Подвиг святителя Григория Паламы

Проповедь игумена Иннокентия (Ольхового) в Неделю Вторую Великого поста 11 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, во второе воскресенье Великого Поста, Церковь празднует память святителя Григория, архиепископа города Фессалоники, греческого города, который в XIV веке находился на севере Византийской империи, тогда уже умирающей. До падения Константинополя оставалось сто лет. Империя переживала не самые лучшие времена, но тем не менее церковная, духовная жизнь в ней была весьма напряженной и насыщенной.

На Афоне в скиту святого Саввы [близ Великой Лавры] жил иеромонах Григорий Палама. Он получил хорошее образование в Константинополе, был сыном богатых и знатных родителей. Его отец был знаком с императором Андроником II. В двадцать лет, проникшись любовью к монашеской жизни, он вместе со своими братьями, устроив мать и сестру в монастырь в Константинополе, удалился на Святую Гору Афон. Так, может быть, и прошла бы на Святой Горе его жизнь, никому неизвестная, как  и жизнь многих афонских старцев, в подвигах монашеских, в молитве, в уединении, в посте и прочих трудах, приличествующих монашескому образу, если бы не следующее обстоятельство.

В те времена в Константинополе появился человек по имени Варлаам. Это был образованный грек из южных областей Италии, которая в то время была под властью латинян, где православные, казалось бы, были обречены на унию с Римской церковью. Он приехал в Константинополь и, будучи хорошо, даже блестяще образованным, завоевал доверие многих людей при дворе императора, получил должность профессора университета в Константинополе, а также был облечен миссией переговоров с Римским папой о возможном объединении Церквей – Восточной и Западной. Варлаам строил свою полемику с латинянами на том, что Бог непознаваем. Исходя из этого, он решил простым способом устранить камень преткновения между римскими католиками и православными – учение о филиокве, то есть об исхождении Святого Духа «и от Сына» (так учила латинская церковь, и этого категорически не признавала Церковь Православная). Раз Бог непознаваем, какие могут быть споры? Мы не можем сказать ничего достоверного о Боге. Все наши высказывания – лишь символы и предположения.

И вот это его утверждение вызвало неизбежную реакцию у православных. Григорий Палама, узнав об этом, написал Варлааму несколько писем с обличением его пагубной мысли. А как же Христос, а как же воплощение Бога Слова в Богочеловеке Христе, в Котором нам даровано уже не естественное, а сверхестественное откровение? Бог открывает нам Себя во Христе. И эта полемика переросла в обсуждение важнейшего вопроса: может ли Бог, неприступный вечный Абсолют, быть познаваем нами, людьми? Как мы можем приобщаться Божеского естества (2 Пет. 1, 4)? Есть ли какая-либо связь между Богом и человеком? С точки зрения древней греческой философии, философии Аристотеля,  Бог абсолютно непознаваем. Мы своими земными, тварными, ограниченными чувствами никак не можем познать Бога, никак не можем ощутить Его. На этой позиции стоял Варлаам. Однако святитель Григорий, на основании всей полноты Божественного Откровения в Священном Писании и Священном Предании, используя труды многих святых отцов, блестяще показал на специально созванном по этому поводу Соборе [в 1341 году], что утверждение Варлаама о совершенной непознаваемости Бога – это глубочайшее заблуждение. Во Христе нам дарована вся полнота богообщения, вся полнота познания Бога, которая только может быть доступна человеческой природе. Григорий Палама использавал в своей полемике с Варлаамом также опыт восточного монашества, опыт Иисусовой молитвы. Проходя путь умной деятельной и созерцательной молитвы,  человек может достичь видения нетварного света, фаворского света.

Является ли этот свет именно нетварным – это был большой вопрос. Может ли человек созерцать нетварную Божественную природу? И святитель Григорий впервые очень точно и просто обосновал православное учение о том, что саму сущность Божества человек видеть и познавать не может, но Его Божественные энергии, Его благодатные действия в мире он может и должен видеть и ощущать. И он достигает этого боговидения, проходя путь Иисусовой молитвы.

Доводы святителя Григория Паламы, может быть, так и остались бы лишь тонким богословским рассуждением, если бы предмет их не касался каждого из нас, нашего спасения. Благодать Божия, которую мы можем и должны стяжать уже в этой жизни после святого Крещения, должна быть в нас действенна. И Дух Божий, Который пришел в мир ради Сына Божия, – не просто вездесущий и вся исполняющий, как мы говорим в молитве «Царю Небесный»; мы призываем Его прийти и вселиться в нас Своею благодатию. Как говорил преподобный Серафим: «Стяжите Святого Духа Божия». Мы призываем Его очистить нас от всякой скверны и, в конце концов, спасти души наши. Аминь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт