Блаженны невидевшие, но уверовавшие

Проповедь архимандрита Луки (Пинаева) в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, 12 мая 2013 года.

 

arhim-luka-pashaВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос Воскресе!

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, святая Церковь продолжает торжественно отмечать Пасху Господню и прославлять светлое Христово Воскресение. Пасха Христова – это поистине «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств». Пасха Христова – это Царь дней и глава праздников, как говорит святитель Филарет (Дроздов). Пасха Христова – это поистине центральное событие в спасительной истории человечества, суть которого заключается в победе вечной жизни над смертью. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? – слышим мы в храмах в эти дни (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55). Сегодня мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного бытия, вечнаго, начало». Воскресение Христово – это воскресение не одного лишь человека. Через Иисуса Христа воскресение даруется всем верующим в Него. Не зря апостол Павел пишет, что Христос – первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). И поэтому, если человек верит во Христа и живет христианской жизнью, – он также воскреснет.

Вера в Воскресение Христово и в воскресение всего человеческого рода была неотъемлемой частью упования Древней Церкви. Церковь и созидалась на истине Воскресения Христова. Но как нам, людям третьего тысячелетия, поверить в это, казалось бы, чудо? С точки зрения здравого смысла это практически невозможно – потому что из нашего человеческого опыта мы не имеем свидетельств о воскресении, потому что мы живем в ограниченном и относительном мире. Но, в отличие от людей неверующих, мы верим Священному Писанию, Священному Преданию, мы верим ближайшим ученикам и последователям Господа нашего Иисуса Христа. А они с полным основанием и очевидностью свидетельствуют о том, что Воскресение Христовы было и что оно касается каждого верующего человека. Поэтому Иоанн Богослов с уверенностью говорит: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,– ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин. 1, 1–2). И апостол и евангелист Лука пишет, что Христос явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им (Деян. 1, 3) и удостоверяя Своих учеников и апостолов в истинности этого события. Евангелие говорит нам о десяти явлениях Воскресшего Господа Иисуса Христа, начиная от момента Воскресения до Вознесения. И эти десять явлений свидетельствуют об истине Воскресения со всей силой и очевидностью. Поэтому у нас, как верующих людей, не должно возникать и тени сомнения в спасительной для нас истине Воскресения.

В этих десяти явлениях, которым свидетелями были апостолы, они получили знание о Воскресении Христа через чувственный опыт. Они видели Христа, они ели с Ним и пили после Его Воскресения. В первый же день по Воскресении, как говорит Евангелие, было три явления Воскресшего Господа – женам мироносицам, путникам, шедшим из Эммауса в Иерусалим, и вечером в закрытой горнице всем апостолам. Но среди этих десяти явлений было одно необыкновенное. Это было явление Воскресшего Господа апостолу Фоме и его удостоверение в истинности Воскресения. Фома вначале не поверил, что Христос воскрес и потребовал доказательств истинности Его Воскресения. Он сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). И Господь дарует ему такую возможность – поверить через чувственный опыт. Но потом Он говорит Фоме: Ты поверил, потому что увидел и осязал Меня; но блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Почему Господь так возвысил веру в невидимое? Дело в том, что поверить вне чувственного опыта действительно сложно – потому что для этого нужен нравственный опыт, внутреннее некое преображение и возвышение. Но как нам, христианам третьего тысячелетия, все-таки быть уверенным в том, что Христос воскрес? Можно верить разумом… Но вдруг это обман?..

Когда мы поем: «Воскресение Христово видевше…», – мы выражаем истинность Воскресения Христова своим сердцем. «Воскресение Христово видевше…» – то есть, хотя мы и не были свидетелями Воскресения, но мы уверовали в него, и эта вера наша дает нам опыт духовного видения Воскресения Христа через наше внутреннее преображение. Если я верю в абсолютное начало, если я верю во Христа как всемогущего Бога и в Его Воскресение, то эта вера обязательно отразится в моем сердце, преобразив, возвысив его. В подтверждение этого можно привести мученичество многих и многих тысяч христиан. Внутренне убеждение в Воскресении Христовом давало им силы, препобеждающие человеческую немощь. Опыт мученичества воистину свидетельствовал пред всем языческим миром, что Христос действительно воскрес, – если люди с таким мужеством умирают за Распятого Христа.

В IV века один из величайших святых отцов и богословов Церкви Григорий Нисский говорил о том, что душа человека после смерти помнит элементы своего тела. Когда человек умирает и его биологическая масса распадается на отдельные элементы, атомы, каждая частичка распадшегося тела несет в себе энергию души. И в момент всеобщего воскресения, когда Господь призовет всех к вечной жизни, все люди воскреснут, и это произойдет благодаря тому, что душа каждого человека помнит элементы своего тела, в каких бы стихиях эти элементы ни находились.

Но не это является главным доказательством нашей веры во Христа Воскресшего, а то, что благодаря этой вере происходит дивное преображение людей на протяжении более чем двух тысячелетий. Благодаря вере в истину Воскресения к Церкви Христовой присоединяются миллионы и миллионы людей, созидая Тело Христово и свидетельствуя о незыблемости и вечности Христовой Церкви.

Христос Воскресе!

Комментарии   

 
0 # Майя 13.09.2013 04:38
"каждая частичка распадшегося тела несет в себе энергию души"
выражение отца архимандрита, которое тянет пофилософствова ть и поспорить))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В подростковом клубе «Пилигримия» Данилова монастыря Москвы завершилась программа «Мои планы на жизнь»

    10 июля 2020 года завершилась пятидневная дистанционная программа «Мои планы на жизнь», участниками которой стали школьники 9–13 лет из Москвы, Подмосковья, Воронежа и Ярославской области. Программа проходила в формате вебинара, подготовленного педагогами клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.

  • Святыни Данилова монастыря

    Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.

  • «Церковь передает миру Слово Божие, в котором запечатлевается абсолютная и неизменная истина»

    12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

  • Воспитать не писателя, а достойного человека

    Меня нередко спрашивают, что дает школьникам детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Я уверен, в первую очередь участники приобретают очень нужный, но не всегда доступный в современном мире опыт.

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт