Кресту Твоему покланяемся, Владыко

Учение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа в богослужениях Православной Церкви. Из "Чтений по литургическому Богословию" епископа Вениамина (Милова).

Составители богослужебных книг — святые Отцы называют образ и знамение Креста Христова "животворящими", то есть созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. Облагодатствование через Крест Христов приводит на мысль и обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского древа познания добра и зла.

До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения их с Богом было облечение их тел и душ Божественным осиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати. Воплотившийся и пострадавший на Кресте Сын Божий, Спаситель мира, возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, являющееся причиной духовной жизни человеческой природы. Он изливает это осияние на всякого христианина через знамение Креста.

 

*  *  * Поклонение Кресту. Двусторонняя икона, Новгород, XII в. Государственная Третьяковская галерея

 

Церковно-богослужебные тексты содержат откровение тайны Креста Христова, в них мы находим глубочайшее объяснение его животворности. В течение всего богослужебного года церковные песнотворцы постоянно возвращаются к тайне крестного действия в Церкви.

Крестная сила спасает людей от греха, вечного осуждения и смерти, поражает демонов, облегчает христианину борьбу со грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

В чем же причина животворящей силы святого Креста? На этот вопрос мы находим у церковных песнотворцев ясный ответ. Они говорят, что в знамении Креста Сам Христос Спаситель благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В Кресте дан нам Господом "жезл силы"[1], "непобедимое оружие"[2]. Крестом Христос "обновил истлевшее человеческое естество"[3] от страстей. Изображением Креста с верою и молитвою "знаменуется на нас свет Лица Христова"[4].

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу Креста, созерцая на нем распятого Искупителя мира — Христа. Крест Христов, "аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою, и чувственне мирови являемь, умно чудотворит спасение" каждому христианину (хотя, по видимости, и древо, но одет Божественной силой и незримо для телесных очей чудотворит спасение)[5].

Крест — "древо всечестное... благодать облиставающее яко пламень огня, источающее якоже воды дарования всем, души просвещающее и помышления, недуги очищающее и страсти отгоняющее невидимыя,.. подающее всегда верным благословение" (древо всечестное, осиявающее благодатью, как пламенем огня, источающее всем дарования, как воды, просвещающее души и помышления, целящее недуги и отгоняющее невидимые страсти, подающее всегда верным Божие благословение)[6].

Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего Креста светлейшим огня и действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца: "Огня светлейшее и пламени действеннейшее древо показал еси, Христе, Креста Твоего, попаляющее грехи человеков и просвещающее сердца поющих вольное Твое распятие"[7].

Честной Крест в древности прообразован Моисеевым жезлом[8]. Пророк Моисей, разделил и соединил воды Чермного моря, "жезлом Крест воображая"[9]; "на горе руце распростер, прообразоваше Крест, Амалика победивый" (на горе распростер руки, прообразуя Крест, победивший амаликитян)[10]. Патриарх Иаков "руце пременяя простираше (крестообразно простирая руки), знаменая Крест" Христов, благословил детей Иосифа — Ефрема и Манассию[11]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, "преображаше пречестный Крест" Христов молитвенным воздеянием своих рук к Богу[12].

Крест Христов — это жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и вместе с тем чудотворящее знамение, которым поражается вражья сила. Всякий злой дух трепещет Креста и трясется, "не терпяще взирати на силу его"[13]. Крестом Христовым "погибе мучительство, и попрана бысть сила вражия"[14], посрамлена "держава имущаго" (власть диавола), как ничтожная[15]. Крест устрашает, опаляет бесов[16], обессиливает их. Они не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию Креста. Ограждаемые Крестом, христиане противятся диаволу, "не боящеся козней его и лаяния"17], но прогоняя его силою Креста — "демонов гонителя"[18].

Действие благодати Креста в личном человеческом спасении непрерывно. По словам церковных песнотворцев, Крест источает верующим "живот и нетление"[19], очищает "верных всех", освящает поклоняющихся ему и славящих Христа[20]. "Крестом честным" Христос просвещает мир[21]. В Церкви Божественный Крест Христов "сияет яко звезда на небеси". "Древом" крестным Спаситель разрешает связанных страстями и привязывает верных "к любви Своей"[22]. Как некогда "древо преслушания миру смерть прозябе" (произрастило миру смерть), древо Креста — "живот и нетление" (жизнь и нетление). Крест Христов хранит мир, творит великое очищение в Церкви, спасает грешных от гибели[23], исправляет "наше отпадение"[24]. Чрез знамение Креста, простертыми на Кресте руками, Спаситель обнимает кающихся любовию[25]. Благодать Креста разрушает "смертную силу", осуждение на смерть, избавляет людей "от уз адовых"[26], отнимает страх перед осуждением Божиим, открывает "безмерную милость, неизреченныя щедроты и богатую благостыню" Господа[27], исцеляет "немощствующих грехми", дает им силы творить добро[28]. Крестное древо облекает человека в "жизни вечныя одеяния"[29], вводит в "Царствие присносущное Божие"[30].

 

*  *  *

   

Название Креста "животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией. Постная Триодь свидетельствует о непрестанном излиянии Спасителем в Церкви чрез образ Креста Божественной благодати, животворно воздействующей на существо человека.

Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель всякий раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими Кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением благодать Святого Духа: "Предлагается Крест, ... и мир радуется пришествием Духа", — говорит преподобный Феодор Студит[31].

Мысль об излиянии через Крест благодати Божией развивается у церковных песнотворцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, Крест "нетленно источает безсмертие миру, якоже из источника инаго райскаго" (как райский источник, источает миру бессмертие и жизнь)[32], сияние его благодати просвещает всю вселенную[33]. Христоносный Крест — "древо жизни"[34], источающее "освящения источник всем сущим в мире"[35]; поклоняясь ему, мы "просвещаемся ... Божественною благодатию" на нем вознесшегося Христа Спасителя[36].

Светоносная крестная благодать, "свет небесный"[37], сияет, излучая "солнечную зарю спасения", всякий раз, когда Крест с верой и теплой любовью ко Христу изображается христианами[38]. Это невещественное сияние, исходящее от Креста Господня, озаряет всю Божию Церковь.

Благодать, исходящая через Крест, ощутима для христианского душевного чувства — как "умная сила", а не как вещественный свет. Но в Церкви известно множество случаев, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, — способны были видеть крестное сияние, исходящее от рук священника при благословении молящихся в храме или в момент совершения церковных таинств.

Благодатная крестная сила разнообразно действует во спасение христиан. Она сокрушает силу бесов, восстающих на людей, очищает человеческое существо от страстей и обогащает его благодатными дарованиями.

Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Но когда искушаемый полагает на себя знамение Креста, он запечатлевается им, озаряется его осиянием[39] и его великой силой, его Божественным могуществом отражает "демонов крепость"; образ Креста принуждает вражью силу отступать от "образующих сего в себе" (от тех, кто знаменуется им)[40]; он "и зримый демоны палит, и воображаемь сих паля является" (палит демонов и видимый, и знаменуемый)[41]. Крест — "крепость и прибежище" христиан, избавляющее их от искушений[42]. Крестом побеждаются "начала и власти темныя"[43].

Крест Христов не только побеждает духов злобы, но и воскрешает людей от страстей, дарует "исцеления болящим во гресех". Вкушая от "древа спасения", мы улучаем свободу от "греховных страстей"[44]. В церковных таинствах "благодать Креста" дарует христианину нетление, облекает его в "живота одеяние" (одеяние жизни)[45]. Крест Христов в Церкви есть "древо живоносное" — древо жизни, как прежде в раю; верующие начертанием на себе Креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни, бессмертия[46].

Животворящий Крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Сила Креста оживляет христиан и укрепляет в посте, молитвах, воздержании и благотворении, дарует им духовную радость, мир и умиление сердца[47]. Честным Крестом возвышается сила Церкви, Крест всех благодатно напояет, окружает Божественным благословением и запечатлевает небесным осиянием. "Кресте скиптре Христов, Церкве роге, царей победо, хранителю христиан, ты еси просвещение мое, ты и похвала моя во вся веки", — так прославляют христиане животворящий Крест Христов[48].

 

Составлено по кн.: Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому богословию. Брюссель, 1977. Гл. 5, с. 57–67.

Печатается по изд.: Сборник канонов Честному и Животворящему Кресту. "Даниловский благовестник", М., 2001, с. 114-122.

_________________________________________________

[1] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии. Богородичен.

[2] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 3 стихословии.

[3] Октоих. Глас 4. В субботу на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[4] Октоих. Глас 3. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[5] Октоих. Глас 5. Во вторник на вечерни. 2 стихира на стиховне.

[6] Октоих. Глас 5. В четверток на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[7] Октоих. Глас 7. В среду на утрени. Седален по 2 стихословии.

[8] Исх. 4; Октоих. Глас 8. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[9] Исх. 14; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 2 блаженна.

[10] Исх. 17, 10–13; Октоих. Глас 3. В неделю на Литургии. 6 блаженна.

[11] Быт. 48; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 3 блаженна.

[12] Дан. 3, 19–27; Триодь цветная. Неделя 3 по Пасхе. 2 канон на утрени. 8 песнь. 2 тропарь.

[13] Октоих. Глас 8. В неделю на утрени. 2 стихира на хвалитех.

[14] Октоих. Глас 1. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[15] Октоих. Глас 1. В неделю на утрени. Канон воскресный. 5 песнь. 2 тропарь.

[16] Октоих. Глас 2. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[17] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. 2 стихира на стиховне.

[18] Октоих. Глас 6. В пяток на утрени. Седален по 3 стихословии.

[19] Октоих. Глас 6. В субботу на Велицей вечерни. 6 стихира на Господи воззвах.

[20] Октоих. Глас 1. Во Вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[21] Октоих. Глас 5. В субботу на Велицей вечерни. Стихира на Господи воззвах 7.

[22] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон Кресту. 3 песнь. Богородичен.

[23] Октоих. Глас 3. В четверток на вечерни. 1 стихира на стиховне.

[24] Октоих. Глас 4. В неделю на утрени. Канон воскресный. 1 песнь. 1 тропарь.

[25] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон кресту. 1 песнь. 2 тропарь.

[26] Октоих. Глас 4. В неделю на Литургии. 2 и 3 блаженны.

[27] Октоих. Глас 4. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[28] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[29] Октоих. Глас 8. В среду на утрени. 2 седален по 2 стихословии.

[30] Там же. 2 седален по 3 стихословии.

[31] Пяток 4 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 5 песнь. 1 тропарь.

[32] Четверток 1 седмицы Вел. Поста. 3 стихира на Господи воззвах.

[33] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени.

[34] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 8 песнь. 4 тропарь.

[35] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 6 песнь. 2 тропарь.

[36] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. 3 стихира на хвалитех.

[37] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 9 песнь. 2 тропарь.

[38] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 1 песнь. 1 тропарь.

[39] Пяток сырный. 3 трипеснец на утрени. 9 песнь. 1 и 2 тропари.

[40] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. Тропарь 2.

[41] Неделя 3 седмицы Вел. Поста, вечера. 3 стихира на Господи воззвах.

[42] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. 5 тропарь.

[43] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 1 трипеснец на утрени. 8 песнь. 1 тропарь.

[44] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 и 2 седальны по 3 песни канона на утрени.

[45] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 3 песнь. 5 тропарь; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. Седален по полиелеи.

[46] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 5 песнь. 4 тропарь.

[47] Среда 1 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени; Пяток 3 седмицы Вел. Поста. На утрени Седален по 2 стихословии; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 стихира на Господи воззвах.

[48] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 8 песнь. 5 тропарь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт