Logo

Пример святого князя Даниила учит идти христианским путем среди скорбей, вражды и искушений мира

Слово митрополита Трифона (Туркестанова) в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, 4 марта 1911 года в Московском Богоявленском монастыре за Литургией

Помолимся усердно почитаемому нами родному нашему, святому благоверному князю Московскому Даниилу. Ныне особенно радуется обитель Даниловская, которая была создана святым великим князем Даниилом и в которой покоятся его святые мощи. Но не менее радуется и наша обитель Богоявленская[1], ибо она является родною сестрою обители Даниловской, так как и она была создана святым благоверным князем Даниилом. А вместе с ними ликуют и все благочестивые люди, празднуя память своего святого. Припадая к раке его святых мощей, они получают благодатные исцеления, и, обозревая его житие, черпают из него уроки жизни.

В самом деле, часто люди говорят: «Мы светские, а как трудно в миру спастись, гораздо труднее, чем в монастыре, где все приготовлено ко спасению». О, поверьте, все дело спасения - не в обстановке, а в духе человека, стремящегося ко спасению. Пример этого показывает нам князь Даниил. Не он ли был высокого положения? Не он ли имел все, чтобы наслаждаться жизнью? Но, находясь в мирском обществе, он не соприкасался с ним; находясь среди мирских людей, он был собеседником ангелов, как это пелось в песнопениях, составленных на день его памяти. Словом сказать, здесь, на земле, он приготовлял себя к вечности.

По происхождению принадлежа к благочестивой семье - ведь и отец его, [святой благоверный князь] Александр Невский был благочестивым князем - святой Даниил воспринял с ранних лет семя благочестия, и это семя взошло и принесло плод (см.: Лк. 8, 8). В особенности всех поражали его смирение, незлобие, кротость. Вы знаете, в то время Русь находилась под тяжелым игом татарским, и среди князей не было мира: они часто враждовали между собой, призывали себе в помощь иногда и татар. Страдала русская земля и от татар, и от междоусобиц. В это-то время князь Даниил и явился миротворцем. Он всю свою жизнь употреблял на то, чтобы мирить князей, чтобы отвращать нападения татар, чтобы среди русских людей было спокойствие и мир. Его вера и благочестие поражали всех. В самом деле, не в пиршествах и веселье, а в молитве, в усердной молитве и посте он находил себе утешение. Его радость была в том, чтобы  церкви умножались, чтобы благочестие распространялось. Его счастье состояло в том, что он созидал обители. Сию обитель Богоявленскую он основал, а затем и другую - Даниловскую[2].

В конце жизни Господь удостоил его быть постриженным в схиму, и погребен он был в основанной им обители Даниловской[3]. Через много лет после кончины святого князя Данилов монастырь, пришедший в ветхость, снова был украшен благолепно, а затем, в царствование царя Алексея Михайловича, по особому указанию Божию святые мощи основателя обители были обретены нетленными[4].

И вот, благоверный князь учит нас идти в жизни христианским путем, невзирая ни на что - ни на скорби, ни на вражду, ни на искушения. Правда, время, в которое мы живем, очень смутное, опасное. Но нам не грозит такая опасность, какая была в те времена; вести христианскую жизнь, посещать храм Божий нам никто не возбраняет.

Итак, будем усердно молиться святому благоверному князю Даниилу, чтобы он помог нам идти путем смирения, терпения, кротости, чистоты и пламенной веры.


[1] В это время епископ Трифон был настоятелем Богоявленского монастыря.

[2] Большинство исследователей полагают, что Данилов монастырь был основан святым князем Даниилом прежде Богоявленского - в 1282 году (первым в Москве). Дата основания Богоявленского монастыря - 1296 год.

[3] Святой князь Даниил скончался 4 марта 1303 года.

[4] Обретение мощей святого князя Даниила совершилось 30 августа 1652 года.

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007, с. 243-245.

Template Design © Joomla Templates | GavickPro. All rights reserved.