Logo

О пути крестном

Письмо преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровой пустыни, к сестрам Марфо-Мариинской обители.

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) (1844 - 1915) был духовным наставником настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и архимандрита Симеона (Холмогорова), который жил при старце в последние годы и составил его жизнеописание. К о. Гавриилу за духовным советом обращалась и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна - основательница Марфо-Мариинской обители. Сохранилось несколько писем старца к сестрам обители, одно из которых публикуется ниже. Ныне схиархимандрит Гавриил прославлен в лике святых, мощи его почивают в Седмиезерной пустыни Казанской епархии, где старец был настоятелем.


Возлюбленныя о Христе Матери и сестры Марфо-Мариинской Обители Милосердия!

Радуйтесь о Господе!

Спасения желаю Вам от Господа Бога. Все мы сами себя именуем верующими во Христа Распятого, если верим, то уже мы и последователи Иисусу Христу и Распятому и сами сраспинаемся Ему и спогребаемся Его, сопричастны Его смерти и воскресению из мертвых.

Эта основная жизнь наша в подвиге состоит [в том, чтобы] идти вслед Христа. И много есть из нас желающих Небесного Царствия Христова приобщаться и воспевать Его, как Бога, во век, но мало охотников нести Крест Его. Мы все желаем утешения, но немногие из нас любят скорби. Господь Иисус Христос находит многих из нас желающих быть сообщниками трапезы Его, но мало желающих подражать кротости Его. Все желают радоваться со Христом, и многие следуют за Иисусом до преломления хлеба, но немногие и до чаши Его страдания... Мы благоговеем пред чудесами Его, но немногие разделяют бесчестие Креста Его. Мы дотоле любим Иисуса, пока с нами не случилось какого-нибудь несчастия. Мы хвалим и благословляем Его, доколе получаем от Него утешение, но как скроется Иисус Христос на время, обучая нас терпению, начинаем роптать и впадать в крайнее уныние, как неразумные дети... А кто любит Иисуса ради Самого Иисуса, а не ради самого себя, тот благословляет Его в скорби и печали так же, как и в великих утешениях.

Старец Гавриил и Великая княгиня Елисавета Где найти истого нищего духом, отрешившегося от всех тварей? Многим кажутся страшными слова Иисуса: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). Но еще страшнее будет услышать последние слова: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Те, которые теперь охотно терпят, внимают и следуют слову крестному, не убоятся тогда, услышав вечное осуждение. Знамение Креста будет видно на небе, когда Господь придет судить. И все последователи Христа, в жизни сей подражавшие Распятому, приступят к Судии с великим упованием.

Почему же мы боимся взять Крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов – «сим побеждай».

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь.

Итак, возьмем свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизни вечной. Сладчайший Иисус – Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой. Он умер за нас на Кресте, желая, чтобы и мы также умерли за Него ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если же мы умерли со Христом, то… и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Прежде всего, умертвим волю свою в себе, все восстающие страсти, помыслы худые, ропот против других, всякие подозрения, в особенности клятвы злостные: ибо всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15). А в миролюбии пребывающий чудотворец есть. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Поэтому нужно быть осмотрительным, смотреть всякому на свои недостатки и быть послушным. Всяк… смиряяй же себе, вознесется (Лк. 18, 14). Будеи стараться быть участниками Его страданий, тогда будем участниками и славы Его (Кол. 3, 4). Умертвим все в себе страсти, похоть очей, всякую злобу, не будем завидовать другим, удержим язык свой от клеветы и осуждения. Возьмем крест свой и последуем за Иисусом. Итак, все [спасение] заключается в кресте, в смерти (Мк 8:35–37). Нет другого пути в жизни, к истинному внутреннему миру, как путь святого креста и непрестанного самоумерщвления. Иди куда хочешь, ищи чего угодно и сколько угодно, не найти на небе пути возвышеннее, ни на земле пути вернее, как путь крестный. Никто живее не чувствует страданий Христовых, как тот, кому случалось терпеть что-нибудь подобное – с решимостью смиренно нести крест.

Крест всегда есть, везде и всюду ожидает нас, и мы не можем избежать его, потому что самих себя не избежим и везде найдем себя. Подымемся ли на высоту, спустимся ли долу, обратимся ли к внешнему миру, войдем ли в самих себя – всюду найдем крест.

Если мы желаем стяжать внутренний мир и заслужить венец бессмертия, то сердечною радостию возьмем и понесем крест свой, и тогда он сам понесет всякого из нас и приведет к желанному концу ‒ где заканчиваются все страдания. Но такой конец не в здешнем мире. Если же мы понесем крест не вольно, то он от того будет еще тягостней для крестоносца. Тем мы увеличит свое бремя, а все ж должны будет нести свой крест. Если отвергнем один крест, то без сомнения найдем другой, и быть может, еще тягчайший. Вся жизнь Иисуса Христа была на земле Крестом, и страданием, и жертвоприношением Себя ради нашего спасения, а мы ищем покоя и радости.

Нет, мы заблуждаемся, и жестоко заблуждаемся, когда ищем чего-либо другого, а не перенесения в скорбях, потому что вся эта жизнь смертная полна бедствиями и окружена крестами. И чем больше человек преуспевает в путях Господних, тем тягостнее часто бывает крест его, ибо вместе с любовью его возрастают скорби его.

Но кого Бог так испытывает скорбями, таковой не остается без отрады и утешения, потому что чувствует в себе силу крестную, чувствует созревание плодов своего терпения под крестом, ибо когда человек добровольно умом и волею приклоняется под крест, тогда вся тягость скорбей его превращается в сладостную радость и упование, которым утешает его Святой Дух. Чем больше плоть его удручается скорбью, тем более Дух Святой внутренно укрепляет благодатию Христовою. В слабом теле человека могущественно действует Божественный Дух, и Христос дает ему столько силы, что по ревности духовной он принимает и любит все то, чего по природе своей ужасается, и убегает [того], что несвойственно человеческой природе, что противно нашей немощи. Но Бог идеже хощет, побеждаются естества уставы, и сила Божия совершает в нас, что желает.

Если мы несем крест свой все по силе своей, всякий свой крест, и любим его нести, и возлагаем наше упование на Господа, то Господь даст нам силу Духа свыше, и мы восторжествуем над плотию и миром, и яже в мире благодатию Христовою. Если вооружимся верою и знамением ношения креста Христова – разумею смирение и терпение, ‒ то не страшны для нас диавол и ангелы его и служители присные ему в мире сем, потому что страдания века сего, хотя бы они все постигли нас, ничего не стоят в сравнении с будущей славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18).

Дай Бог, чтобы быть нам достойными терпеть что-нибудь за имя Христово. Какая ожидает нас слава! Какой поучительный пример для ближнего! Какая радость для всех святых Божиих! Все хвалят терпение, а терпеть не многие желают. Но терпеть что-либо для Иисуса должно нам с радостью, когда так много людей терпят из любви к миру... Любовь же к миру – вражда против Бога (Иак. 4, 4). Если бы было для человека что-нибудь лучше и полезнее терпения, то Христос открыл бы нам это Своим словом и примером, но Он учеников и последователей Своих ясно учил нести крест, говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Итак, из всего выше сказанного убеждаемся, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Источник: журнал "Даниловский благовестник", 1996, № 8, с. 25-26.

Template Design © Joomla Templates | GavickPro. All rights reserved.