Средство приобрести смирение

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова) в Неделю о блудном сыне.

В прошлое воскресенье Церковь призывала нас к смирению, ныне[1] в евангельской притче о блудном сыне (см. Лк. 15, 11-32) она указывает нам средство приобрести смирение.

Смирение приобретается через покаяние. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, - так взывает к нам Господь устами святого пророка Исаии (Ис. 1, 16-17).

«Грешник, опомнись, покайся, возвратись к своему Отцу небесному. Его объятия открыты и готовы с любовью принять тебя», - так взывает к нам Сам Господь Иисус Христос в слышанной нами сегодня притче.

Притча о блудном сыне. Как много говорит она сердцу каждого из нас! В самом деле, кто из нас может похвалиться святостью и чистотою, кто из нас может сказать, что он не запятнал грехами своими белой одежды крещения? Справедливо говорит покаянная молитва, читаемая пред святым Причащением: «Киими не растлихся грехами!..»

Но, бедный грешник, не предавайся унынию, пусть печаль твоя о грехах соединяется с надеждой на помилование от Бога! Слышишь ли, как Он взывает к тебе устами возлюбленного Сына Своего: «Большая радость бывает на небе об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (ср.: Лк. 15, 7)!

Конечно, самым безопасным было бы для нас никогда не удаляться из дома Отца небесного на свободу. Но, увы, манит и влечет к себе человека эта свобода - без удержу предаваться своим страстям и похотям, жадно опьяняться из чаши всевозможных наслаждений, не признавать никакой воли, никакого авторитета, кроме своих желаний. Особенно [влечет она] в юные годы, когда и крепость сил, и не растраченное еще здоровье, и блеск очей, и румянец лица, - все обещает долголетие, а злой демон-искуситель шепчет в уши соблазнительные речи: «Еще успеешь покаяться, успеешь опомниться, успеешь бросить рассеянную жизнь и пожить для Бога и ближних».

Шепчет он это человеку, или непосредственно внушая такие мысли, или посредством неверующих людей и современной литературы, в которой, впрочем, [нет речи о  том, что можно будет] покаяться в старости, ибо воля человека признается единственным нравственным мерилом его поступков.

И, увы, послушался бедный, слабый человек этих злых искушений, упал один раз, затем еще, и все ниже и ниже падает в нравственном отношении - до полного искажения образа Божия в себе, не только уподобляясь, по выражению церковной песни, скотам несмысленным[2], но даже превосходя их. И вот он уже лежит в бездне, никакого просвета, одна тьма, один мрак. Какие-то зловещие призраки шепчут ему злые речи, навевая в душу холод отчаяния, настойчиво напоминая о самоубийстве. Полное нравственное банкротство! Нет сил ни телесных, ни душевных, все изжито, все безумно растрачено. И вот здесь-то и приходит на помощь благодатная сила Божия.

Вдруг, сквозь эти мрачные тучи отчаяния является проблеск надежды: «Пойду к Отцу моему небесному, выплачу перед Ним все свое горе, чрез духовника своего поведаю Ему о своей крайней нравственной нищете, с плачем скажу Ему: «Отче, я недостоин называться Твоим сыном, сделай меня Твоим слугой. Как мытарь взываю к Тебе: милостив буди мне грешному! Как блудница проливаю слезы. Боже мой, в бездне греховной валяясь, неиcследную милосердия призываю бездну...»

И милосердный Господь, как чадолюбивый Отец, принимает к Себе кающегося грешника - не как наемника и слугу, а как самого дорогого, преданного Ему сына. Он прощает ему грехи, Он питает его Своими животворящими Телом и Кровию, Он радуется его возвращению вместе с ангелами на небе. И вот этот покаявшийся грешник, с помощью благодати Божией и своего искреннего желания, становится добрым христианином, а иногда и руководителем ко спасению душ своих ближних, по слову апостола Павла: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18).

Таково, братие, действие благодати Божией!

Несколько дней тому назад был у меня батюшка отец протоиерей Иоанн Кронштадтский. В беседе со мною он, между прочим, сказал: «О! Я глубоко верю во всемогущее действие благодати Божией - и на себе самом, и на людях самых разнообразных характеров».

Возблагодарим же, братие и сестры, Бога за то, что мы живем в святой Православной Церкви, и будем твердо хранить нашу святую Православную веру!

Ныне празднуется еще и великий праздник Сретения Господня. Вы знаете, что в Сретении Господа Его окружают, с одной стороны - Симеон, муж великой праведности, и великая подвижница и молитвенница Анна, с другой стороны - чистейшая Дева Богоматерь и смиренный, преданный воле Божией, святой праведный Иосиф. Носители всех величайших добродетелей окружают Господа.

Постараемся и мы в грядущий Великий пост приобрести эти добродетели: праведность, воздержание, молитву, чистоту душевную и телесную, смирение и покорность воле Божией. Тогда и мы встретим Господа не приносимого, но грядущего в наше сердце, и великою радостью возрадуемся, и радости нашей никтоже возмет от нас (ср.: Ин. 16, 22).

 

Проповедь опубликована в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает.  Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2007, с. 96-99.



[1] В это год Неделя о блудном сыне, как видно из проповеди, совпала с праздником Сретения, что имело место в 1903, 1914 и 1925 годах.

[2] См.: Канон Иисусу Сладчайшему, 8-я песнь, 2-й тропарь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт