О пребывании с Господом и на освящение плодов

Слово митрополита Трифона (Туркестанова, 1934) на праздник Преображения Господня 6 августа 1913 года, за литургией.

Преображение Господне. Икона начала XV в. Когда Господь Иисус Христос преобразился во славе на горе Фавор, лицо Его присияло как солнце, а одежды сделались белы, как снег, и к Нему, как Владыке мира, сошли с неба два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия. Этим видением были упоены  все три Апостола, и один из них воскликнул из глубины души: Господи, хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4)

Но, братие и сестры, с Господом Богом хорошо не только  в славе Его, но в уничижении Его, в Его страданиях. Ведь в другом случае апостол Петр сказал: Господи, с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33). Ведь, действительно, апостолы и мученики в страданиях радовались и утешались, потому что Господь был с ними…

Всем нам дана заповедь пребывания с Господом. Слышали, как Он говорит:  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4–5). Тот лишь истинный христианин, кто пребывает с Господом, — потому что в этом пребывании с Господом и заключается сущность нашей веры.  В пребывании Господа в нас и нас в Господе заключается сущность христианских Таинств Крещения и Причащения Святых Таин…

Кто же пребывает с Господом? Пребывает с Господом тот, кто верует в Него всею душою. Пребывает с Господом тот, кто любит Его всем сердцем. Пребывает с Господом тот, кто надеется на Него и пламенно Ему молится. Пребывает с Господом тот, кто старается подражать Ему в своей жизни, кто старается так же мыслить, чувствовать, страдать, терпеть и любить, как Он во время Своей земной жизни…

Кто пребывает с Господом, тот самый счастливый человек. И мы все это испытывали в лучшие минуты своей жизни — вот хотя бы теперь, собранные в храм, воодушевленные усердной молитвой, соединенные общей молитвой, имея пред очами образ Господа Бога, как бы Его Самого, на Фаворе преобразившегося, находящегося среди нас. Все мы испытываем радость и готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи, хорошо нам здесь быть! И тот, кто испытал эти духовные радости, тот никогда не согласится променять их на греховные радости мира. Остается лишь желание упрочить эти минуты, обратить их в часы и дни. А чтобы упрочить их, чтобы сделать их минутами поистине небесной радости, нужно изгнать из сердца все порочное и молить всеблагого Господа Бога о даровании нам всего полезного и доброго, наипаче же чистоты духовной. Тогда начавшееся здесь настроение перейдет с нами в вечность. Сподоби нас, милосердный Господи, во вся дни нашей жизни пребывать с Тобою и наслаждаться Твоею славою не только на земле, но и по смерти — не на земном Фаворе, а в небесном Царствии Твоем. Аминь.

 

Сегодня в Православной Церкви есть обычай освящать плоды. Этот обычай очень древний, можно сказать, один из самых древних обычаев человеческих. […] Мы приносим Господу Богу первые плоды из чувства благодарности, потому что, если бы Он не возрастил эти плоды, то мы сами, конечно, не смогли бы возрастить их. В Греции к этому времени поспевает виноград, из которого приготовляют церковное вино; поэтому там освящается виноград. У нас в России винограда нет, поэтому освящаются плоды. Добрые христиане не употребляют никаких плодов до тех пор, пока они не будут освящены.

Обычай освящать начатки плодов и приятный, и полезный. Он напоминает нам о том, что мы также должны приносить духовные плоды, подобно тому, как дерево в саду приносит плоды природные…

Господь Сам утверждает Свой [духовный] вертоград[1]; вы слышали, как архиерей, с крестом и зажженными свечами[2] в руках, [обратившись к молящимся], возглашает ко Господу: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя»[3].

Итак, этот вертоград насадил Сам Господь Бог. Виноград — это все мы, христиане. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, — говорится в Евангелии (Мф. 7, 19). В обычном саду хозяин употребляет труды и средства, чтобы содержать его. А небесный Садовник употребил для своего духовного вертограда еще более средств: Он душу свою положил за нас; Он претерпел клевету и злобу, заушение и позорную смерть для того, чтобы воскресить нас и даровать нам вечную жизнь.

Вот почему тот, кто желает, чтобы этот праздник не прошел для него даром, должен просить Господа, чтобы Он помог ему приносить плоды. А какие плоды? Он должен преобразиться… Не думайте, что я говорю это лишь по случаю праздника, нет! Откройте Библию, и вы на первых же страницах прочтете о том, что Господь Бог дал человеку Свой образ и подобие, но человек исказил его. В чем же теперь наша задача? В том, чтобы восстановить этот искаженный образ Божий в душе. Иначе сказать, сделаться чадами, детьми Отца небесного. Тогда преобразятся и просветятся и наши лица…



[1] Сад.

[2] Дикирием.

[3] Слова, произносимые архиереем при благословении молящихся во время пения «Трисвятого» на литургии. Ср.: Пс. 79, 15–16.

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Великолепие являет себя в святости»

    12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

  • Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

    12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт