Приидите, сшествуим Христу

Проповедь наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия в Неделю ваий, 17 апреля 2011 года.

Архимандрит Алексий Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нынешнее евангельское повествование говорит нам о великой славе Христовой. До этого момента, как мы знаем из Евангелия, Христос ходил по земле, кроткий и смиренный, и не объявлял о Себе как о великом и божественном Учителе. И вот, в конце Своего земного служения, после трех с половиной лет  евангельской проповеди, Он идет во святой град Иерусалим, град, где находилась иудейская святыня и где в эти дни собралось множество людей, чтобы праздновать Пасху. Он входит в Иерусалим как Царь, но не как земной победитель и повелитель, которого ждали иудеи, тешившие себя надеждой, что Он станет их земным царем. Он приходит к ним как Царь, провозвещающий будущее Небесное Царство. Но люди этого не знали. Они ликовали, восклицая: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!». Они постилали по дороге ветви и одежды свои, крики взрослых сливались с возгласами младенцев, которые также воздавали славу Богу, воспевали великолепие Христа. Но Господь знал, что сегодняшнее торжество завтра сменится грозными воплями: «Распни, распни Его!», и совсем уже страшными: «Кровь Его на нас и на детях наших».

«Се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо, и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему». Мы – ученики Христа, последователи Господа. Мы знаем, что Господь отдал за нас Свою жизнь, пролил Свою кровь. И вот, мы вступаем в Страстную седмицу, которая посвящена событиям последних дней земной жизни Христа.

Церковь именует каждый день Страстной седмицы днем Великим. В Великий Понедельник мы услышим о праведном Иосифе, который был предан своими братьями в рабство. Это ветхозаветное повествование прообразует будущую участь Христа. И о бесплодной смоковнице, на которой не нашли плодов, – как образе наших слабых и бесплодных душ. В Великий Вторник мы будем впоминать притчу о десяти девах, которые могли бы приобрести елей и получить награду, однако не сподобились Царствия Божия, потому что были беспечны. В Великую Среду, как мы знаем из Евангелия, иудеи совещались между собой и решили предать Христа на распятие. А женщина блудница помазала Господа драгоценным миром, как бы приготовив Его к будущим страданиям. Великий Четверг – Тайная Вечеря, установление Таинства Евхаристии. В этом Таинстве каждый из нас, вкушая Тело и Кровь Христову, соединяется со Христом, приобщается жизни вечной, имеет в себе залог будущего воскресения. В Великую Пятницу мы стоим у Плащаницы, видим Христа, умершего на Кресте, и поклоняемся Его страданиям. Наконец, Великая Суббота – день великого покоя, когда Христос находится во гробе, Жизнь во гробе, для того, чтобы востать.

Каждый из нас, христиан, должен идти по жизни своей за Христом, повторяя Его крестный путь. И эти страстные дни должны быть для нас особенными, они требуют особенной собранности и чистоты наших мыслей и чувств, иначе мы не сможем шествовать за Христом, мы оставим Его на крестном пути и останемся – кто в претории Пилата с омытыми руками, но оскверненной совестью, кто во дворце Ирода с глумлением над верою, а кто-то, может быть, и с Иудой предателем.

Мы чаем, ждем воскресения. Но прежде воскресения мы должны пережить то же, что пережил Христос. Мы должны распяться вместе со Христом, сораспяться Ему. И не стоит опасаться, что  мы останемся без креста. Нет недостатка в крестах. От самой колыбели до гроба мы призываемся на распятие – недостатками и немощами телесными и душевными, горестями и лишениями, искушениями и соблазнами. Только приняв крест – и телом, и духом, и умом, и волею, видимо и невидимо – мы можем соединиться со Христом.

И мы с вами собрались сегодня в храм для того, чтобы иметь силу последовать за Христом на Его страдания, чтобы сподобиться благодати, которая наполнит нас и поведет по крестному пути,  чтобы и нам увидеть великую славу Христову.  Поэтому Церковь возглашает в этот день: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра. И вси, вземши крест свой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Аминь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт