О крестоношении христианина

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова) в Неделю Крестопоклонную.

  И вот, братие, снова вознесен пред нами Крест Христов и Распятый на нем Господь Иисус Христос указует нам путь, по которому мы должны идти, чтобы наследовать Царство небесное. Он говорит с Креста Своего нам: если ты христианин и хочешь не по имени лишь, а по жизни быть таковым, то отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Отвергнись себя - ибо в грешной душе человека существует как бы раздвоение. Голос совести указывает ему, как надо поступать по-евангальски, где ложь и где правда, обличает его, если видит отступление от этой правды. А голос чувственности зовет его к усладам и утехам мирским, греховным. Какого голоса слушаться человеку, на какой путь вступить ему? Пусть выполнит он слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Человек стоит перед выбором: или любить мир, или любить свою душу. Чувственный мир противоположен духу, враждебен Богу. Мир живет злобой, гордостью, сладострастием, ненавистью, сребролюбием. Все эти страсти находят себе сочувствие и созвучие в нашей грешной душе и настолько сильны, что отвергнуть их, вырвать из своей души для нас так же трудно, как отделиться от самого себя.

И вот, отвергнувшись своего грешного себялюбия, человек решается взять крест. Это значит, он решается великодушно и терпеливо переносить все насмешки и укоризны, какими, несомненно, мир станет осыпать истинного христианина. Давайте посмотрим на жизнь всех праведных людей. Они все подвергались издевательствам, гонениям и преследованиям. За исключением немногих верных последователей, люди их гнали. И всякий, желающий жить по-христиански, испытал это. Живи жизнью мирской, старайся угождать мирским обычаям - и никто тебя не тронет: ты свой человек. Но попробуй жить не так, как другие живут, постарайся по силе своей, с помощью благодати Божией, жить любовью ко Христу и ближнему. О, какая туча насмешек обрушится на тебя! Всякое твое слово, всякое твое действие сейчас же будет перетолковано в худую сторону. Ты будешь стараться всем помочь, всякому делать добро - а тебя, несомненно, обвинят в тщеславии и желании людской похвалы. Будешь молиться и других учить молиться - обвинят в лицемерии. Словом, объявят все твои действия, слова, поступки лицемерными и даже вредными. Всякий будет стараться заглянуть в твою душу, добраться до самого святого и дорогого для тебя, и все это облить ядовитой хулой и бранью.

Пусть же всякий христианин, взявший крест страданий, будет готов не к похвалам, а к порицаниям. Пусть он утешает себя тем, что Спаситель предсказал это в cвятом Евангелии: В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33).

Но гонения и хула мира - это еще не самое скорбное в жизни крестоносца. Ведь он должен во все время своей земной жизни вести внутреннюю борьбу с самим собой, никому, кроме Бога, незаметную. Духи злобы не без борьбы выпускают жертву из своих рук. Обратившийся ко спасению грешник пусть знает, что ему предлежит тяжкая борьба с самим собою. Ему постоянно придется бороться с восстающими греховными помыслами, особенно с помыслами злобы, блуда, осуждения, уныния. Часто греховная земля будет представляться ему прекрасной, по выражению св. Андрея [Критского], помыслы будут дразнить, указывая на оставленное им. Эта внутренняя борьба - самая тяжелая, ибо она происходит в душе и кающемуся грешнику приходится бороться непосредственно с духом злобы, искушающим его. Он должен жить особенной жизнью, не поддаваться этим мыслям - особенно помыслам осуждения и блуда. Мысли эти могут повлечь за собой и дело - самый грех. И тогда наступает тяжкое уныние, а нередко и отчаяние - ибо труд потрачен зря и надо начинать сначала.

Крест христианский слагается также и из разных скорбей, бедствий, какие угодно Божественному Промыслу попустить нам для воспитания нашего смирения. Здесь-то между грешником нераскаянным и кающимся - великая разница. Нераскаянный грешник терпит иногда лютые скорби и бедствия, но он их переносит с ропотом, хулой и злобой - а не со смирением, обвиняя других - а не себя самого. Тот же, кто воспитывает в себе смирение, подобен праведному Иову.

Наконец, взять крест христианский - значит, добровольно подчиниться лишениям и подвигам, обуздывающим наше тело. Это тоже нам очень тяжело, всякая телесная прихоть, даже самая ничтожная, с трудом побеждается. Но пока мы не победим их все - до тех пор невозможна свобода духа. Пока мы, по выражению святых отцов, не обуздаем, не оседлаем дикого коня - тело наше - для нас нет истинной христианской жизни.

Но надо взять крест именно свой, а не какой-нибудь другой. То есть надо покориться именно тем лишениям и невзгодам, какие нам посылаются, а значит, довольствоваться тем жребием и участью, какие нам ниспосланы. И здесь-то мы часто погрешаем. Нам кажется, что вот именно в этой обстановке, при данных условиях жизни я не могу спастись, а переведи меня в другие условия - сделаюсь праведником. Некоторые говорят, например: вот если бы жить в монастыре, в отшельничестве, тогда бы спасся, а как тут спастись - среди мирской суеты. Но это неправда, это и есть гордость, восстание против воли Господней. Не лучше ли Господь знает, где нам удобнее спастись, и не для всякого ли Он выбирает крест по его силам? А потому, если ты здесь плох, не лучше будешь и в отшельничестве. Терпи и знай: где тебе Господом определено жить, там ты и должен трудиться по силе своей во славу святого имени Его.

И вот, взяв крест свой, человек должен идти за Христом - то есть всегда и во всем следовать Евангелию, иметь его руководством в своей деятельности. В Евангелии рассказывается о том, как Господь пришел искупить грехи человека ради любви Своей и дать миру законы новой жизни. Следовать Евангелию - значит возлюбить Христа и ближних своих и эту любовь положить в основу своих благодействий на земле.

Возлюбленные братие, воздавая сегодня поклонение Кресту Христову телом и устами, воздадим ему поклонение и духом. И пусть каждый из нас с креста своего, подобно благоразумному разбойнику, воскликнет: «Помилуй нас, Господи». И тогда, подобно ему, и мы откроем себе крестом райские двери.

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007, с. 440-443

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы

    2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

  • «Мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

    15 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Обитель построена рядом с шахтой, где приняли мученическую смерть преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

    Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

    Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

    Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, — достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, — безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

    Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой — это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

    Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

    Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, — так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

    Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

    Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


     

  • У Бога не бывает ошибок

    Недавно я зашла на форум родителей, которые отказались от своих детей. Оставили в роддомах или отдали позже в Дом малютки, или куда там их отдают... И теперь я знаю, как выглядит ад

  • ОТМА и цесаревич Алексей

    17 июля Русская Православная Церковь отмечает печальную годовщину – мученическую смерть последнего Российского императора Николая II и его семьи.

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт