешнева крестьянин Неустройко Яковлев, и по суду и по отводу образному та земля розмежована». Как видим, в 1647 году, в селе Можарах были крестьяне, по крайней мере известно имя одного из них - Неустройко Яковлев.

Федор Степанович Стрешнев умер в 1647 году. У него остались сыновья Иван Большой да Иван Меньшой, да Степан Федоровичи, между которыми, вероятно, и было разделено поместье Можары[14].

Спустя несколько лет (ранее 1651 года) это поместье (может быть, часть поместья) было разделено между Иваном Меньшим Стрешневым и его племянником Михаилом Степановичем Стрешневым[15]. При этом разделе Ивану Меньшому Стрешневу досталось около 100 дворов крестьянских и бобыльских[16], а также 12 пустых дворов, Михаилу Степановичу Стрешневу - около 50 крестьянских и бобыльских дворов, поделена была и пашня пахотная и перелог[17]. Как видим, Можары в это время - уже довольно большое село. В нем имелась церковь (в уделе Ивана Федоровича Меньшого), где служили священник вдовец поп Прокофий и диакон Матфей, дьяк Галактионка, пономарь и просфорница.

 В 1668 году село Можары было пожаловано окольничему Ивану Стрешневу Большому из поместья в вотчину [18] - «за многу службу» во время войны с Польшей[19]. Жалованная грамота ссылается на прежние записи в упоминавшейся мерной книге «письма и меры Михайла Языкова» 1647 года, а также на «дачи» (пожалованья) 1648 и 1665 годов.

Село Большие Можары. Современный видА спустя семь лет часть этого имения окольничий Иван Федорович Стрешнев отказал своему зятю стольнику князю Василию Васильевичу Голицыну[20]. Князь В.В.Голицын был женат вторым браком на дочери Ивана Федоровича Евдокии Ивановне Стрешневой (с 1665 г.). В отказной книге упоминается «церковь Божией милостию во имя Архистратига Михаила да предел великого Чудотворца Николая, у церкви поп Артемей Голахтионов со братьями Петром да Онофреем. У той церкви вдовая попадья просвирница, да в селе Можарах двор помещиков со всяким дворовым строением, да на усаде[21] ж крестьяне и бобыли...»[22]

Часть угодий предоставлялась в общее владение: «Сено и лес и всякие угодья и рыбные ловли в реке Поре и в озерках в селе Можарах да в пустоши Бовыкинской поляне за рекою Порою... и с вотчиною землею от Сопошковского рубежа[23] и от росошных[24] борков вниз по речки Бовыкинской Олешни, а по другую сторону поместной земли по речки Колчевой Олешни до реки Поры, - владеть стольнику князю Василию княж Васильеву сыну Голицыну с вотчиною землею Окольничего Ивана Федоровича Стрешнева вопче[25]»[26].

Из Переписной книги 1678 года[27] видно, что в селе Можарах за Василием Васильевичем Голицыным числилось 100 дворов крестьянских и бобыльских, а людей (мужского пола) в них 385 человек. За Иваном Федоровичем Стрешневым 77 дворов крестьянских и бобыльских, а людей в них 397 человек.

В 1681 году часть этого имения была отказана В.В.Голицыну «в вотчину»: Иван Федорович Стрешнев «треть села Можар без жеребья да за рекою за Порою треть пустоши Бовыкинской поляны без жеребья триста четий да в половине села Песочни четыреста четий, всего семьсот четий в поле да в дву потому ж, отказал зятю его князю Василию Васильевичу Голицину в вотчину ж со всеми угодьями»[28].

В 1689 г. Голицины, как приближенные царевны Софии,  оказались в опале, все имения были конфискованы. Имение князя В.В. Голицина в селе Можарах отошло в казну.

Хотя во всех вышеупомянутых документах речь идет о селе Можарах, вероятно, уже в ту пору существовало фактически два села с одним и тем же названием Можары, которые для различия именовали «Большими» и «Меньшими».

Так, в справочнике священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»[29], со ссылкой на окладные книги 1676 года, упоминаются оба села - Большие и Меньшие Можары, причем оба они называются «починками» (т.е. недавно появившимися, находящимися в «почине»).

В селе Больших Можарах при церкви Архангела Михаила показаны дворы попов, дьячков и пономарский, а «церковной земли и покосов нет, по сказке[30] попа Артемья, а из помещиковой дачи земли церковные четыре четверти в поле, в дву потому ж, сенных покосов на 60 копен. В приходе той церкви: двор помещиков - окольничева Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 131 двор, да бобыльских 19 дворов». Церковь, как видно из описи, была деревянная, далее перечисляется церковное имущество. А об иереях замечено, что «просфиры они - попы - пекут сами и на крылосе трудятся сами ж». Согласно упоминавшейся переписной книге 1675 года, в ней был придел святителя Николая. В 1751 году эта церковь сгорела и была построена заново, с теми же престолами. В 1802 году перенесена на другое место, в ней было три придела: святителя Николая, св. мчч. Адриана и Наталии и Нерукотворенного образа Христа Спасителя. В конце XIX века в приходе этой церкви была женская община, устроенная в 1885 году на Бовыкинской горе.

Архангельская церковь села Меньших Можар упоминается в тех же окладнных книгах 1676 года как построенная в «новонаселенном починке» лет десять назад. Сообщается, что «поп Дионисей живет у той церкви девять лет, а дань платили по окладу со всего села с попом Артемьем заодно». Земли церковной и сенных покосов не было, а в пользу причта помещик выделял из своих владений «восемь четвертей в поле, в дву потому ж, сенных покосов на восмьдесят копен». В числе приходских дворов упоминается двор владельца села Можар окольничего Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 90 дворов, да бобыльских 10 дворов». По описной книге Сапожковского уезда церковь в селе Меньшие Можары числится деревянной с приделом в честь святителя Николая (как и в Архангельской церкви Больших Можар). Архангельская церковь отделялась от села Меньших Можар притоком реки Пары и находилась в той местности, которая и поныне слывет под именем «островка». В 1767 году эта церковь была разобрана за ветхостью, и вновь построена на новом месте, на восток от села, церковь Троицкая с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца. После пожара от молнии новая деревянная Троицкая церковь с теми же приделами была построена на средства графа П.А. Церковь в селе МожарыШувалова и освящена в 1857 году.

 Оба храма были разрушены в 1930-е годы. В настоящее время в селе Большие Можары воздвигнут деревянный храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"* .

Поскольку в большинстве документов XVII века не прослеживается четко различие между двумя Можарами - Большими и Меньшими, а в 1676 году они уже несомненно существовали как два отдельных села со своими церквами (и с одинаковыми престолами - Архангела Михаила и Николая Чудотворца) и приходами, то возникает вопрос - когда и как возникло это разделение и почему села именуются именно Большими и Меньшими Можарами?

Наиболее очевидный вариант объяснения - села рознились величиной, количеством дворов, как то следует из упоминавшееся описи 1676 года. Большее село стали называть Большие Можары, меньшее - Меньшими.

Можно предположить и другое объяснение, менее очевидное, но также небезосновательное. После кончины Федора Степановича Стрешнева поместье Можары было, по всей видимости, разделено (м.б. не тотчас, а спустя несколько лет, путем упоминавшегося отказа 1650 г.) между его сыновьями Иванами - Большим и Меньшим, а впоследствии в пределах их имений возникали новые разделы (что и отражено в письменных источниках того времени, которые не оговаривают, о каких Можарах идет речь). Так с самого возникновения (или возрождения на старом месте в середине  XVII в.) село разделилось на две обособленные части, и по имени владельцев эти части стали называться Большими и Меньшими Можарами. Но это, конечно, лишь предположение. 

Остановимся, наконец, на вопросе о названии села - откуда оно происходит и что означает?

Согласно одной из распространенных версий топоним Можары, в частности, название села, происходит от одноименного племени можар. Этот топоним весьма распространен по всей европейской части России, встречается и в Сибири. А.Ф.Можаровский (магистр Казанской Духовной Академии) в специальном докладе, посвященном современным потомкам можар (маджар, мишарей) указывает, что это было довольно значительное племя. В древние времена, во время общего брожения племен, можары исходили значительные пространства нынешней европейской России и везде оставили после себя хоть незначительные слады в названиях урочищ и, впоследствии, селений; мы находим следы их пребывания в Уфимской, Казанской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Полтавской губерниях. В Житомирской области доныне существует село Можары, откуда и  происходит дворянский род Можаровских. На Северном Кавказе во времена Хазарии и Золотой Орды существовал город Маджар, впоследствии Святой Крест, ныне Буденновск.

В 1551 году можары, подданные Русского Царя, сражались с казанцами, а потом вместе с другими насельниками бывшего Казанского царства отправляли послов к Иоанну Васильевичу, моля его, чтобы он дал им Шиг-Алея в цари... А.Ф.Можаровский предполагает, что можары, населявшие правый берег Волги в пределах Казанского царства впоследствии могли быть поглощены другими народностями, в частности, чувашами, составив их своеобразную и по языку, и по внешнему облику, и по быту разновидность[32]...

Но каково же происхождение самого этого племени? 

Широко распространено представление о том, что можары являются одной из этнических групп татарского народа. Однако существуют и иные точки зрения, в частности, что это «отатарившиеся остатки прежней финно-угороязычной мешеры (мочаров-можаров)» (В.В. Вельяминов-Зернов); что можары - не финская, а угорская народность, ответвлениями которой являются и мадьяры Венгрии (С.П. Толстов, нач. XX в.).

Очевидно, не случайно сходство наименований «можары» и «мадьяры»; последнее - самоназвание венгров. В I тыс. по Р.Х. венгры населяли территории приазовских и причерноморских степей и находились под властью хазар, и лишь  воследствии переселились в Трансильванию и Паннонию.

Согласно данным археологических исследований, в VII-IX веках берега Оки были заселены близкими к венграм финскими племенами, которые впоследствии исчезли по неизвестным причинам (вероятнее всего, они отступили под натиском более сильных и воинственных славянских племен), и эти земли были заселены славянами - кривичами (по верхнему течению Оки, на северо-западе Рязанского края) и вятичами (по среднему и нижнему, на юге)[33]. Однако не исключено, что часть финского населения ассимилировались среди славян, отчасти сохранив свою идентичность, а впоследствии, смешавшись с тюркскими племенами, эти потомки древних финнов дали начало новой народности...  

Интересно также заметить, что в древнегреческих источниках  можаров называли акацирами-агачирами, а также паралтаимами, т.е. жителями бассейна реки Пара[34].

 


*   Приток Оки.

[1] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв., т. III. М., Наука, 1964, № 327, 341-а. О том же сообщается в выписке «из грамот князей Рязанских и княгинь в Солотчинском монастыре имеющихся», в кн.: «Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом, с примечаниями И.Добролюбова», Рязань, 1889, § 93, с. 36.

[2] См. Кочин Г.Е. Развитие земледелия на Руси с конца XIII по конец XV  в. http://annals.xlegio.ru/rus/small/kochin.htm

[3] Об этом упоминается в спавочниках по монастырям Российской Империи начала XX века, например, в кнн.: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М.,  1908; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. [Нижний Новгород], 1907.

[4] Административно-территориальное деление губерний в  XV-XVII вв.

 [*] В изданных В.Н. Сторожевым «Писцовых книгах Рязанского края» (Рязань: издание Рязанской ученой архивной комиссии, 1898-1904, т. 1, ч. 1-3. Совр. издание: Рязань, 1996-1998, т. 1, ч. 1, 3) помещены платежные книги по Старорязанскому стану 1594-1597 годов, но село Можарово в них не упоминается. Однако это не означает, что такого села не было в то время. Дело в том, что рязанские писцовые книги XVI  века включают только описания поместных владений, и оставляют вне поля зрения земли дворцовые и "черные", то есть крестьянские (с XVIII века они стали называться казенными). Стало быть, если село Можарово и существовало, то было оно либо дворцовым, либо поселением свободных (черносошных) крестьян.  

[5] Заметим, что в Рязанской губернии имеется и другое село Можарово, где помещики носили фамилию Можаровы, однако это совсем иное селение, находившееся в Каменском стене «на речке Тысье и речке Кипре",  упоминаемое в 1594-1597 гг. в «Писцовых книгах Рязанского края», изданных В.Н. Сторожевым.   

[6] Ухожеями назывались определенные, разграниченные участки территории, как правило, включавшие в себя земли вдоль бассейна какой-либо реки, сдаваемые государством в аренду.

[7] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13884, лл. 682-682 об.

[8] Четверть, или четь, - половина десятины, мера земельного надела. Жалованье служилым людям полагалось частью деньгами, частью земельными наделами.

[9] Это выражение указывает на трёхпольное хозяйство. При наделе земля отводилась в трёх полях, но, для сокращения, в писцовых книгах отмечалось количество земли в одном поле с добавкой: «в дву потому ж».

[10] Там же, лл. 683 об.- 684.

[11] Дети боярские - в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие служилые землевладельцы.

[12] Образное хождение или межевание - способ размежевания спорных земель.

[13] Брать на́ душу - принимать на свою моральную ответственность.

[14] Поместья, в отличие от вотчин, не наследовались прямо, однако, как правило, доставались родственникам владельца путем «отказа».

[15] Отказные книги на поместье Можары. РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13374

[16] Бобыль - безземельный или малоземельный крестьянин-бедняк.

[17] Перелог - оставленный на длительное время без обработки, заросший пахотный участок земли.

[18] Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией, т. 5, СПб., 1853, с. 387-389.

[19] Закончившейся перемирием на тринадцать с половиной лет в 1667 году.

[20] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13398.

[21] Усад - усадьба.

[22] Лл. 330 об.- 331.

[23] Сапожковская засечная черта - оборонительное сооружение, построенное в конце XVI - начале XVII в.

[24] М.б. от старослав. россошь - рассоха, развилка реки.

[25] Т.е. вместе.

[26] Лл. 353 об.-354.

[27] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, №13343.

[28] РГАДА, ф. 1209, оп. 2, дело № 13406, л. 618 об.

[29] Т. 3, Рязань, 1888, с. 49-55.

[30] Сообщению.

*   Храм этот построен при участии Данилова монастыря, братия которого принимают участие и в деятельности местного сельскохозяйственного предприятия, названного по имени села - "Можары".

[32] Можаровский Ап.Фед. Где искать в наше время потомков тех Можар, которые в 1551 году среди поля Арскаго бились с Казанцами верные присяге Русскому Царю? // Труды Четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 32 июля по 18 аргустя 1877 года, т.I, отд. II. Казань, 1884, с. 17-20.

[33] Городцов В.А. Древнее население Рязанской области // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1908 г., т. XIII, кн. 4. СПб., 1909.

[34] Миначев М.М. Мишарлар.

http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/2/hist_minachev.htm

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Матильда бедная
    Свершилось! Сам министр культуры России сурово насупил брови и выступил на защиту! Или, наоборот, на обличение и заклеймение?.. Попробуем, однако, разобраться.
  • «Исполнение Божиих заповедей не может помешать никакой иной деятельности»

    12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724)

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт