Два неизданных Указа архиепископа Никифора Феотокиса

Настоящей публикацией мы продолжаем знакомить читателя с жизнью и трудами архиепископа Никифора Феотокиса - настоятеля Данилова монастыря в 1792-1800 гг.

Обращение к личности этого замечательного церковного деятеля, российского архиепископа-грека стало уже традиционным для издательства Данилова монастыря. Материалы к его жизнеописанию, а также ряд творений были помещены в первом номере журнала «Даниловский благовестник» за 1991 г.[1]; в 2006 году вышла в свет книга, включающая биографию и избранные творения святителя[2].

Архиепископ Никифор Феотокис. Портрет кон. XVIII в. ЦАК МДА

В данной статье мы представляем читателю неопубликованные прежде материалы, выявленные нами в результате работы с материалами Института рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернандского (г. Киев). Выражаем благодарность сотрудникам Института рукописей НБУ за оказанное содействие в получение разрешения на копирование данных документов.

Два публикуемых ниже Указа архиепископа Никифора, относящиеся ко времени его управления Славенской и Херсонской епархией, были обнаружены нами в одном рукописном сборнике из Библиотеки Киево-Софийского Собора (Ф. 312, рукопись № 452 (428))[3]. Данная рукопись представляет собой «Сборник указов и копий с них, собранных митрополитом Киевским Самуилом Миславским на разных местах его служения, с 1739 по 1785 год, в лист, на 280 листах», как говорится о ней в описании, сделанном Н.И. Петровым[4]. Самуил (Миславский), архиепископ РостовскийМитрополит Киевский Самуил Миславский (1731-1796) занимал различные епископские кафедры, в 1771-1776 гг. управлял Московской епархией, с 1776-1783 гг. был епископом Ростовским и Ярославским, а в 1783 г. был назначен митрополитом Киевским. Митрополит Самуил много сил отдавал просвещению своей паствы. Он ввел в программу обучения в Киевской Академии естественные науки: математику и географию, музыку и рисование, а также преподавание современных иностранных языков, - так же, как и архиепископ Никифор в основанной им Полтавской духовной семинарии. Таким образом, идеалы этих двух иерархов на ниве образования были во многом схожи. Кроме того, оба они славились особым красноречием и стремились к тому, чтобы слово Божие проповедовалось на современном и понятном народу языке. Примечательно и то, что митрополит Самуил и Никифора Феотокис родились в один год.

Все это придает указанному рукописному сборнику особую ценность, поскольку он был составлен не только современником архиепископа Никифора, но и иерархом, управляющим митрополией, граничащей с епархией Славенской и Херсонской, которой в то время управлял Никифор Феотокис.

Таким образом, Указы архиепископа Никифора, изданные для нужд Славенской епархии, были помещены в сборник митрополита Самуила практически сразу после их распространения.

Один из этих Указов, от 11 марта 1780 гг., (лл. 276-276 об.) - об изъятии статуй из церковного употребления - насколько нам известно, доныне не упоминался исследователями жизни и творчества Никифора Феотокиса.

Другой Указ, не датированный, (находится на лл. 276 об. - 279) - о необходимости совершать погружательное крещение - был известен в библиографии под названием «Окружное послание против обливательного крещения всечестным протоиереем и честным иереем, во Славенской епархии состоящим». О нем как об опубликованном упоминает М. Соловьев в своем сочинении о Никифоре Феотокисе[5], но его ссылка на издание является ошибочной. Таким образом, указанное сочинение архиепископа Никифора долгое время считалось утерянным.

Оба Указа в рукописи расположены непосредственно один за другим и выглядят как единый документ.

При публикации мы придерживаемся современной орфографии, оставляя, тем не менее, речевые особенности автора (в большинстве случаев очевидно, что автор - грек). Орфографические ошибки исправляются по умолчанию. Цитаты из святых отцов, встречающиеся в этих указах, мы сочли целесообразным оставить в том переводе, в котором они даны в документах - возможно, это собственный перевод Феотокиса (как правило, точная калька с греческих текстов). В подстрочнике приводится перевод соответствующих текстов по более поздним русским изданиям. Нами добавлены также условные названия Указов.

В указанной рукописи на лл. 31-36 помещено и другое сочинение архиепископа Никифора[6]: «Послание Славенского и Херсонского архиепископа Никифора (Феотоки) к именующим себя староверами в его епархии»[7]. На лл. 112-115 помещены выдержки «Ex historia Ioannis Cinnami, imperatorii grammatici - выписки о соборе, который Преосвященный Никифор в увещании своем раскольникам почитает бывшим на Мартина еретика»[8].

Предлагаемые вниманию читателя Указы архиепископа Никифора имеют не только историческую ценность. Проблематика их до сих пор злободневна.


[1] Зеленская Г. М. Архиепископ Никифор (Феотоки) (1731-1800). Материалы к жизнеописанию // Даниловский благовестник, 1991, № 1. С. 53-69.

[2] Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. М.: Даниловский благовестник, 2006.

[3] Описание фонда см.: Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве, Вып. III: Библиотека Киево-Софийского Собора. М., 1904.

[4] Описание данной рукописи см.: Петров Н. И. Указ. соч., с. 184.

[5] Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. Киев, Тип. Имп. Университета св. Владимира, [1897], с. 72.

[6] Петров Н. И. Указ. соч., с. 173.

[7] «Окружное послание всем именующим себя староверами, в Славенской и Херсонской епархии обитающим». Послание было напечатано впервые в Москве в 1800 г., в кн.: «Ответы на вопросы старообрядцев». В изд. 1834 г. с. 1-12. Переиздано в кн.: Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России, с. 223-231.

[8] Петров Н.И. Указ. соч., с. 82.

Комментарии   

 
0 # danat 28.10.2009 22:35
понравилось, но еще лучше если бы ссылки работали.Сейчас этих трудов не найти (в Национальной библиотеке видно только, да и то по опыту знаю, что трудно)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Евгения Жукова 12.11.2009 17:38
Не совсем поняла о каких ссылках идет речь. И о каких трудах в библиотеках. Эти указы публикуются впервые и не могут быть в библиотеке
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт