Будем подражать добродетелям преподобного князя Даниила

Проповедь архимандрита Даниила (Воронина) на литургии в день памяти преподобного князя Даниила Московского 17 марта 2012 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Данилова обитель собрала нас сегодня для того, чтобы мы все вместе прославили ее основателя святого князя Даниила и научились от него, как нам правильно жить по заповедям Божиим.

Сей преподобный князь жил в тринадцатом веке и был сыном известного по всей Руси святого благоверного князя Александра Невского и княгини Вассы. Даниил был младшим сыном в семье, и ему досталось в удел незначительное княжество московское, в то время мало кому известное. Это княжество преподобный князь Даниил унаследовал в возрасте одиннадцати лет, и он молился Богу, чтобы Бог помог ему управлять народом Божиим. То были очень непростые годы. Русь наша находилась под игом татаро-монгольских завоевателей. Они часто приходили набегами, разоряли и сжигали села, уводили в плен жен, детей, юношей, отнимали все их имущество. И на долю князя Даниила выпало много скорбей. Он был князем, а это значит, что в своем уделе он был самым значительным человеком, ему принадлежала власть над подданными, власть, данная ему Богом. Вместе с тем он был одним из богатейших людей в своем княжестве. Он мог бы жить в свое удовольствие, ни о чем не заботясь. Но Даниил был праведником, он был воспитан в православной вере, и свое служение считал служением Богу. Своих соотечественников, своих подданных он считал своими детьми, с которыми он, как князь, отец и покровитель, связан неразрывными узами.  У святого князя было много скорбей, как и у нас теперь много бывает трудностей, искушений, забот. И он как бы из глубины веков обращается к нам и напоминает нам о том, чтобы мы, имея свои трудности и скорби, жили по заповедям Божиим, так же, как жил он сам в свое время.

Имея много скорбей и искушений, преподобный князь Даниил мог бы пойти на крайности, или озлобиться, или прийти в уныние, отчаяние. Он мог бы начать надеяться только на власть и богатство, как тогда многие князья, которые часто военными действиями умножали свои владения, ходили на соседние княжества. Но преподобный князь Даниил, наученный заповедям Божиим, невзирая на все трудности и скорби, оставался непоколебимым в Законе Божием. Он был честным, благородным, добрым князем, заботливым мужем и отцом и заботливым отцом своих подданных. Никакие скорби и беды не сломили его благородную душу. Даже среди его братьев бывали поступки неблаговидные. Князья часто ссорились и враждовали между собой. Однажды его старший брат великий князь Андрей привел татарское войско и разорил город Москву. Казалось бы, князь Даниил должен был бы обидеться, рассердиться, должен был мстить ему. Но он, помня заповедь Божию о прощении своих врагов, простил своего брата. Он молился, набрался сил и вместе со своими подданными стал восстанавливать разрушенный и сожженный город. Казалось бы, откуда на это брать силы? И князь Даниил отвечает нам на этот вопрос. Силы он черпал из заповедей Божиих. Он был чадом Православной Церкви, он молился, читал то же самое Священное Писание, которое читаем мы теперь. Он обращался к тем же угодникам Божиим и учился молиться у тех же святых, к которым обращаемся и у которых учимся и мы с вами. Он был сыном Матери Церкви Православной и питал свою душу теми же церковными Таинствами, которыми питаем свои души и мы с вами. Он взирал на Христа Спасителя, на Распятие Христово, взирал на Его страдания и от Христа Бога своего черпал силы, чтобы во всех невзгодах и искушениях оставаться отцом своего народа. Князь Даниил с честью нес свое послушание. Своим благородством, терпением, любовью он снискал уважение не только у своих подданных, но и у соседних князей. Молясь Богу за врагов своих, он приобретал для своей души те божественные свойства, которые необходимы небожителю. Как бы ни было трудно в этой земной жизни, он считал, что здесь мы лишь временные жители, что  земная жизнь является для нас временной, является подготовкой для вечной жизни в Царстве Небесном. Он всегда помнил об этом, и именно это памятование о вечности, памятование о заповедях Божиих, памятование о тех скорбях, болезнях, которые подъял на Себя Христос Спаситель ради нашего спасения, давали ему силы и мужество претерпевать все беды и невзгоды.

Он молитвенно обращался к своему небесному покровителя преподобному Даниилу Столпнику и в честь него построил сей монастырь. В этом монастыре незадолго до своей кончины князь принял монашеский постриг, уподобляясь своему отцу и подражая ему. И это не случайно, потому что его душа была готова жить по заповедям Божиим, жить молитвенной внутренней духовной жизнью, жить в молитве и общении с Богом. Уже здесь, на земле, он стяжал молитвенное единение с Господом нашим Иисусом Христом. И земная жизнь никак не мешала ему в этом единении.

Мы с вами живем во времена, когда со всех сторон приходит много соблазнов, искушений, бед, скорбей. Но мы с вами  должны являться чадами Божиими, чадами Православной Церкви. Мы обращаемся в молитвах к Господу Иисусу Христу, ко святым угодникам Божиим, мы крещены, мы ходим в церковь и приобщаемся со страхом Божиим и трепетом тех же Таинств церковных, которых приобщался и преподобный князь Даниил Московский. И вот в сегодняшний день мы собрались здесь, чтобы почтить память нашего святого соотечественника, чтобы попросить его святых молитв и утвердиться его примером. Он жил в этом же городе, ходил по этой же земле, он переживал многие скорби и беды и сохранил свою бессмертную благородную душу, душу православного христианина. За его внутренне собранную, благочестивую, светлую жизнь Господь почтил его в лике святых и, превознося этого святого угодника, нашего земляка, нашего князя и молитвенника, поставил его нам в пример, чтобы и мы, имея в жизни много скорбей, бед и искушений, которые валятся на нас со всех сторон, не падали духом, а приходили к Господу нашему Иисусу Христу, Который принял на Себя все наши беды, скорби и грехи и, как мы слышали сегодня в Священном Писании, пришел призвать не праведников, но грешников (Мк. 2, 17).

И вот, прибегая к церковным Таинствам, будем подражать нашему соотечественнику святому преподобному князю Даниилу Московскому, будем прибегать к его святым молитвам. Будем стараться жить по заповедям Божиим и радовать Господа нашего Иисуса Христа своими внутренними достижениями. О том же, каковы должны быть наши достижения, говорит апостол: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение… вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Вот об этих дарах Духа Святого будем стараться всеми силами души своей.

И сейчас, в дни Великого Поста Православная Церковь призывает нас к внутренней чистоте. Постараемся, имея перед своим взором пример великого угодника Божия преподобного князя Даниила Московского, будем укрепляться молитвами и Таинствами церковными, будем стараться не допускать в своей душе ничего греховного, никаких страстей и пороков, а хранить свою душу и взращивать в ней свойства божественные: любовь, кротость, смирение, радость, веру, воздержание. И, подходя к Святой Чаше, подражая преподобному князю Даниилу, будем просить Бога, чтобы Он напитал нашу душу благодатию Духа Святого, чтобы наша душа могла пройти этот длительный путь, сквозь обилие соблазнов и искушений, и стать истинным чадом Православной Церкви по молитвам преподобного князя Даниила. Аминь.

Комментарии   

 
+7 # Елена 30.03.2012 11:46
Архимандритом Даниилом в проповеди были найдены слова,которые не только характеризуют православную жизнь преподобного князя Даниила, но и помогают нам современным людям найти правильный путь жизни по Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, слова проникают в душу. Очень сожалею, что не смогла присутствовать на литургии в честь князя Даниила.Еще раз спасибо, что можно, прочитать проповедь на сайте. С уважением, Елена
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Опубликован список митрополий Элладской Церкви, нежелательных для посещения паломниками из Русской Церкви

    В ответ на поступающие запросы Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата разъясняет, что в соответствии с заявлением Священного Синода от 17 октября 2019 года (журнал № 125) не благословляется посещение паломниками из Русской Православной Церкви нижеперечисленных епархий Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых вступили в церковное общение с украинскими раскольниками:

  • Игумен Серафим. Духовный подвиг

    «Такие люди являются исторической вехой для мира», – эти слова, сказанные в свое время одним из иерархов Иерусалимской Православной Церкви о русском игумене Серафиме (Кузнецове), стали лейтмотивом конференции, посвященной 60-летию со дня кончины подвижника.

  • Епископ Солнечногорский Алексий принял участие в конференции «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

    13–14 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре проходит конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» с участием архиереев, игуменов, игумений и монашествующих из епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа. Мероприятие организовано Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Нижегородской митрополией.

  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье». Часть вторая

    8 ноября 2019 года завершила работу международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье». Форум, организованный Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Воронежской митрополией и Научным центром психического здоровья РАН, проходил на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы в конференц-зале ОВЦС

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт