Погребение архиепископа Никифора Феотокиса (1731-1800)

Результаты археологических открытий в Даниловом монастыре, 2006-2007. Тезисы доклада профессора Л.А.Беляева на пресс-конференции в Даниловом монастыре, 23 апреля 2007 г.

Архиепископ Никифор Феотокис умер 31 мая 1800 г. и был похоронен в Даниловом монастыре, где провел конец жизни. Однако прямых указаний на место его погребения в источниках не оказалось. Выбирая место для раскопок, мы руководствовались следующими соображениями:

– архиепископ мог быть погребен только вблизи старого монастырского собора, где хоронили и других настоятелей;

– вероятнее погребение с юга от храма;

– погребение могло быть не снаружи, а под южной галереей храма.

Древности Данилова монастыря и состояние его кладбища мне знакомы: в 1983-1987 гг. я, как археолог, сопровождал работы по его реставрации и приспособлению, в результате чего было открыто древнейшее в Москве славянское поселение (сейчас мы датируем его IX-X веками); следы кладбища XIII-XVI веков; фундаменты собора 1550-х годов и другое.

Работы по поиску могилы были начаты, с благословения властей монастыря и после подобающего молебна, в августе 2006 года и продолжались до середины марта 2007 года.

Первые признаки того, что мы на верном пути, появились уже в начале работ: в мусоре от реставрации 1980-х годов оказалось много кусков разбитых надгробий XVIII–XIX веков и в их числе – маленькая пластина мрамора с двумя-тремя греческими буквами. (Известно, что по поводу кончины архиепископа Никифора были составлены эпитафии как по-русски, так и по-гречески.)

Поскольку под горизонтом кладбища XVIII–XIX вв. открылись уровни гораздо более раннего времени, вплоть до эпохи классической древности, начиная с V в. до Р.Х., работы в апсиде продлились еще на месяц. В ноябре мы готовы были продвинуться дальше к западу и начали с разборки лестницы.

Под лестницей, которая, имея незначительную длину и ширину, была к тому же явно поздней, трудно было ждать нужного нам погребения (как и сохранного погребения вообще). Но именно здесь, между столбом галереи и стеной Покровской церкви, открылось вполне уникальное для истории русской погребальной обрядности XVIII–XIX вв. сооружение. Перед нами оказался Склеп с большой буквы, весь, включая дно, выложенный не из кирпича (как 99% всех склепов в России), а из тесаных белокаменных блоков, к тому же отполированных внутри.

Еще более необычным было состояние погребения: его никто не касался с момента совершения. Открыв крышку, мы обнаружили внутри склепа нетронутый дубовый гроб, обитый снаружи темно-бордовым бархатом с позументом. На верхней крышке золотными лентами было выложено изображение восьмиконечного Голгофского креста с орудиями Страстей Господних; на боковых гранях имелись шесть бронзовых ручек с ажурными декоративными накладками; изнутри гроб был обит светлым шелковым атласом, подложенным стружкой хвойного дерева.

В гробу покоились никогда не тревоженные останки, почти полностью покрытые шелковым покровом, с лицом, закрытым квадратным платом-покровцом. Под покровом, на спине, с руками, сложенными на груди, лежали останки погребенного в облачении архиерея: подряснике, подризнике, саккосе, поручах, епитрахили, поясе, палице, омофоре и митре. Ноги были обуты в остроносые кожаные туфли. Шею охватывала шелковая (репсовая) муаровая лента, когда-то красная.

На груди справа лежала на цепи панагия с эмалевым овальным изображением Спасителя и напрестольный большой крест с эмалевыми дробницами. Поверх его нижней части сохранилась часть печатной грамоты с разрешительной молитвой – к сожалению, на ней не обнаружено имени. Слева лежал наперсный крест и, почти в центре груди, катехизис с металлической верхней крышкой.

Однако останки погребенного оказались сильно разрушенными, особенно лицевая часть черепа. Антропологические признаки указывают на старческий возраст погребенного, после 60-ти лет; вполне вероятно его средиземноморское происхождение и соблюдение им монашеского режима питания.

Все предметы позволяют решительно определить погребение как архипастырское и принять в качестве вероятной даты рубеж XVIII–XIX веков.

Для идентификации погребения ключевое значение имеет плотная лента репсовой структуры с волнообразными разводами (муар), красного цвета, шириной 10 см. Она определяется как лента ордена св. Анны. Этот орден жаловали высшему духовенству только начиная с правления императора Павла I и, в основном, в пределах этого правления. Среди погребенных в Даниловом монастыре в последнее десятилетие XVIII – начале XIX вв. орден св. Анны имел, сколько нам известно, только архиепископ Никифор (Феотокис).

Определяя погребение в склепе № 9 как архипастырское и совершенное не ранее середины XVIII и не позже начала XIX века, мы можем отвести возможность его идентификации с настоятелями Данилова монастыря, которые имели сан игумена и архимандрита в тот же период.

Даты предметов из погребения плотно укладываются во вторую половину XVIII века, заставляя выбрать, в качестве единственно вероятной, 1800-й год. У меня нет сомнений в том, что открытые нами в Склепе № 9 останки действительно принадлежали архиепископу Никифору Феотокису.

Немного о дальнейших планах. В нашем распоряжении коллекция важных в научном и музейном отношении артефактов, часть которой представлены на отдельном столе. Она реставрируется и пополнит церковно-исторический музей монастыря. Также у нас отложился великолепный фиксационный материал, включая киносъемку раскопок. Мы планируем на их основе целый ряд научных и церковных изданий, посвященных архиепископу Никифору Феотокису, а также некрополю Данилова монастыря – одному из самых ярких, почитаемых кладбищ Москвы и всей России, на котором покоились останки выдающихся деятелей русской культуры. Начата работа над большой монографией по общей, с V века до Р.Х. по ХIХ век, археологии Данилова монастыря; продолжается и работа в архивах. У меня нет сомнений, что все это даст исключительно нужный сейчас Церкви, науке и культуре исторический материал.

Заканчивая сообщение, хочу от имени русской науки сказать слова благодарности наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию, эконому монастыря игумену Иннокентию и исполнительному директору фонда св. князя Даниила Александру Николаевичу Блохину за тот решительный и широкий шаг навстречу науки, который сделан ими в поиске останков архиепископа Никифора. В научных кругах эти работы имели очень хороший резонанс. У меня нет сомнений в том, что наука приложит все усилия для того, чтобы не остаться в долгу у Русской Православной Церкви, и сотрудничество священства и ученых продолжится.

Беляев Л.А., доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором археологии Москвы института археологии РАН, главный редактор журнала «Российская археология», куратор раздела археологии «Православной энциклопедии»

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В подростковом клубе «Пилигримия» Данилова монастыря Москвы завершилась программа «Мои планы на жизнь»

    10 июля 2020 года завершилась пятидневная дистанционная программа «Мои планы на жизнь», участниками которой стали школьники 9–13 лет из Москвы, Подмосковья, Воронежа и Ярославской области. Программа проходила в формате вебинара, подготовленного педагогами клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.

  • Святыни Данилова монастыря

    Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.

  • «Церковь передает миру Слово Божие, в котором запечатлевается абсолютная и неизменная истина»

    12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

  • Воспитать не писателя, а достойного человека

    Меня нередко спрашивают, что дает школьникам детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Я уверен, в первую очередь участники приобретают очень нужный, но не всегда доступный в современном мире опыт.

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт