Подвиг святителя Григория Паламы

Проповедь игумена Иннокентия (Ольхового) в Неделю Вторую Великого поста 11 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, во второе воскресенье Великого Поста, Церковь празднует память святителя Григория, архиепископа города Фессалоники, греческого города, который в XIV веке находился на севере Византийской империи, тогда уже умирающей. До падения Константинополя оставалось сто лет. Империя переживала не самые лучшие времена, но тем не менее церковная, духовная жизнь в ней была весьма напряженной и насыщенной.

На Афоне в скиту святого Саввы [близ Великой Лавры] жил иеромонах Григорий Палама. Он получил хорошее образование в Константинополе, был сыном богатых и знатных родителей. Его отец был знаком с императором Андроником II. В двадцать лет, проникшись любовью к монашеской жизни, он вместе со своими братьями, устроив мать и сестру в монастырь в Константинополе, удалился на Святую Гору Афон. Так, может быть, и прошла бы на Святой Горе его жизнь, никому неизвестная, как  и жизнь многих афонских старцев, в подвигах монашеских, в молитве, в уединении, в посте и прочих трудах, приличествующих монашескому образу, если бы не следующее обстоятельство.

В те времена в Константинополе появился человек по имени Варлаам. Это был образованный грек из южных областей Италии, которая в то время была под властью латинян, где православные, казалось бы, были обречены на унию с Римской церковью. Он приехал в Константинополь и, будучи хорошо, даже блестяще образованным, завоевал доверие многих людей при дворе императора, получил должность профессора университета в Константинополе, а также был облечен миссией переговоров с Римским папой о возможном объединении Церквей – Восточной и Западной. Варлаам строил свою полемику с латинянами на том, что Бог непознаваем. Исходя из этого, он решил простым способом устранить камень преткновения между римскими католиками и православными – учение о филиокве, то есть об исхождении Святого Духа «и от Сына» (так учила латинская церковь, и этого категорически не признавала Церковь Православная). Раз Бог непознаваем, какие могут быть споры? Мы не можем сказать ничего достоверного о Боге. Все наши высказывания – лишь символы и предположения.

И вот это его утверждение вызвало неизбежную реакцию у православных. Григорий Палама, узнав об этом, написал Варлааму несколько писем с обличением его пагубной мысли. А как же Христос, а как же воплощение Бога Слова в Богочеловеке Христе, в Котором нам даровано уже не естественное, а сверхестественное откровение? Бог открывает нам Себя во Христе. И эта полемика переросла в обсуждение важнейшего вопроса: может ли Бог, неприступный вечный Абсолют, быть познаваем нами, людьми? Как мы можем приобщаться Божеского естества (2 Пет. 1, 4)? Есть ли какая-либо связь между Богом и человеком? С точки зрения древней греческой философии, философии Аристотеля,  Бог абсолютно непознаваем. Мы своими земными, тварными, ограниченными чувствами никак не можем познать Бога, никак не можем ощутить Его. На этой позиции стоял Варлаам. Однако святитель Григорий, на основании всей полноты Божественного Откровения в Священном Писании и Священном Предании, используя труды многих святых отцов, блестяще показал на специально созванном по этому поводу Соборе [в 1341 году], что утверждение Варлаама о совершенной непознаваемости Бога – это глубочайшее заблуждение. Во Христе нам дарована вся полнота богообщения, вся полнота познания Бога, которая только может быть доступна человеческой природе. Григорий Палама использавал в своей полемике с Варлаамом также опыт восточного монашества, опыт Иисусовой молитвы. Проходя путь умной деятельной и созерцательной молитвы,  человек может достичь видения нетварного света, фаворского света.

Является ли этот свет именно нетварным – это был большой вопрос. Может ли человек созерцать нетварную Божественную природу? И святитель Григорий впервые очень точно и просто обосновал православное учение о том, что саму сущность Божества человек видеть и познавать не может, но Его Божественные энергии, Его благодатные действия в мире он может и должен видеть и ощущать. И он достигает этого боговидения, проходя путь Иисусовой молитвы.

Доводы святителя Григория Паламы, может быть, так и остались бы лишь тонким богословским рассуждением, если бы предмет их не касался каждого из нас, нашего спасения. Благодать Божия, которую мы можем и должны стяжать уже в этой жизни после святого Крещения, должна быть в нас действенна. И Дух Божий, Который пришел в мир ради Сына Божия, – не просто вездесущий и вся исполняющий, как мы говорим в молитве «Царю Небесный»; мы призываем Его прийти и вселиться в нас Своею благодатию. Как говорил преподобный Серафим: «Стяжите Святого Духа Божия». Мы призываем Его очистить нас от всякой скверны и, в конце концов, спасти души наши. Аминь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы

    2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

  • «Мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

    15 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Обитель построена рядом с шахтой, где приняли мученическую смерть преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

    Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

    Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

    Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, — достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, — безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

    Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой — это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

    Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

    Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, — так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

    Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

    Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


     

  • У Бога не бывает ошибок

    Недавно я зашла на форум родителей, которые отказались от своих детей. Оставили в роддомах или отдали позже в Дом малютки, или куда там их отдают... И теперь я знаю, как выглядит ад

  • ОТМА и цесаревич Алексей

    17 июля Русская Православная Церковь отмечает печальную годовщину – мученическую смерть последнего Российского императора Николая II и его семьи.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт