Дух праздности не даждь ми

Слово Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенное в Троицком соборе Данилова монастыря после вечерни в понедельник Первой седмицы Великого поста 7 марта 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не случайно мы начинаем Великий Пост размышлением об изгнании первых людей из рая. Именно этой теме посвящается Сыропустное воскресенье, Прощеное воскресенье. Потому что каждый человек, вступающий на путь преодоления греха, должен понимать, что есть грех и каковы его последствия. Последствия того первородного греха изменили все течение человеческой истории. Мир стал иным. И цели, которые люди перед собой ставили и ставят, которые в напряжении своих сил они пытаются достигать, есть не те цели, которые Бог поставил перед человеком. Отказ от этого целеполагания и исказил Божье творение. Грех пролег непреодолимой пропастью между Богом и человеком. Но произошло не только отчуждение человека от Бога, но и от окружающего его мира, от природы. Божественной гармонии, которую Бог возжелал даровать человеку в его отношениях с окружающим миром, был положен конец. Гармония, образом которой был райский сад, исчезла, прекратила свое существование. Человек оказался лицом к лицу с природой. И  для того, чтобы преодолевать силы природы, обеспечивать свое желание, нужно было очень много трудиться. Ибо земля перестала произращать древо жизни, древа, что находились в раю, в саду, а вместо этого – терние и волчцы. И Господь, напутствуя падшего человека, дает ему заповедь: в поте лица добывать хлеб свой (Быт. 3, 19). Да, действительно, это, с одной стороны, заповедь, а с другой стороны – программа действий. Не будешь добывать в поте лица хлеб – погибнешь, не сможешь жить. Таких заданий вовсе не стояло перед людьми первозданными. Таких задач не было в раю. И вот это иное целеполагание, иная задача сформировала иную систему ценностей, в которой человек постоянно устремляется к достижению материальных благ. И если там, на заре человеческой истории, в более древние времена, отстоящие от нас на тысячелетия и столетия, от этого человеческого труда зависело само его существование в мире, то по мере развития науки, техники, человек стал высвобождать много времени, и отнюдь не все время было посвящено заботе о хлебе насущном. Вспоминая ту самую заповедь, ту самую программу действий – в поте лица добывать хлеб свой, нельзя забыть и другой, уже новозаветной заповеди, так ясно и сильно сформулированной святым апостолом Павлом: кто не работает, тот и не ешь (ср. 2 Фес. 3, 10). Вот это уже та заповедь, которая должна относиться к каждому, вне зависимости от того, в поте лица он хлеб зарабатывает, или без всякого пота. Заповедь о труде есть божественная заповедь, дарованная человеку, преступившему закон, падшему человеку. Это заповедь, которая должна определять способ жизни человека, его образ жизни в тех условиях, в которых оказалось человечество и весь мир, весь космос через грехопадение.  

Мы сегодня уже неоднократно молились словами преподобного Ефрема Сирина. Первое прошение его молитвы перекликается с тем, о чем мы сейчас говорим: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми». Праздность – это состояние обратное тому, в которое погружается человек, отвечающий на Божию заповедь о труде. Исполнение той заповеди не означает, что человек должен работать все время без остановок. Для того чтобы как-нибудь восстанавливать свои духовные и физические силы, еще в Ветхом Завете была дана заповедь об отдыхе, о седьмом дне. Знаем мы также, что в еврейском народе были особые юбилейные года, когда люди отдыхали, отдыхала земля. Эти божественные установления даны были человеку для того, чтобы, трудясь в поте лица, он не губил свое здоровье, чтобы не оставалось сил еще на что-то другое. Но по мере того, как люди стали высвобождать свое время все более и более, на место труда стала приходить праздность. Праздность - это не отдых тела. Праздность - это не восстановление своих сил. Праздность – это пустое времяпрепровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, не может быть праздным человеческое сердце. Действительно, всякая праздность это есть лишь иллюзия на самом деле праздности сердца, пустоты. Сердце человеческое не терпит пустоты. И в душу праздного человека входит нечто, что является опасным для его духовной, а нередко и физической жизни. Входят дурные помыслы, а вслед за дурными помыслами – дурные слова. Ведь чаще всего от праздности мы пустословим. Чаще всего от праздности мы произносим праздные слова, за каждое из которых дадим ответ пред Господом. Нередко праздность приводит нас к тому, что и пустые праздные слова начинают наполняться желчью, злом по отношению к ближним нашим. И вот уже другой грех – грех осуждения. Если бы проанализировать образ жизни современного обезбоженного человека и посмотреть, к чему же приводит праздное времяпрепровождение, то с легкостью можно убедиться, что в этой праздности, как в питательной среде, развиваются страшные бактерии, несовместимые с этой подлинной жизнью человека. Эти бактерии умножают зло. И если не употреблять средств, духовных лекарственных средств, то они способны поразить весь человеческий организм. Праздность – это некое затхлое болото, в котором возбуждаются и рождаются опасные для человека духовные организмы. Именно поэтому слова апостола Павла о том, что тот, кто не работает, тот и не ест, являются не только констатацией некоей божественной справедливости, но также и заветом, заповедью Божией.

Доказательством тому мы имеем еще два важных евангельских повествования. Одно из них – знаменитая  притча о талантах. Господь с нас будет спрашивать по результатам наших трудов. Ведь тот, кто закопал один талант, он закопал его потому, что праздность для него была дороже, чем труд. И ушел осужденным. А те, кто развивали Богом данные таланты трудом своим, снискали божественную милость. Ну и, наконец, удивительные по силе слова Самого Господа, на которые мы не всегда обращаем внимание. Скорее мы обращаем внимание на иные слова, содержащиеся в этой великой по своему смыслу фразе: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28). Мы почему-то обращаем внимание на второе слово и под обремененностью понимаем наши немощи, наши болезни, наши слабости, наши обиды. Но ведь первое-то слово: придите ко Мне, все труждающиеся… и Я успокою вас. Труд есть величайшая христианская добродетель. Это особенно нужно помнить в обители, где есть только два поля деятельности: труд и молитва и где не может быть никакого пространства для праздности. Жизнь монаха несовместима с праздностью. Праздность в жизни инока – это верный признак опасного духовного заболевания. Но то, что верно и правильно для иночествующих, также правильно и верно для всех, для современных людей, которые, опираясь на достижения разума, технологии, финансы, могут с легкостью высвобождать время для праздности. И мы знаем, что очень многие социальные беды, которые сегодня обрушиваются в том числе и на наш народ – и алкоголизм, и наркомания, и распутство, – все это связано нередко с праздным времяпрепровождением.

Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движение вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека. Праздный человек откладывает от себя всякое оружие, которое необходимо ему в борьбе, в том числе и с пороком, он отказывается от всяких духовных механизмов, он предается праздности и погибает. Не случайно преподобный Ефрем в первых словах своей боговдохновенной молитвы призывает нас просить Господа, чтобы Тот благодатию Своей оградил нас от порока праздности. Аминь.

 

 

Фото пресслужбы Патриарха Московского и всея Руси.

Комментарии   

 
+3 # Максим 08.03.2011 11:45
Да, помню я как не мог найти работу. Слава Богу нашел. Хуже нет сидеть без работы.Избавь Господи от духа праздности.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # ирина 11.03.2011 19:54
Не успела послушать Вас в храме. Мне стало плохо и мы с подругой были вынуждены покинуть храм. Но о празности - даж без работы всегда уповала на Бога и его милость. И всегда находилось дело: уборка, готовка, занятия с внуком, помощь родителям. Прваду говорит пословица "долог день до вечера, коли делать нечего". Спасибо Вам за такие правильные и ценные сслова.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт