О крестоношении христианина

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова) в Неделю Крестопоклонную.

  И вот, братие, снова вознесен пред нами Крест Христов и Распятый на нем Господь Иисус Христос указует нам путь, по которому мы должны идти, чтобы наследовать Царство небесное. Он говорит с Креста Своего нам: если ты христианин и хочешь не по имени лишь, а по жизни быть таковым, то отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Отвергнись себя - ибо в грешной душе человека существует как бы раздвоение. Голос совести указывает ему, как надо поступать по-евангальски, где ложь и где правда, обличает его, если видит отступление от этой правды. А голос чувственности зовет его к усладам и утехам мирским, греховным. Какого голоса слушаться человеку, на какой путь вступить ему? Пусть выполнит он слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Человек стоит перед выбором: или любить мир, или любить свою душу. Чувственный мир противоположен духу, враждебен Богу. Мир живет злобой, гордостью, сладострастием, ненавистью, сребролюбием. Все эти страсти находят себе сочувствие и созвучие в нашей грешной душе и настолько сильны, что отвергнуть их, вырвать из своей души для нас так же трудно, как отделиться от самого себя.

И вот, отвергнувшись своего грешного себялюбия, человек решается взять крест. Это значит, он решается великодушно и терпеливо переносить все насмешки и укоризны, какими, несомненно, мир станет осыпать истинного христианина. Давайте посмотрим на жизнь всех праведных людей. Они все подвергались издевательствам, гонениям и преследованиям. За исключением немногих верных последователей, люди их гнали. И всякий, желающий жить по-христиански, испытал это. Живи жизнью мирской, старайся угождать мирским обычаям - и никто тебя не тронет: ты свой человек. Но попробуй жить не так, как другие живут, постарайся по силе своей, с помощью благодати Божией, жить любовью ко Христу и ближнему. О, какая туча насмешек обрушится на тебя! Всякое твое слово, всякое твое действие сейчас же будет перетолковано в худую сторону. Ты будешь стараться всем помочь, всякому делать добро - а тебя, несомненно, обвинят в тщеславии и желании людской похвалы. Будешь молиться и других учить молиться - обвинят в лицемерии. Словом, объявят все твои действия, слова, поступки лицемерными и даже вредными. Всякий будет стараться заглянуть в твою душу, добраться до самого святого и дорогого для тебя, и все это облить ядовитой хулой и бранью.

Пусть же всякий христианин, взявший крест страданий, будет готов не к похвалам, а к порицаниям. Пусть он утешает себя тем, что Спаситель предсказал это в cвятом Евангелии: В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33).

Но гонения и хула мира - это еще не самое скорбное в жизни крестоносца. Ведь он должен во все время своей земной жизни вести внутреннюю борьбу с самим собой, никому, кроме Бога, незаметную. Духи злобы не без борьбы выпускают жертву из своих рук. Обратившийся ко спасению грешник пусть знает, что ему предлежит тяжкая борьба с самим собою. Ему постоянно придется бороться с восстающими греховными помыслами, особенно с помыслами злобы, блуда, осуждения, уныния. Часто греховная земля будет представляться ему прекрасной, по выражению св. Андрея [Критского], помыслы будут дразнить, указывая на оставленное им. Эта внутренняя борьба - самая тяжелая, ибо она происходит в душе и кающемуся грешнику приходится бороться непосредственно с духом злобы, искушающим его. Он должен жить особенной жизнью, не поддаваться этим мыслям - особенно помыслам осуждения и блуда. Мысли эти могут повлечь за собой и дело - самый грех. И тогда наступает тяжкое уныние, а нередко и отчаяние - ибо труд потрачен зря и надо начинать сначала.

Крест христианский слагается также и из разных скорбей, бедствий, какие угодно Божественному Промыслу попустить нам для воспитания нашего смирения. Здесь-то между грешником нераскаянным и кающимся - великая разница. Нераскаянный грешник терпит иногда лютые скорби и бедствия, но он их переносит с ропотом, хулой и злобой - а не со смирением, обвиняя других - а не себя самого. Тот же, кто воспитывает в себе смирение, подобен праведному Иову.

Наконец, взять крест христианский - значит, добровольно подчиниться лишениям и подвигам, обуздывающим наше тело. Это тоже нам очень тяжело, всякая телесная прихоть, даже самая ничтожная, с трудом побеждается. Но пока мы не победим их все - до тех пор невозможна свобода духа. Пока мы, по выражению святых отцов, не обуздаем, не оседлаем дикого коня - тело наше - для нас нет истинной христианской жизни.

Но надо взять крест именно свой, а не какой-нибудь другой. То есть надо покориться именно тем лишениям и невзгодам, какие нам посылаются, а значит, довольствоваться тем жребием и участью, какие нам ниспосланы. И здесь-то мы часто погрешаем. Нам кажется, что вот именно в этой обстановке, при данных условиях жизни я не могу спастись, а переведи меня в другие условия - сделаюсь праведником. Некоторые говорят, например: вот если бы жить в монастыре, в отшельничестве, тогда бы спасся, а как тут спастись - среди мирской суеты. Но это неправда, это и есть гордость, восстание против воли Господней. Не лучше ли Господь знает, где нам удобнее спастись, и не для всякого ли Он выбирает крест по его силам? А потому, если ты здесь плох, не лучше будешь и в отшельничестве. Терпи и знай: где тебе Господом определено жить, там ты и должен трудиться по силе своей во славу святого имени Его.

И вот, взяв крест свой, человек должен идти за Христом - то есть всегда и во всем следовать Евангелию, иметь его руководством в своей деятельности. В Евангелии рассказывается о том, как Господь пришел искупить грехи человека ради любви Своей и дать миру законы новой жизни. Следовать Евангелию - значит возлюбить Христа и ближних своих и эту любовь положить в основу своих благодействий на земле.

Возлюбленные братие, воздавая сегодня поклонение Кресту Христову телом и устами, воздадим ему поклонение и духом. И пусть каждый из нас с креста своего, подобно благоразумному разбойнику, воскликнет: «Помилуй нас, Господи». И тогда, подобно ему, и мы откроем себе крестом райские двери.

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007, с. 440-443

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В подростковом клубе «Пилигримия» Данилова монастыря Москвы завершилась программа «Мои планы на жизнь»

    10 июля 2020 года завершилась пятидневная дистанционная программа «Мои планы на жизнь», участниками которой стали школьники 9–13 лет из Москвы, Подмосковья, Воронежа и Ярославской области. Программа проходила в формате вебинара, подготовленного педагогами клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.

  • Святыни Данилова монастыря

    Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.

  • «Церковь передает миру Слово Божие, в котором запечатлевается абсолютная и неизменная истина»

    12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

  • Воспитать не писателя, а достойного человека

    Меня нередко спрашивают, что дает школьникам детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Я уверен, в первую очередь участники приобретают очень нужный, но не всегда доступный в современном мире опыт.

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт