О пребывании с Господом и на освящение плодов

Слово митрополита Трифона (Туркестанова, 1934) на праздник Преображения Господня 6 августа 1913 года, за литургией.

Преображение Господне. Икона начала XV в. Когда Господь Иисус Христос преобразился во славе на горе Фавор, лицо Его присияло как солнце, а одежды сделались белы, как снег, и к Нему, как Владыке мира, сошли с неба два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия. Этим видением были упоены  все три Апостола, и один из них воскликнул из глубины души: Господи, хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4)

Но, братие и сестры, с Господом Богом хорошо не только  в славе Его, но в уничижении Его, в Его страданиях. Ведь в другом случае апостол Петр сказал: Господи, с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33). Ведь, действительно, апостолы и мученики в страданиях радовались и утешались, потому что Господь был с ними…

Всем нам дана заповедь пребывания с Господом. Слышали, как Он говорит:  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4–5). Тот лишь истинный христианин, кто пребывает с Господом, — потому что в этом пребывании с Господом и заключается сущность нашей веры.  В пребывании Господа в нас и нас в Господе заключается сущность христианских Таинств Крещения и Причащения Святых Таин…

Кто же пребывает с Господом? Пребывает с Господом тот, кто верует в Него всею душою. Пребывает с Господом тот, кто любит Его всем сердцем. Пребывает с Господом тот, кто надеется на Него и пламенно Ему молится. Пребывает с Господом тот, кто старается подражать Ему в своей жизни, кто старается так же мыслить, чувствовать, страдать, терпеть и любить, как Он во время Своей земной жизни…

Кто пребывает с Господом, тот самый счастливый человек. И мы все это испытывали в лучшие минуты своей жизни — вот хотя бы теперь, собранные в храм, воодушевленные усердной молитвой, соединенные общей молитвой, имея пред очами образ Господа Бога, как бы Его Самого, на Фаворе преобразившегося, находящегося среди нас. Все мы испытываем радость и готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи, хорошо нам здесь быть! И тот, кто испытал эти духовные радости, тот никогда не согласится променять их на греховные радости мира. Остается лишь желание упрочить эти минуты, обратить их в часы и дни. А чтобы упрочить их, чтобы сделать их минутами поистине небесной радости, нужно изгнать из сердца все порочное и молить всеблагого Господа Бога о даровании нам всего полезного и доброго, наипаче же чистоты духовной. Тогда начавшееся здесь настроение перейдет с нами в вечность. Сподоби нас, милосердный Господи, во вся дни нашей жизни пребывать с Тобою и наслаждаться Твоею славою не только на земле, но и по смерти — не на земном Фаворе, а в небесном Царствии Твоем. Аминь.

 

Сегодня в Православной Церкви есть обычай освящать плоды. Этот обычай очень древний, можно сказать, один из самых древних обычаев человеческих. […] Мы приносим Господу Богу первые плоды из чувства благодарности, потому что, если бы Он не возрастил эти плоды, то мы сами, конечно, не смогли бы возрастить их. В Греции к этому времени поспевает виноград, из которого приготовляют церковное вино; поэтому там освящается виноград. У нас в России винограда нет, поэтому освящаются плоды. Добрые христиане не употребляют никаких плодов до тех пор, пока они не будут освящены.

Обычай освящать начатки плодов и приятный, и полезный. Он напоминает нам о том, что мы также должны приносить духовные плоды, подобно тому, как дерево в саду приносит плоды природные…

Господь Сам утверждает Свой [духовный] вертоград[1]; вы слышали, как архиерей, с крестом и зажженными свечами[2] в руках, [обратившись к молящимся], возглашает ко Господу: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя»[3].

Итак, этот вертоград насадил Сам Господь Бог. Виноград — это все мы, христиане. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, — говорится в Евангелии (Мф. 7, 19). В обычном саду хозяин употребляет труды и средства, чтобы содержать его. А небесный Садовник употребил для своего духовного вертограда еще более средств: Он душу свою положил за нас; Он претерпел клевету и злобу, заушение и позорную смерть для того, чтобы воскресить нас и даровать нам вечную жизнь.

Вот почему тот, кто желает, чтобы этот праздник не прошел для него даром, должен просить Господа, чтобы Он помог ему приносить плоды. А какие плоды? Он должен преобразиться… Не думайте, что я говорю это лишь по случаю праздника, нет! Откройте Библию, и вы на первых же страницах прочтете о том, что Господь Бог дал человеку Свой образ и подобие, но человек исказил его. В чем же теперь наша задача? В том, чтобы восстановить этот искаженный образ Божий в душе. Иначе сказать, сделаться чадами, детьми Отца небесного. Тогда преобразятся и просветятся и наши лица…



[1] Сад.

[2] Дикирием.

[3] Слова, произносимые архиереем при благословении молящихся во время пения «Трисвятого» на литургии. Ср.: Пс. 79, 15–16.

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт