Торжество Православия

Проповедь архимандрита Луки (Пинаева) в Неделю Первую Великого поста.

В первое Воскресение Великого поста Святая Церковь молитвенно отмечает день Торжества Православия. Началом этого празднования послужило установление почитания святых икон на VII Вселенском Соборе.

Церковь — это Богочеловеческий организм. И поскольку членами ее являются люди, которые составляют человеческое общество, то все политические, экономические, социальные и религиозные нестроения так или иначе отражались и отражаются на ее жизни. Но в первые века христианства эти вопросы стояли острее и касались в буквальном смысле выживания Церкви как выживания церковной истины.

Человек всегда стремился осознать себя в окружающем мире, постичь себя и свое предназначение. И вот в какой-то момент истории он слышит слова, которые потрясли мир: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Потрясли не только тех, кто принял их за основу своей жизни, но и тех, кто увидел в них неприемлемое для себя новое мировоззрение. Вначале немного людей откликнулось на призыв к обновленной жизни, но те, кто всем сердцем воспринял его, с большой силой и ревностью засвидетельствовали свои убеждения перед лицом тогдашнего мира.

То были годы подлинного героизма во имя веры и чистоты Православия. Борьба с язычеством, арианством, несторианством, монофизитством и другими ересями выковала православное учение во все его чистоте и святости. За этим лежит труд многих Святых Отцов, церковных писателей и подвижников благочестия, которые оставили нам свои писания, где подробно и обстоятельно изложили и разъяснили грядущим поколениям учение Христа Спасителя и Его святых апостолов. Все это составляет Священное Предание Церкви.

Священное Писание и Священное Преданиеподлинная – сокровищница православного церковного учения.

Совершилось главное – определен конкретный, ясный путь к вечной жизни, выверенный всеобъемлющим опытом Церкви. И теперь, когда мы говорим о Православии, мы говорим об истинном Богопознании и Богопочитании, ибо достичь Царства Небесного можно только через правильное почитание Бога. Это правильное почитание и есть православный путь спасения. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиной; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление богом человека, истинного служителя Бога, дарованием ему Всесвятого Духа (Ин. 7, 39). Дух есть слава Христиан. Где нет Духа, там нет Православия».

Из этих слов вполне понятно, что источником Православной веры является Святой Дух, Который действует обильно в тех, кто идет путем истины, путем праведности и святости. К сожалению, в истории Церкви находились люди, которые по своей гордыне всегда стремились привнести в вероучение что-то новое, человеческое, плотское, греховное. Будучи людьми порочной жизни, они и порождали ложные учения, причиняя много горя Святой Церкви тем, что отторгали от святого Православия тысячи душ младенцев во Христе.

Церковь, чтобы пресечь такие соблазны, предавала анафеме, то есть отлучению, родоначальников ересей и тех, кто им последовал. Она выявляла их лжеумствования, указывая на их ложную природу, показывая их истинное лицо.

Торжество Православия – это торжество Христовой Правды и Истины, засвидетельствованное кровью мучеников и исповедников. И когда мы говорим об этом, мы, прежде всего, провозглашаем и исповедуем, что мы и все окружающие сотворены Богом; что люди являются достоянием Божиим; что человек пал и из царя природы стал рабом страстей и похотей, влекущих его в погибель; что для спасения человека потребовалось ни много, ни мало, как схождение на землю Самого Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; что через Его крестные страдания человечество было искуплено от греха и смерти; что величайшим делом Его земной жизни и общественного служения было основание Христовой Церкви с дарованием ей всей полноты даров Святого Духа, пребывающих в святых Таинствах; что каждый человек призван к наследию вечной жизни  и своим посильным трудом во имя спасения должен заслужить ее; что будет Второе пришествие Сына Божия и Страшный Суд и что каждый человек будет определен либо к вечной жизни, либо к вечному осуждению.

Эти истины – не простые отвлеченные понятия, а принципы, утверждающие православного христианина в его подвиге терпения, смирения, милосердия, любви к Богу и людям. Они возжигают в душах истинно верующих свет Божественной правды, делают их непобедимыми перед невзгодами и искушениями мира сего.

Сегодня мы празднуем Торжество Православия потому, что имеем бесчисленные свидетельства победоносного шествия Истины Христовой из поколения в поколение, видим множество душ спасающихся, видим реальную помощь Божию перед лицом сил зла, и все это придает нам уверенность, что любовь Божия к роду человеческому непреложна, что Церковь Христова вечна и врата ада никогда не одолеют ее. Аминь.

 

Опубликовано в журнале "Даниловский благовестник", вып. 6, 1994 г., с. 14-15.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В Даниловом монастыре к 10-летию возвращения ансамбля исторических колоколов пройдет ряд мероприятий

    В 2018 году Данилов ставропигиальный мужской монастырь отмечает 10-летие возвращения из Гарвардского университета (США) в Москву значимой реликвии – ансамбля исторических колоколов обители.

  • Даниловский звон. Страницы новейшей истории

    Поводом для нашего разговора с иеродиаконом Романом (Огрызковым), старшим звонарем Данилова монастыря и руководителем колокольного центра, стал десятилетний юбилей возвращения ансамбля исторических колоколов из Гарвардского университета в родную обитель.

  • Прикосновение к Истине

    25 сентября 2018 года в 17:30 в Московском доме национальностей по адресу ул. Новая Басманная, д. 1, стр. 4 (станция метро «Красные Ворота») состоится творческий юбилейный вечер писателя и историка Арутюна Амирханяна, прихожанина Данилова монастыря, и презентация его романа «Прикосновение Христа».

  • «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат...»
    Они надевают утепленные гидрокостюмы, берут баллоны со специальной смесью и уходят на «глубокую воду» – погружаются на 60–70–80 метров в холодную и неприветливую Балтику, туда, где царит лишь бесконечный мрак, где даже мощные подводные фонари могут пробить узкую полоску света не дальше 3-4 метров.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт