Днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится

Проповедь благочинного Данилова монастыря архимандрита Луки на Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2011 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний день, братие и сестры, святая Церковь молитвенно отмечает великий двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Для нашего спасения очень важно знать жизнь Господа нашего Иисус Христа, Его Пречистой Матери и всех тех святых, которых Церковь молитвенно почитает.

Нынешний праздничный день – Введение во храм Пресвятой Богородицы – напоминает нам о ранних, юных годах Божией Матери. Священной Предание, хранящееся в памяти Церкви, говорит нам, что святые Богоотцы Иоаким и Анна после долгих молитв, после долгого подвига получившие в награду благословенную Дщерь, решили Ее посвятить Господу. И вот, исполняя этот обет, они привели юную Отроковицу к Иерусалимскому храму. Посвящение детей было в обычае иудейского народа. Юные отроковицы находились при Иерусалимском храме от младенчества до брачного возраста, возрастая там, учась грамоте, рукоделию.

Итак, юная Богоотроковица была приведена ко входу в Иерусалимский храм. Но эта благословенная Дщерь была не обычным ребенком, она была исполнением Промысла Божия, даром человечества Богу, плодом молитвы не только своих святых родителей, но и всей вереницы ветхозаветных праведников, чаявших пришествия в мир Спасителя. И поэтому восхождение юной Богоотроковицы было сопряжено с необыкновенными событиями. Когда родители привели Ее к Иерусалимскому храму, то эта Отроковица вдруг явила необычную для своего трехлетнего возраста физическую крепость и Сама с первой ступень до последней сумела подняться к храму. Навстречу Ей вышел сам первосвященник Захария, который ввел Ее во Святая Святых Иерусалимского храма. Это было нарушением ветхозаветных законов – во Святая Святых имел право входить только первосвященник один раз в год. И тем не менее первосвященник ввел юную Богоотроковицу во Святая Святых.

Иерусалимский храм был центром жизни иудейского народа. Главной святыней храма были некогда ковчег Завета, стоявший во Святая Святых – алтаре ветхозаветного храма. Там находились также скрижали Завета, Которые Бог даровал Моисею, там был жезл Аарона процветший, там была стамна с манной, которую некогда Господь давал еврейскому народу в пустыне. Но в это время в храме этих святынь уже не было, потому что это был уже второй храм, построенный после вавилонского пленения. И, тем не менее, пророки говорили, что слава второго храма превзойдет славу первого, Соломонова, храма. Так, пророк Малахия говорит: и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы ожидаете (Мал. 3, 1). Да, в Иерусалимском храме не было уже тех древних святынь и, казалось бы, духовная история еврейского народа заканчивается. Но это было не так. Древние святыни были прообразом той новой святыни, которая некогда должна была явиться в Иерусалимском храме во Святая Святых. И этой святыней оказалась юная Богоотроковица, потому что Она сама соделалась храмом для Царя Небесного. Войдя во Святая Святых, Она наполнила благодатным содержанием сам ветхозаветный храм.

Юная Богоотроковица Мария была предназначена стать Матерью Самого Господа нашего Иисуса Христа. Но не сразу это должно было совершиться. Пресвятая Дева должна была, как говорят священные песнопения, прежде «воспитатися во Святая Святых». Она должна была духовно возрасти, чтобы быть способной воспринять благодатное действие Промысла Божия, чтобы стать Матерью Самого Господа Иисуса Христа. Ее пребывание в Иерусалимском храме не было бездеятельным. Все время она проводила в молитве, в чтении Слова Божия, в богомыслии, в рукоделии. Она была питаема пищей из рук Ангелов. Таким образом Матерь Божия готовилась совершить великую миссию ради спасения человечества, которую Ей уготовал Промысл Божий.

Дорогие братие и сестры, Божия Матерь Своим вхождением в храм Господень как бы Сама указывает нам на то значение, которое храм должен иметь в нашей жизни. Мы имеем счастье жить в новозаветное время и молиться новозаветных храмах. Если в ветхозаветные времена, как говорят святые отцы, благодать действовала на человеческую природу совне, то в новозваветные времена, после пришествия в мир Спасителя, Божественная благодать стала действовать изнутри, обновляя во всей полноте падшую греховную человеческую природу. Храм – это место особого присутствия Божия. Можно молиться везде, ибо Бог наполняет Своими энергиями весь мир, благодать Божия действует везде. Но особое присутствие Божие человек чувствует именно в храме, где Божественная благодать действует в Таинствах Церкви и Сам Господь пребывает в Святых Дарах. Поэтому духовное возрастание человека немыслимо без храма Божия. Вот почему еще в младенческом возрасте каждого из нас приносят в храм для посвящения Богу, и мы принимаем Таинство святого Крещения, получая начатки благодатной жизни для того, чтобы в течение всей своей жизни исполнением заповедей Христовых взрастить их в себе. Как Божия Матерь с детства, с младенческого возраста возрастала в ветхозаветном храме, так и каждому христианину необходимо возрастать в новозаветном храме. Нигде не бывает так действенна молитва человека, как в храме. Здесь мы имеем особенно близкое общение с Господом Иисусом Христом, с Божией Матерью и со всеми святыми. Господь здесь как нигде слышит нас, когда мы молимся за наших родственников, живых и усопших. Храм для нас – это школа благочестия, где мы постигаем истины о нашем спасении. Храм для нас – это место нашего духовного возрастания и обновления. Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. И будем молиться Божией Матери, чтобы Она всегда была ходатаицей о нашем спасении. Аминь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт