Кресту Твоему покланяемся, Владыко

Учение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа в богослужениях Православной Церкви. Из "Чтений по литургическому Богословию" епископа Вениамина (Милова).

Составители богослужебных книг — святые Отцы называют образ и знамение Креста Христова "животворящими", то есть созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. Облагодатствование через Крест Христов приводит на мысль и обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского древа познания добра и зла.

До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения их с Богом было облечение их тел и душ Божественным осиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати. Воплотившийся и пострадавший на Кресте Сын Божий, Спаситель мира, возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, являющееся причиной духовной жизни человеческой природы. Он изливает это осияние на всякого христианина через знамение Креста.

 

*  *  * Поклонение Кресту. Двусторонняя икона, Новгород, XII в. Государственная Третьяковская галерея

 

Церковно-богослужебные тексты содержат откровение тайны Креста Христова, в них мы находим глубочайшее объяснение его животворности. В течение всего богослужебного года церковные песнотворцы постоянно возвращаются к тайне крестного действия в Церкви.

Крестная сила спасает людей от греха, вечного осуждения и смерти, поражает демонов, облегчает христианину борьбу со грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

В чем же причина животворящей силы святого Креста? На этот вопрос мы находим у церковных песнотворцев ясный ответ. Они говорят, что в знамении Креста Сам Христос Спаситель благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В Кресте дан нам Господом "жезл силы"[1], "непобедимое оружие"[2]. Крестом Христос "обновил истлевшее человеческое естество"[3] от страстей. Изображением Креста с верою и молитвою "знаменуется на нас свет Лица Христова"[4].

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу Креста, созерцая на нем распятого Искупителя мира — Христа. Крест Христов, "аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою, и чувственне мирови являемь, умно чудотворит спасение" каждому христианину (хотя, по видимости, и древо, но одет Божественной силой и незримо для телесных очей чудотворит спасение)[5].

Крест — "древо всечестное... благодать облиставающее яко пламень огня, источающее якоже воды дарования всем, души просвещающее и помышления, недуги очищающее и страсти отгоняющее невидимыя,.. подающее всегда верным благословение" (древо всечестное, осиявающее благодатью, как пламенем огня, источающее всем дарования, как воды, просвещающее души и помышления, целящее недуги и отгоняющее невидимые страсти, подающее всегда верным Божие благословение)[6].

Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего Креста светлейшим огня и действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца: "Огня светлейшее и пламени действеннейшее древо показал еси, Христе, Креста Твоего, попаляющее грехи человеков и просвещающее сердца поющих вольное Твое распятие"[7].

Честной Крест в древности прообразован Моисеевым жезлом[8]. Пророк Моисей, разделил и соединил воды Чермного моря, "жезлом Крест воображая"[9]; "на горе руце распростер, прообразоваше Крест, Амалика победивый" (на горе распростер руки, прообразуя Крест, победивший амаликитян)[10]. Патриарх Иаков "руце пременяя простираше (крестообразно простирая руки), знаменая Крест" Христов, благословил детей Иосифа — Ефрема и Манассию[11]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, "преображаше пречестный Крест" Христов молитвенным воздеянием своих рук к Богу[12].

Крест Христов — это жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и вместе с тем чудотворящее знамение, которым поражается вражья сила. Всякий злой дух трепещет Креста и трясется, "не терпяще взирати на силу его"[13]. Крестом Христовым "погибе мучительство, и попрана бысть сила вражия"[14], посрамлена "держава имущаго" (власть диавола), как ничтожная[15]. Крест устрашает, опаляет бесов[16], обессиливает их. Они не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию Креста. Ограждаемые Крестом, христиане противятся диаволу, "не боящеся козней его и лаяния"17], но прогоняя его силою Креста — "демонов гонителя"[18].

Действие благодати Креста в личном человеческом спасении непрерывно. По словам церковных песнотворцев, Крест источает верующим "живот и нетление"[19], очищает "верных всех", освящает поклоняющихся ему и славящих Христа[20]. "Крестом честным" Христос просвещает мир[21]. В Церкви Божественный Крест Христов "сияет яко звезда на небеси". "Древом" крестным Спаситель разрешает связанных страстями и привязывает верных "к любви Своей"[22]. Как некогда "древо преслушания миру смерть прозябе" (произрастило миру смерть), древо Креста — "живот и нетление" (жизнь и нетление). Крест Христов хранит мир, творит великое очищение в Церкви, спасает грешных от гибели[23], исправляет "наше отпадение"[24]. Чрез знамение Креста, простертыми на Кресте руками, Спаситель обнимает кающихся любовию[25]. Благодать Креста разрушает "смертную силу", осуждение на смерть, избавляет людей "от уз адовых"[26], отнимает страх перед осуждением Божиим, открывает "безмерную милость, неизреченныя щедроты и богатую благостыню" Господа[27], исцеляет "немощствующих грехми", дает им силы творить добро[28]. Крестное древо облекает человека в "жизни вечныя одеяния"[29], вводит в "Царствие присносущное Божие"[30].

 

*  *  *

   

Название Креста "животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией. Постная Триодь свидетельствует о непрестанном излиянии Спасителем в Церкви чрез образ Креста Божественной благодати, животворно воздействующей на существо человека.

Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель всякий раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими Кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением благодать Святого Духа: "Предлагается Крест, ... и мир радуется пришествием Духа", — говорит преподобный Феодор Студит[31].

Мысль об излиянии через Крест благодати Божией развивается у церковных песнотворцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, Крест "нетленно источает безсмертие миру, якоже из источника инаго райскаго" (как райский источник, источает миру бессмертие и жизнь)[32], сияние его благодати просвещает всю вселенную[33]. Христоносный Крест — "древо жизни"[34], источающее "освящения источник всем сущим в мире"[35]; поклоняясь ему, мы "просвещаемся ... Божественною благодатию" на нем вознесшегося Христа Спасителя[36].

Светоносная крестная благодать, "свет небесный"[37], сияет, излучая "солнечную зарю спасения", всякий раз, когда Крест с верой и теплой любовью ко Христу изображается христианами[38]. Это невещественное сияние, исходящее от Креста Господня, озаряет всю Божию Церковь.

Благодать, исходящая через Крест, ощутима для христианского душевного чувства — как "умная сила", а не как вещественный свет. Но в Церкви известно множество случаев, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, — способны были видеть крестное сияние, исходящее от рук священника при благословении молящихся в храме или в момент совершения церковных таинств.

Благодатная крестная сила разнообразно действует во спасение христиан. Она сокрушает силу бесов, восстающих на людей, очищает человеческое существо от страстей и обогащает его благодатными дарованиями.

Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Но когда искушаемый полагает на себя знамение Креста, он запечатлевается им, озаряется его осиянием[39] и его великой силой, его Божественным могуществом отражает "демонов крепость"; образ Креста принуждает вражью силу отступать от "образующих сего в себе" (от тех, кто знаменуется им)[40]; он "и зримый демоны палит, и воображаемь сих паля является" (палит демонов и видимый, и знаменуемый)[41]. Крест — "крепость и прибежище" христиан, избавляющее их от искушений[42]. Крестом побеждаются "начала и власти темныя"[43].

Крест Христов не только побеждает духов злобы, но и воскрешает людей от страстей, дарует "исцеления болящим во гресех". Вкушая от "древа спасения", мы улучаем свободу от "греховных страстей"[44]. В церковных таинствах "благодать Креста" дарует христианину нетление, облекает его в "живота одеяние" (одеяние жизни)[45]. Крест Христов в Церкви есть "древо живоносное" — древо жизни, как прежде в раю; верующие начертанием на себе Креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни, бессмертия[46].

Животворящий Крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Сила Креста оживляет христиан и укрепляет в посте, молитвах, воздержании и благотворении, дарует им духовную радость, мир и умиление сердца[47]. Честным Крестом возвышается сила Церкви, Крест всех благодатно напояет, окружает Божественным благословением и запечатлевает небесным осиянием. "Кресте скиптре Христов, Церкве роге, царей победо, хранителю христиан, ты еси просвещение мое, ты и похвала моя во вся веки", — так прославляют христиане животворящий Крест Христов[48].

 

Составлено по кн.: Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому богословию. Брюссель, 1977. Гл. 5, с. 57–67.

Печатается по изд.: Сборник канонов Честному и Животворящему Кресту. "Даниловский благовестник", М., 2001, с. 114-122.

_________________________________________________

[1] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии. Богородичен.

[2] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 3 стихословии.

[3] Октоих. Глас 4. В субботу на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[4] Октоих. Глас 3. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[5] Октоих. Глас 5. Во вторник на вечерни. 2 стихира на стиховне.

[6] Октоих. Глас 5. В четверток на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[7] Октоих. Глас 7. В среду на утрени. Седален по 2 стихословии.

[8] Исх. 4; Октоих. Глас 8. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[9] Исх. 14; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 2 блаженна.

[10] Исх. 17, 10–13; Октоих. Глас 3. В неделю на Литургии. 6 блаженна.

[11] Быт. 48; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 3 блаженна.

[12] Дан. 3, 19–27; Триодь цветная. Неделя 3 по Пасхе. 2 канон на утрени. 8 песнь. 2 тропарь.

[13] Октоих. Глас 8. В неделю на утрени. 2 стихира на хвалитех.

[14] Октоих. Глас 1. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[15] Октоих. Глас 1. В неделю на утрени. Канон воскресный. 5 песнь. 2 тропарь.

[16] Октоих. Глас 2. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[17] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. 2 стихира на стиховне.

[18] Октоих. Глас 6. В пяток на утрени. Седален по 3 стихословии.

[19] Октоих. Глас 6. В субботу на Велицей вечерни. 6 стихира на Господи воззвах.

[20] Октоих. Глас 1. Во Вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[21] Октоих. Глас 5. В субботу на Велицей вечерни. Стихира на Господи воззвах 7.

[22] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон Кресту. 3 песнь. Богородичен.

[23] Октоих. Глас 3. В четверток на вечерни. 1 стихира на стиховне.

[24] Октоих. Глас 4. В неделю на утрени. Канон воскресный. 1 песнь. 1 тропарь.

[25] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон кресту. 1 песнь. 2 тропарь.

[26] Октоих. Глас 4. В неделю на Литургии. 2 и 3 блаженны.

[27] Октоих. Глас 4. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[28] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[29] Октоих. Глас 8. В среду на утрени. 2 седален по 2 стихословии.

[30] Там же. 2 седален по 3 стихословии.

[31] Пяток 4 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 5 песнь. 1 тропарь.

[32] Четверток 1 седмицы Вел. Поста. 3 стихира на Господи воззвах.

[33] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени.

[34] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 8 песнь. 4 тропарь.

[35] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 6 песнь. 2 тропарь.

[36] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. 3 стихира на хвалитех.

[37] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 9 песнь. 2 тропарь.

[38] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 1 песнь. 1 тропарь.

[39] Пяток сырный. 3 трипеснец на утрени. 9 песнь. 1 и 2 тропари.

[40] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. Тропарь 2.

[41] Неделя 3 седмицы Вел. Поста, вечера. 3 стихира на Господи воззвах.

[42] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. 5 тропарь.

[43] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 1 трипеснец на утрени. 8 песнь. 1 тропарь.

[44] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 и 2 седальны по 3 песни канона на утрени.

[45] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 3 песнь. 5 тропарь; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. Седален по полиелеи.

[46] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 5 песнь. 4 тропарь.

[47] Среда 1 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени; Пяток 3 седмицы Вел. Поста. На утрени Седален по 2 стихословии; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 стихира на Господи воззвах.

[48] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 8 песнь. 5 тропарь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы

    2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

  • «Мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

    15 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Обитель построена рядом с шахтой, где приняли мученическую смерть преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

    Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

    Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

    Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, — достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, — безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

    Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой — это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

    Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

    Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, — так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

    Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

    Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


     

  • У Бога не бывает ошибок

    Недавно я зашла на форум родителей, которые отказались от своих детей. Оставили в роддомах или отдали позже в Дом малютки, или куда там их отдают... И теперь я знаю, как выглядит ад

  • ОТМА и цесаревич Алексей

    17 июля Русская Православная Церковь отмечает печальную годовщину – мученическую смерть последнего Российского императора Николая II и его семьи.

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт