Кресту Твоему покланяемся, Владыко

Учение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа в богослужениях Православной Церкви. Из "Чтений по литургическому Богословию" епископа Вениамина (Милова).

Составители богослужебных книг — святые Отцы называют образ и знамение Креста Христова "животворящими", то есть созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. Облагодатствование через Крест Христов приводит на мысль и обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского древа познания добра и зла.

До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения их с Богом было облечение их тел и душ Божественным осиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати. Воплотившийся и пострадавший на Кресте Сын Божий, Спаситель мира, возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, являющееся причиной духовной жизни человеческой природы. Он изливает это осияние на всякого христианина через знамение Креста.

 

*  *  * Поклонение Кресту. Двусторонняя икона, Новгород, XII в. Государственная Третьяковская галерея

 

Церковно-богослужебные тексты содержат откровение тайны Креста Христова, в них мы находим глубочайшее объяснение его животворности. В течение всего богослужебного года церковные песнотворцы постоянно возвращаются к тайне крестного действия в Церкви.

Крестная сила спасает людей от греха, вечного осуждения и смерти, поражает демонов, облегчает христианину борьбу со грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

В чем же причина животворящей силы святого Креста? На этот вопрос мы находим у церковных песнотворцев ясный ответ. Они говорят, что в знамении Креста Сам Христос Спаситель благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В Кресте дан нам Господом "жезл силы"[1], "непобедимое оружие"[2]. Крестом Христос "обновил истлевшее человеческое естество"[3] от страстей. Изображением Креста с верою и молитвою "знаменуется на нас свет Лица Христова"[4].

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу Креста, созерцая на нем распятого Искупителя мира — Христа. Крест Христов, "аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою, и чувственне мирови являемь, умно чудотворит спасение" каждому христианину (хотя, по видимости, и древо, но одет Божественной силой и незримо для телесных очей чудотворит спасение)[5].

Крест — "древо всечестное... благодать облиставающее яко пламень огня, источающее якоже воды дарования всем, души просвещающее и помышления, недуги очищающее и страсти отгоняющее невидимыя,.. подающее всегда верным благословение" (древо всечестное, осиявающее благодатью, как пламенем огня, источающее всем дарования, как воды, просвещающее души и помышления, целящее недуги и отгоняющее невидимые страсти, подающее всегда верным Божие благословение)[6].

Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего Креста светлейшим огня и действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца: "Огня светлейшее и пламени действеннейшее древо показал еси, Христе, Креста Твоего, попаляющее грехи человеков и просвещающее сердца поющих вольное Твое распятие"[7].

Честной Крест в древности прообразован Моисеевым жезлом[8]. Пророк Моисей, разделил и соединил воды Чермного моря, "жезлом Крест воображая"[9]; "на горе руце распростер, прообразоваше Крест, Амалика победивый" (на горе распростер руки, прообразуя Крест, победивший амаликитян)[10]. Патриарх Иаков "руце пременяя простираше (крестообразно простирая руки), знаменая Крест" Христов, благословил детей Иосифа — Ефрема и Манассию[11]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, "преображаше пречестный Крест" Христов молитвенным воздеянием своих рук к Богу[12].

Крест Христов — это жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и вместе с тем чудотворящее знамение, которым поражается вражья сила. Всякий злой дух трепещет Креста и трясется, "не терпяще взирати на силу его"[13]. Крестом Христовым "погибе мучительство, и попрана бысть сила вражия"[14], посрамлена "держава имущаго" (власть диавола), как ничтожная[15]. Крест устрашает, опаляет бесов[16], обессиливает их. Они не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию Креста. Ограждаемые Крестом, христиане противятся диаволу, "не боящеся козней его и лаяния"17], но прогоняя его силою Креста — "демонов гонителя"[18].

Действие благодати Креста в личном человеческом спасении непрерывно. По словам церковных песнотворцев, Крест источает верующим "живот и нетление"[19], очищает "верных всех", освящает поклоняющихся ему и славящих Христа[20]. "Крестом честным" Христос просвещает мир[21]. В Церкви Божественный Крест Христов "сияет яко звезда на небеси". "Древом" крестным Спаситель разрешает связанных страстями и привязывает верных "к любви Своей"[22]. Как некогда "древо преслушания миру смерть прозябе" (произрастило миру смерть), древо Креста — "живот и нетление" (жизнь и нетление). Крест Христов хранит мир, творит великое очищение в Церкви, спасает грешных от гибели[23], исправляет "наше отпадение"[24]. Чрез знамение Креста, простертыми на Кресте руками, Спаситель обнимает кающихся любовию[25]. Благодать Креста разрушает "смертную силу", осуждение на смерть, избавляет людей "от уз адовых"[26], отнимает страх перед осуждением Божиим, открывает "безмерную милость, неизреченныя щедроты и богатую благостыню" Господа[27], исцеляет "немощствующих грехми", дает им силы творить добро[28]. Крестное древо облекает человека в "жизни вечныя одеяния"[29], вводит в "Царствие присносущное Божие"[30].

 

*  *  *

   

Название Креста "животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией. Постная Триодь свидетельствует о непрестанном излиянии Спасителем в Церкви чрез образ Креста Божественной благодати, животворно воздействующей на существо человека.

Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель всякий раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими Кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением благодать Святого Духа: "Предлагается Крест, ... и мир радуется пришествием Духа", — говорит преподобный Феодор Студит[31].

Мысль об излиянии через Крест благодати Божией развивается у церковных песнотворцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, Крест "нетленно источает безсмертие миру, якоже из источника инаго райскаго" (как райский источник, источает миру бессмертие и жизнь)[32], сияние его благодати просвещает всю вселенную[33]. Христоносный Крест — "древо жизни"[34], источающее "освящения источник всем сущим в мире"[35]; поклоняясь ему, мы "просвещаемся ... Божественною благодатию" на нем вознесшегося Христа Спасителя[36].

Светоносная крестная благодать, "свет небесный"[37], сияет, излучая "солнечную зарю спасения", всякий раз, когда Крест с верой и теплой любовью ко Христу изображается христианами[38]. Это невещественное сияние, исходящее от Креста Господня, озаряет всю Божию Церковь.

Благодать, исходящая через Крест, ощутима для христианского душевного чувства — как "умная сила", а не как вещественный свет. Но в Церкви известно множество случаев, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, — способны были видеть крестное сияние, исходящее от рук священника при благословении молящихся в храме или в момент совершения церковных таинств.

Благодатная крестная сила разнообразно действует во спасение христиан. Она сокрушает силу бесов, восстающих на людей, очищает человеческое существо от страстей и обогащает его благодатными дарованиями.

Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Но когда искушаемый полагает на себя знамение Креста, он запечатлевается им, озаряется его осиянием[39] и его великой силой, его Божественным могуществом отражает "демонов крепость"; образ Креста принуждает вражью силу отступать от "образующих сего в себе" (от тех, кто знаменуется им)[40]; он "и зримый демоны палит, и воображаемь сих паля является" (палит демонов и видимый, и знаменуемый)[41]. Крест — "крепость и прибежище" христиан, избавляющее их от искушений[42]. Крестом побеждаются "начала и власти темныя"[43].

Крест Христов не только побеждает духов злобы, но и воскрешает людей от страстей, дарует "исцеления болящим во гресех". Вкушая от "древа спасения", мы улучаем свободу от "греховных страстей"[44]. В церковных таинствах "благодать Креста" дарует христианину нетление, облекает его в "живота одеяние" (одеяние жизни)[45]. Крест Христов в Церкви есть "древо живоносное" — древо жизни, как прежде в раю; верующие начертанием на себе Креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни, бессмертия[46].

Животворящий Крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Сила Креста оживляет христиан и укрепляет в посте, молитвах, воздержании и благотворении, дарует им духовную радость, мир и умиление сердца[47]. Честным Крестом возвышается сила Церкви, Крест всех благодатно напояет, окружает Божественным благословением и запечатлевает небесным осиянием. "Кресте скиптре Христов, Церкве роге, царей победо, хранителю христиан, ты еси просвещение мое, ты и похвала моя во вся веки", — так прославляют христиане животворящий Крест Христов[48].

 

Составлено по кн.: Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому богословию. Брюссель, 1977. Гл. 5, с. 57–67.

Печатается по изд.: Сборник канонов Честному и Животворящему Кресту. "Даниловский благовестник", М., 2001, с. 114-122.

_________________________________________________

[1] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии. Богородичен.

[2] Октоих. Глас 3. В среду на утрени. Седален по 3 стихословии.

[3] Октоих. Глас 4. В субботу на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[4] Октоих. Глас 3. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[5] Октоих. Глас 5. Во вторник на вечерни. 2 стихира на стиховне.

[6] Октоих. Глас 5. В четверток на вечерни. 1 стихира на Господи воззвах.

[7] Октоих. Глас 7. В среду на утрени. Седален по 2 стихословии.

[8] Исх. 4; Октоих. Глас 8. В пяток на утрени. 1 стихира на стиховне.

[9] Исх. 14; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 2 блаженна.

[10] Исх. 17, 10–13; Октоих. Глас 3. В неделю на Литургии. 6 блаженна.

[11] Быт. 48; Октоих. Глас 8. В среду на Литургии. 3 блаженна.

[12] Дан. 3, 19–27; Триодь цветная. Неделя 3 по Пасхе. 2 канон на утрени. 8 песнь. 2 тропарь.

[13] Октоих. Глас 8. В неделю на утрени. 2 стихира на хвалитех.

[14] Октоих. Глас 1. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[15] Октоих. Глас 1. В неделю на утрени. Канон воскресный. 5 песнь. 2 тропарь.

[16] Октоих. Глас 2. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[17] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. 2 стихира на стиховне.

[18] Октоих. Глас 6. В пяток на утрени. Седален по 3 стихословии.

[19] Октоих. Глас 6. В субботу на Велицей вечерни. 6 стихира на Господи воззвах.

[20] Октоих. Глас 1. Во Вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[21] Октоих. Глас 5. В субботу на Велицей вечерни. Стихира на Господи воззвах 7.

[22] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон Кресту. 3 песнь. Богородичен.

[23] Октоих. Глас 3. В четверток на вечерни. 1 стихира на стиховне.

[24] Октоих. Глас 4. В неделю на утрени. Канон воскресный. 1 песнь. 1 тропарь.

[25] Октоих. Глас 2. В пяток на утрени. Канон кресту. 1 песнь. 2 тропарь.

[26] Октоих. Глас 4. В неделю на Литургии. 2 и 3 блаженны.

[27] Октоих. Глас 4. Во вторник на вечерни. 3 стихира на Господи воззвах.

[28] Октоих. Глас 6. В среду на утрени. Седален по 1 стихословии.

[29] Октоих. Глас 8. В среду на утрени. 2 седален по 2 стихословии.

[30] Там же. 2 седален по 3 стихословии.

[31] Пяток 4 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 5 песнь. 1 тропарь.

[32] Четверток 1 седмицы Вел. Поста. 3 стихира на Господи воззвах.

[33] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени.

[34] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 8 песнь. 4 тропарь.

[35] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 6 песнь. 2 тропарь.

[36] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. 3 стихира на хвалитех.

[37] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 9 песнь. 2 тропарь.

[38] Понедельник 4 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 1 песнь. 1 тропарь.

[39] Пяток сырный. 3 трипеснец на утрени. 9 песнь. 1 и 2 тропари.

[40] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. Тропарь 2.

[41] Неделя 3 седмицы Вел. Поста, вечера. 3 стихира на Господи воззвах.

[42] Пяток 2 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 9 песнь. 5 тропарь.

[43] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 1 трипеснец на утрени. 8 песнь. 1 тропарь.

[44] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 и 2 седальны по 3 песни канона на утрени.

[45] Среда 3 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 3 песнь. 5 тропарь; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. На утрени. Седален по полиелеи.

[46] Неделя 3 седмицы Вел. Поста. Канон на утрени. 5 песнь. 4 тропарь.

[47] Среда 1 седмицы Вел. Поста. Седален по 3 стихословии на утрени; Пяток 3 седмицы Вел. Поста. На утрени Седален по 2 стихословии; Неделя 3 седмицы Вел. Поста. 1 стихира на Господи воззвах.

[48] Пяток 1 седмицы Вел. Поста. 2 трипеснец на утрени. 8 песнь. 5 тропарь.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В подростковом клубе «Пилигримия» Данилова монастыря Москвы завершилась программа «Мои планы на жизнь»

    10 июля 2020 года завершилась пятидневная дистанционная программа «Мои планы на жизнь», участниками которой стали школьники 9–13 лет из Москвы, Подмосковья, Воронежа и Ярославской области. Программа проходила в формате вебинара, подготовленного педагогами клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.

  • Святыни Данилова монастыря

    Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.

  • «Церковь передает миру Слово Божие, в котором запечатлевается абсолютная и неизменная истина»

    12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

  • Воспитать не писателя, а достойного человека

    Меня нередко спрашивают, что дает школьникам детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Я уверен, в первую очередь участники приобретают очень нужный, но не всегда доступный в современном мире опыт.

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт