Погребение архиепископа Никифора Феотокиса (1731-1800)

Результаты археологических открытий в Даниловом монастыре, 2006-2007. Тезисы доклада профессора Л.А.Беляева на пресс-конференции в Даниловом монастыре, 23 апреля 2007 г.

Архиепископ Никифор Феотокис умер 31 мая 1800 г. и был похоронен в Даниловом монастыре, где провел конец жизни. Однако прямых указаний на место его погребения в источниках не оказалось. Выбирая место для раскопок, мы руководствовались следующими соображениями:

– архиепископ мог быть погребен только вблизи старого монастырского собора, где хоронили и других настоятелей;

– вероятнее погребение с юга от храма;

– погребение могло быть не снаружи, а под южной галереей храма.

Древности Данилова монастыря и состояние его кладбища мне знакомы: в 1983-1987 гг. я, как археолог, сопровождал работы по его реставрации и приспособлению, в результате чего было открыто древнейшее в Москве славянское поселение (сейчас мы датируем его IX-X веками); следы кладбища XIII-XVI веков; фундаменты собора 1550-х годов и другое.

Работы по поиску могилы были начаты, с благословения властей монастыря и после подобающего молебна, в августе 2006 года и продолжались до середины марта 2007 года.

Первые признаки того, что мы на верном пути, появились уже в начале работ: в мусоре от реставрации 1980-х годов оказалось много кусков разбитых надгробий XVIII–XIX веков и в их числе – маленькая пластина мрамора с двумя-тремя греческими буквами. (Известно, что по поводу кончины архиепископа Никифора были составлены эпитафии как по-русски, так и по-гречески.)

Поскольку под горизонтом кладбища XVIII–XIX вв. открылись уровни гораздо более раннего времени, вплоть до эпохи классической древности, начиная с V в. до Р.Х., работы в апсиде продлились еще на месяц. В ноябре мы готовы были продвинуться дальше к западу и начали с разборки лестницы.

Под лестницей, которая, имея незначительную длину и ширину, была к тому же явно поздней, трудно было ждать нужного нам погребения (как и сохранного погребения вообще). Но именно здесь, между столбом галереи и стеной Покровской церкви, открылось вполне уникальное для истории русской погребальной обрядности XVIII–XIX вв. сооружение. Перед нами оказался Склеп с большой буквы, весь, включая дно, выложенный не из кирпича (как 99% всех склепов в России), а из тесаных белокаменных блоков, к тому же отполированных внутри.

Еще более необычным было состояние погребения: его никто не касался с момента совершения. Открыв крышку, мы обнаружили внутри склепа нетронутый дубовый гроб, обитый снаружи темно-бордовым бархатом с позументом. На верхней крышке золотными лентами было выложено изображение восьмиконечного Голгофского креста с орудиями Страстей Господних; на боковых гранях имелись шесть бронзовых ручек с ажурными декоративными накладками; изнутри гроб был обит светлым шелковым атласом, подложенным стружкой хвойного дерева.

В гробу покоились никогда не тревоженные останки, почти полностью покрытые шелковым покровом, с лицом, закрытым квадратным платом-покровцом. Под покровом, на спине, с руками, сложенными на груди, лежали останки погребенного в облачении архиерея: подряснике, подризнике, саккосе, поручах, епитрахили, поясе, палице, омофоре и митре. Ноги были обуты в остроносые кожаные туфли. Шею охватывала шелковая (репсовая) муаровая лента, когда-то красная.

На груди справа лежала на цепи панагия с эмалевым овальным изображением Спасителя и напрестольный большой крест с эмалевыми дробницами. Поверх его нижней части сохранилась часть печатной грамоты с разрешительной молитвой – к сожалению, на ней не обнаружено имени. Слева лежал наперсный крест и, почти в центре груди, катехизис с металлической верхней крышкой.

Однако останки погребенного оказались сильно разрушенными, особенно лицевая часть черепа. Антропологические признаки указывают на старческий возраст погребенного, после 60-ти лет; вполне вероятно его средиземноморское происхождение и соблюдение им монашеского режима питания.

Все предметы позволяют решительно определить погребение как архипастырское и принять в качестве вероятной даты рубеж XVIII–XIX веков.

Для идентификации погребения ключевое значение имеет плотная лента репсовой структуры с волнообразными разводами (муар), красного цвета, шириной 10 см. Она определяется как лента ордена св. Анны. Этот орден жаловали высшему духовенству только начиная с правления императора Павла I и, в основном, в пределах этого правления. Среди погребенных в Даниловом монастыре в последнее десятилетие XVIII – начале XIX вв. орден св. Анны имел, сколько нам известно, только архиепископ Никифор (Феотокис).

Определяя погребение в склепе № 9 как архипастырское и совершенное не ранее середины XVIII и не позже начала XIX века, мы можем отвести возможность его идентификации с настоятелями Данилова монастыря, которые имели сан игумена и архимандрита в тот же период.

Даты предметов из погребения плотно укладываются во вторую половину XVIII века, заставляя выбрать, в качестве единственно вероятной, 1800-й год. У меня нет сомнений в том, что открытые нами в Склепе № 9 останки действительно принадлежали архиепископу Никифору Феотокису.

Немного о дальнейших планах. В нашем распоряжении коллекция важных в научном и музейном отношении артефактов, часть которой представлены на отдельном столе. Она реставрируется и пополнит церковно-исторический музей монастыря. Также у нас отложился великолепный фиксационный материал, включая киносъемку раскопок. Мы планируем на их основе целый ряд научных и церковных изданий, посвященных архиепископу Никифору Феотокису, а также некрополю Данилова монастыря – одному из самых ярких, почитаемых кладбищ Москвы и всей России, на котором покоились останки выдающихся деятелей русской культуры. Начата работа над большой монографией по общей, с V века до Р.Х. по ХIХ век, археологии Данилова монастыря; продолжается и работа в архивах. У меня нет сомнений, что все это даст исключительно нужный сейчас Церкви, науке и культуре исторический материал.

Заканчивая сообщение, хочу от имени русской науки сказать слова благодарности наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию, эконому монастыря игумену Иннокентию и исполнительному директору фонда св. князя Даниила Александру Николаевичу Блохину за тот решительный и широкий шаг навстречу науки, который сделан ими в поиске останков архиепископа Никифора. В научных кругах эти работы имели очень хороший резонанс. У меня нет сомнений в том, что наука приложит все усилия для того, чтобы не остаться в долгу у Русской Православной Церкви, и сотрудничество священства и ученых продолжится.

Беляев Л.А., доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором археологии Москвы института археологии РАН, главный редактор журнала «Российская археология», куратор раздела археологии «Православной энциклопедии»

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Церковь не запрещает, но предостерегает

    «Прихожанин» продолжает публиковать серию бесед с экономом Даниловой обители игуменом Иннокентием (Ольховым). В этих беседах батюшка отвечает на вопросы наших читателей, а вопросы порой задаются весьма острые, странные – одним словом, необычные вопросы, с которыми прихожане порой смущаются обращаться к приходскому священнику.

  • Приветственное слово участникам конференции «Монашество и современный мир»

    Приветственное слово Высокопреосвященного митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора (Кипрская Православная Церковь) на открытии монашеской конференции «Монашество и современный мир» (Большая Соборная палата подворья святого Прокопия ставропигиального мужского монастыря Киккской иконы Божией Матери. Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

  • Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года

    Заявление принято на заседании Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года.

    Синод Украинской Православной Церкви, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:

  • «Монашество и современный мир»

    Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Солнечногорский Алексий принял участие в международной конференции «Монашество и современный мир», проходившей в Республике Кипр с 26 по 30 ноября 2019 года.

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт