Крест, хранитель всея вселенныя

14 / 27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Христова.

Евангелие повествует о том, как праведный Иосиф Аримафейский снял с Креста Тело Господа Иисуса Христа, распятого и умершего за грехи всего мира, и положил его в саду в пещере, находившейся недалеко от места распятия (Ин. 19, 38–42). Там же, на Голгофе, иудеи зарыли в землю Крест Господень, а также кресты, на которых были распяты два разбойника, и хранили это место в тайне. В 70-м году Иерусалим был разрушен до основания войсками римского императора Тита. В 130 г. император-язычник Адриан, подавив последнее отчаянное восстание евреев против римлян, обратил город в римскую колонию, под именем Элиа Капитолина. Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей и на искусственном холме было сооружено капище Венеры и поставлена статуя Юпитера. Здесь совершали идольские жертвоприношения язычники. Прошло около 200 лет, и Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест – были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Воздвижение Животворящего Креста ХристоваЭто произошло при святом равноапостольном Константине Великом (память 21 мая / 3 июня). В 312 году святой Константин одержал победу над правителем западной части Римской империи Максентием и стал правителем этой области. В 313 году Константин издал указ о веротерпимости (Миланский эдикт), по которому христианская религия была объявлена законной и гонения на христиан в западной половине империи прекратились. Правитель восточной части империи Ликиний, хотя и подписал Миланский эдикт, однако продолжал гонения в своей области. В 323 году, когда святой Константин стал единственным правителем всей империи, он распространил действие Миланского эдикта и на восточную ее часть. Равноапостольный император Константин одержал победу над врагами с помощью Господа, явившего ему на небе Свое знамение – сияющий Крест с надписью “Сим победиши”. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, он направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая / 3 июня), снабдив ее большими полномочиями, деньгами и письмом к патриарху Иерусалимскому Макарию. Святая царица Елена, бывшая в то время уже старицей, с воодушевлением взялась за исполнение данного ей сыном императором поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая святой Крест Христов, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец встал живым из гроба. Таким образом, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, во множестве пришедшие поклониться святому Кресту, просили святителя поднять (воздвигнуть) Крест, над толпой, чтобы все могли хотя издали поклониться ему. Тогда патриарх и другие духовные лица неоднократно высоко поднимали святой Крест, а все люди взывали: “Господи, помилуй” и благоговейно ему поклонялись. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина при осенении ее святым Крестом сразу исцелилась. Старец Иуда и многие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил в крещении имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского; он принял страдания за веру и мученическую смерть во время гонения Юлиана Отступника в 363 году (память его Церковь совершает 28 октября / 10 ноября).

Святая царица Елена позаботилась о том, чтобы почтить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она воздвигла храмы в Вифлееме – месте рождения Христа, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился в ночь перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Ее успения, и еще 18 других церквей. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа, гвозди и другие святыни1.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме обширный храм Воскресения Христова, включивший в себя Гроб Господень и Голгофу. Этот храм строился около 10-и лет. Святая царица Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В эпоху, когда память о событии обретения Креста Господня была еще свежа, в этот день в Иерусалиме совершалось особое торжество. Церковный историк Созомен писал в V в., что со времени освящения храма Воскресения “Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже Таинство Крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения святых мест, многие почти со всей подсолнечной”2. Однажды, в 70-е годы V века, вместе с паломниками из Ливии и Египта прибыла в Иерусалим преподобная Мария Египетская († 522, память ее совершается 1 / 14 апреля и в 5-ю неделю Великого Поста). “Некая Божия сила” не пустила ее войти в храм в час Воздвижения; она почувствовала, что это грехи ее возбраняют ей приблизиться к Животворящему Древу Креста Господня. Сердца великой грешницы коснулась благодать Божия. Отрекшись от мира и проведя затем в пустыне 47 лет в подвигах покаяния, преподобная Мария достигла великой святости, свидетелем которой, по Божиему промыслу, стал преподобный Зосима, поведавший Церкви о ее житии.

В этот же день, 14 сентября, вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии в Иерусалим после 14-летнего пленения.

В царствование византийского императора Фоки (602–610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого патриарха Захарию (609–633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при следующем императоре Ираклии (610–641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Христов. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире нес на себе Крест к храму Воскресения; рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объявил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершал Свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. Если до этого события праздник Воздвижения Креста Христова был местным для Иерусалимской Церкви и был известен лишь в Церквах, получивших часть Древа (например, в Константинопольской), то после возвращения в Иерусалим Честного Креста его почитание распространилось по всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе.

О дальнейшей судьбе Креста Христова сохранились лишь отдельные сведения. Он находился в Иерусалиме во время Крестовых походов от 1099 до 1245 гг. В 1187 году Святой Крест был взят в плен сарацинами и отнесен в Багдад, где находился до 1221 года, когда был возвращен христианам. Во время 7-го Крестового похода (1242–1245 гг.), перед битвой при Газе, Древо Честного Креста предшествовало крестоносному воинству.

Предание сообщает нам о многих частях Креста Христова, еще в древности отделенных от него и разнесенных по всему миру, для его освящения. Одна из них, присланная сюда в 326 году святой царицей Еленой, находилась в Константинополе. Святой Иоанн Златоуст, говоря о благоговении древних христиан ко Кресту, писал в IV веке, что “многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее”. Позже крестоносцы в награду за свои труды просили частицу Креста Господня. Часть Животворящего Креста издревле хранилась также в Москве, в Успенском соборе. Части Креста хранились в Киевском Софийском соборе и в Петербурге, а также в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Таким образом, Крест Христов, как сказал еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский, по частям своим достался всем концам вселенной, для спасения которой Христос был распят был на Кресте.

Чин Воздвижения в Даниловом монастыреВ богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как залог победы над злом и вечной жизни. В светильне праздника говорится: “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава и демонов язва”. Главной особенностью этого праздника является чин Воздвижения, совершаемый в конце утрени – в воспоминание воздвижения Креста после его обретения. По Великом славословии, при пении “Святый Боже”, Крест, украшенный цветами, как Древо жизни, износится из алтаря на середину храма, где пятикратно – на все четыре стороны и дважды на восток, – при пении “Господи, помилуй”, воздвигается (то есть поднимается вверх и опускается). Затем предстоящие в храме троекратно преклоняют колена перед Святым Крестом, при пении: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко...” и лобызают “треблаженное Древо”, по слову Писания: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5).

Церковь готовится к чествованию Честного Креста начиная с 1 августа (с праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) включая с этого дня в канон на утрене катавасию: “Крест начертав Моисей...”. 13 сентября – предпразднство Воздвижения Честного Креста. В этот день на утрене положен особый канон Кресту, составленный преподобным Иосифом Песнописцем († 883). Во все дни попразднства (с 15 до 21 сентября) поется канон праздника.

Канон на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Христова составил св. Косма, епископ Маиумский († ок. 787). Особенностью этого канона является то, что к полным девяти песням канона прибавлены еще ирмос и три тропаря. В греческом тексте в них повторены четыре последние буквы акростиха (в переводе на русский язык этот акростих звучит так: “оградясь крестом, возношу песнь”). Предание говорит об их происхождении следующее. Однажды св. Косма пришел в Антиохию и стоял неузнанный в храме. Пелся составленный им канон, причем не тем напевом, который он назначил. Св. Косма заметил это певцам, но они не послушали его. Тогда святой принужден был открыть, что он сам – творец канона, а для большего уверения составил еще одну девятую песнь, которая с тех пор и добавлена к основным песням.

_________________________________________

1 Один из гвоздей, которыми было прибито ко Кресту Тело Спасителя, впоследствии оказался в Грузии, а в 1686 году был привезен в Москву и хранился в ларце в алтаре Успенского собора Кремля. В настоящее время Гвоздь Господень – одна из великих святынь Московского Кремля.

2 Цит. по: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1. Киев, 1910, с. 305.

 

Из кн.: "Сборник канонов Честному и Животворящему Кресту". М., "Даниловский благовестник", 2001.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт