О грехе и смерти

Проповедь игумена Кронида на евангельское чтение 20-й Недели (зачало 30, Лк. 7, 11-16), 19 октября 2008 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В прочитанном евангельском чтении воспоминалось о чуде, которое сотворил Господь по пути, при входе в город Наин. Когда Господь приближался к этому городу, он увидел похоронную процессию, выходившую из него. Погребали единственного сына женщины, и та была вдова. Господь, приблизившись к одру, коснулся его, и остановилось шествие. Господь сказал: «Юноша, тебе глаголю, востани!» И умерший встал.

Говоря об этом чуде, святитель Григорий Палама вспоминает о двух других воскрешениях, которые были прежде. Он говорит о воскрешении пророком Илией сына Сарептской вдовы (3 Цар. 17, 17-24) и о воскрешении пророком Елисеем сына сонамитянки (4 Цар. 4, 12-37). Но,  замечает святитель, эти два чуда отличались от того чудесного воскрешения, которое совершено Спасителем при входе в город Наин. Когда умер сын вдовы в Сарепте, то эта вдова сказала пророку Илии: «Что тебе и мне, человек Божий, ты пришел ко мне воспомянуть неправды мои пред Богом». То есть она увидела в этой смерти своего сына, единственного сына, наказание Божие и решила не противиться воле Божией, не роптать на Бога. У другой женщины, сонамитянки, не было сына, и ребенок появился по молитвам пророка Елисея. Когда он умер, женщина упрекала пророка. Она говорила: «Вот, ты дал мне сына, и Господь теперь отнимает от меня этого сына, как жестоко это». Но совсем по-иному было в случае с наинской вдовой. Она  не знала Спасителя, воскресившего ее сына. Святитель Григорий Палама говорит: «Она не знала Его и ничего у Него не просила, и не надеялась на Него, и веры у нее не было, и Господь не ждал от нее какой-то веры, но Он просто вернул ей сына».

Такое Евангелие. Но, как и всякое евангельское повествование, это не просто рассказ о совершенном чуде, о давно происшедшем событии. Это, прежде всего, слово, обращенное к нам. О чем же это слово?

Мне думается, что, слыша это Евангелие, мы должны задаться двумя вопросами: что такое смерть и что такое грех. Каждый раз, читая вечерние молитвы, мы произносим слова, оставленные нам святителем Иоанном Златоустом: 24 кратких молитвы, по числу часов дня и ночи. В этих молитвах, составленных святителем, есть такие слова: «Даждь ми память смертную». Что такое память смертная? Каково должно быть наше отношение к смерти? Подчас, к сожалению, в нашей обыденной жизни даже христианами смерть понимается как нечто трагическое, нечто тяжелое. Смерть - это крышка гроба, которая захлопнулась за человеком. Сегодня мы еще разговаривали с человеком, а завтра этого человека уже нет. Это потеря, по-человечески очень трудно переживаемая, очень трудно переносимая. Но совсем другое отношение к смерти было у людей, которые пережили радость обращения от тьмы языческой к свету христианства. Для них смерть была исходом из этой жизни, рождением в жизнь вечную.

Такое понимание должно быть и у нас, сегодняшних христиан. Потому что смерть - это не захлопнувшаяся дверь. Это дверь, ведущая в жизнь вечную. Это подведение итогов нашей земной жизни. Мы часто живем так, как будто пишем черновик нашей жизни, и надеемся, что завтра, придет время, и мы перепишем его, завтра начнем жить с чистого листа. И мы подчас живем прошлым и глядим в будущее. А это маленькое, короткое наше настоящее переживается нами бесчувственно. Но совсем по-другому жил бы человек, если бы он переживал настоящее, которое есть сейчас, которое принадлежит ему, - ибо прошлого уже нет, а будущего еще нет, - он переживал бы это маленькое настоящее как подлинную жизнь.

И действительно, если бы мы помнили, что сейчас мы можем умереть, каковыми были бы наши отношения с ближними и дальними? Сколько необдуманных слов мы бы не сказали, сколько слов, обращенных к нам нашими ближними, мы бы услышали, если бы жили с памятью о смерти. Смерть - это не некая костлявая рука, которая грозит нам издалека, это не темный покров, наброшенный на все радости нашей жизни. Нет, смерть - это, прежде всего, ответственность за эту жизнь. Ибо мы должны быть ответственны. Святой апостол Павел говорит нам: «Будьте внимательны, ибо дни лукавы» (Ср. Еф. 5, 15-16).

Мы должны быть внимательны к текущим дням, к тому, что переживаем здесь, сейчас. Мы должны быть ответственны по отношению к себе, к своим ближним, к своей жизни. И тогда, может быть, в нашей жизни будет меньше места для греха. Потому что грех является следствием нашей поврежденности, а смерть, в свою очередь, является следствием греха. У того же апостола Павла есть такие слова, по-славянски они звучат так: «Оброцы бо греха смерть» (Рим. 6, 23). В русском переводе: «Возмездие за грех - смерть». Но это не совсем точный перевод. Правильнее было бы сказать: «Наказание греха - смерть». Читая Библию, мы видим, что люди после Адама жили очень долго, по 900, по 800 лет. Не  столь важны календарные сроки; смысл в том, что постепенно грех и смерть овладевали человеческим естеством. И чем больше грех входит в нашу жизнь, тем больше отнимает он нашей жизни, тем меньше нам остается жить.

Вот такие мысли приходят при чтении Евангелия о воскрешении сына вдовы наинской.

Мысли о грехе и смерти, навеваемые этими евангельскими словами, не должны пугать нас и омрачать нашу жизнь, нет. Но они должны побуждать нас задуматься о том, как коротки дни нашей земной жизни и как внимательно должны мы жить, чтобы дать ответ Богу на Страшном Суде, когда перед нами распахнется дверь в жизнь вечную. Аминь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт