Вступая в поприще Поста, будем внимать себе

Проповедь архимандрита Даниила (Воронина) в Неделю о мытаре и фарисее 24 февраля 2013 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В дни, предшествующие Великому Посту, мы переживали радостные и торжественные, праздничные события, связанные с Пришествием Господа Иисуса Христа на землю: Рождество, Богоявление, Сретение. Христос Бог наш пришел на землю. И вот теперь Церковь призывает нас к дням рабочим, будничным. Богу угодно научить нас, как нам исправить себя, чтобы мы смогли жить в Царствии Небесном.

Пока Адам жил в воздержании, исполнял заповедь Божию, то есть пост, он жил в раю. Нарушил заповедь, нарушил пост ‒ и был изгнан из рая. И вот сейчас мы слышим слова «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче». Святая Церковь призывает нас к покаянию и к посту.

Пост утончает душу человека, и человек становится способен различать правду от неправды, добро от зал. Посредством поста человек исцеляется от греха и приобретает свойства божественные ‒ кротость, смирение, любовь, долготерпение, вера в Бога. А свойства греховные, свойства ветхого человека ‒ это злоба, коварство, тоска, зависть, гордость. Христос говорит в Священном Писании: Сей же род изгоняется молитвой и постом (Мф. 17, 21). Свойства божественные стяжеваются постом и молитвой, поэтому Церковь и призывает нас к посту, к воздержанию телесному. Телесное воздержание порой бывает нелегким, непросто немощному человеку ходить полуголодным. Но через это он познает свойства своей души. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «пост порождает пророков». И действительно, мы видим, как святые постом и молитвой достигали великого совершенства; они могли прозревать будущее, могли исцелять больных, даже воскрешать мертвых…

Воскрешать мертвых и исцелять больных ‒ это Бог человеку позволил, дал даром. Но судить ‒ это  Бог оставил за Собой. Судить других нам права не дано. Это право принадлежит только Богу. И вот, когда наступает поприще Поста, когда наша душа посредством воздержания начинает утончаться и лучше отличать правду от неправды, добро от зла, Бог предупреждает нас от великой опасности. В сегодняшнем Евангелии нам предлагается притча о мытаре и фарисее. Фарисей ‒ он ведь был человеком глубоко церковным ‒ он  прилежно и постился, и Бога прославлял, ходя в Церковь регулярно, и десятину давал. Но вот беда ‒ враг рода человеческого склонил его на гордость, и он стал не на себя смотреть, а на ближнего своего и осуждать мытаря: вот я не такой, как этот мытарь. И в то же время мытарь, который был человеком обеспеченным (через свой пост мытаря он имел материальный достаток, жил в довольстве), придя в храм Божий, увидел свое недостоинство и стал каяться пред Богом. И, сказано, ушел оправданным. Фарисей же порешил, что мытарь не оправдан, потому что он взял на себя свойство, принадлежащее Богу ‒ судить другого.

И вот во время, когда мы входим в поприще Поста, Господь через этот пример фарисея предупреждает нас, чтобы враг не уловил нас гордость и осуждение ближнего своего. Постясь, наша душа начнет утончаться, видеть множество всякой правды и неправды, и мы должны особенно следить за собой, воспитывать себя. Господь говорит: Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои Моя пути да соблюдают (Притч. 23, 26). Воспитывать в себе свойства божественные. И посредством Поста мы многого можем достичь. Но будем стараться, чтобы, достигая различного рода совершенств, всячески удерживаться от осуждения. Мы можем многого достигнуть, но если мы не имеем любви к Богу и любви к ближнему, враг может посмеяться над нашими постническими трудами и, уловив нас в гордыню и в осуждение, лишить нас плода всех наших постнических трудов.

Поэтому святая Церковь заранее, еще до начала этих наших трудов постнических, предупреждает нас: потому что грех гордости и осуждения очень тонок. Тем более, что в наше время мы можем видеть множество беззаконий. Господь говорит: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Но Он же говорит: Претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22), и: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Поэтому с помощью Божией будем стараться внимать себе, молиться Богу, поститься и всячески избегать гордыни и осуждения. И тогда, с Божией помощью, постом и молитвой мы изгоним из сердца своего демонов лукавства, все ненужные качества, обретем свойства божественные и таким образом станем чадами Божиими. И тогда Богу будет возможно привлечь нас в Царствие Небесное. Аминь.

Комментарии   

 
+6 # Сергей 24.02.2013 23:27
Многое мы узнаём,о чём ранее и не думали....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Ирина 13.03.2013 09:59
Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # юрий 18.03.2013 01:59
в посте познаем себя и слабости свои узрим...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт