Письма архимандрита Симеона (Холмогорова)

Письма архимандрита Симеона к Вере Александровне Потаповой[1]

4/II[2] 

ДоВМЕ.[3]

Спаси и благослови Вас Господь. Получил с Ал.Ип.[4] все посланное. Наиболее рад был лапричн. порошку: как раз до этого окончился прежний запас, и я принял что-то похожее на лапричн. порошок, но без должного действия, и поэтому сутки-11/2 [суток] чувствовал себя довольно ненормально. Прилагаю Вам 10 руб. - купите мне еще хотя этих коробочек (одну на прием!), и я буду спокойней себя чувствовать.

Мысли (вернее - мнения) Ваши о действии молитвы дополите словами Г[оспода] И[исуса] Х[риста] в Гефсиманском саду: "Отче [Мой], аще возможно [есть], да мимоидет [от] Мене чаша сия! Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты: да будет Воля Твоя!.."[5] "Да будет воля Твоя" - вот что надо всегда добавлять, ибо мы всегда хотим только благополучия, и никогда не хотим скорбей... А они-то и полезны, спасительны. И в нас борются два начала: земное - не хотящее страданий и скорбей, и небесное - желающее быть со Христом и, значит, со Крестом - в страданиях Христовых. Кто что изволяет... И Господь не принуждает, но зрит на свободное произволение человека. Однако, и непроизволяющие - все равно страдают, потому что кто же лишен болезней, огорчений, скорбей?!

Теперь дал бы Бог только удержаться Вл[адыке] Θ[6] в Арханг[ельске], - не перегоняли бы его куда-нибудь в глушь (это у них часто бывает).

Ал.Ип. лежит слабая[7]; очевидно нужно время для укрепления. Приезжать ли кому? - и не знаю... Как будто помехи нет. Особенно жалко Ан.Павл.[8] - лишать ее именинного дня и мч. Триф[она][9]. Но я напишу ей особо.

Мы все здоровы. - Кланяюсь Вам с сестрицами и всем Вам желаю благодати, мира душевного и здоровья с благополучием. Благослови Вас Господи.

26/III 

Милая Верочка!

Сердечно благодарю за присланное утешение: съедобное, палительное, гарное[10], туалетное и проч. и проч. За все благодарю тебя. Молю Бога, чтобы Он и тебя - душу твою утешил Своею благодатию. Довольствуйся малым: приобщилась, исповедалась - вот и благодари, и благодари. "Уста благодарные Бог исполняет благоволения" (где-то сказали). Если нет от Причастия утешения, то и не считай себя достойной сего. Но зато есть несомненное освящение души и тела. В этом и не сомневайся. Сим и довольствуйся. В этом - смирение. Вот, кстати, как смиренно думали о себе Св. Угодники - именно о своей душе, о своих душевн[ых] переживаниях: "Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно-сокрушенное, нищету же духовную, да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе". (Из Великого Канона Св. Андрея Критского[11]).

Смотри: "сердце сокрушенное", "нищету духовную"! Довольно для нас этого, чтобы войти в Царство Небесное, а на земле - утешиться и чувствовать в себе Царствие Божие - благодать Божию.

Возможно, что я, по убожеству своему и крайнему невежеству духовному, и не понимаю тебя. Но уж если думать, что "никто не понимает" души нашей, то это - клевета на Божий Промысл и неверие к Богу, порожденное гордостью. Господь знает, что тебе негде найти прозорливого духовника, - поэтому, при твоем искреннем желании спастись, подает и чрез о.С-ма[12] благодать спасения. Все дело - в искренности покаяния и в смиренном довольствии тем, что от него получаешь. Потерпи, подожди: м[ожет] б[ыть], Господь и больше даст ради терпения твоего. Благодари Господа за все. Молись внимательно.

Если не так трудно тебе соединить работу в инст[итуте] и уроки кройки, то можно и попробовать. Но тут - Страстная нед[еля], - пропадет, пожалуй, от усиленных трудов ?.. Что-ж, попробуй.

Маме, Н.А. и Любочке кланяюсь, на всех Вас призываю Божие благословение. Спасибо тебе, Верочка, за всю любовь и труды.

5 руб[лей] мои похрани!

Не ухитришься ли достать где-нибудь хорош[его] ладану к Пасхе для нас?

Как здоровье твое и служба?

В твоей записке я не понял: что должно было отдать Шуре Т.[13]? - Снова напиши об этом, если помнишь; боюсь, что я уже перепутал и ей ничего не отдал, забыл! Виноват.

Прости.

Желаю тебе хорошего Верб[ного] Воск[ресенья] и Страст[ной] недели в чувстве страданий Хр[исто]вых.

Св. воду для Любочки я послал на ОВХ еще с Дашей (5/III), - там спроси, или у самой Даши или у Лили[14], - ... один день.

 

28/IV [15]   

Воистину Х[ристос] В[оскресе]!

Дорогая и добрая Верочка!

Взаимно поздравляю тебя с великим праздником Пасхи Хр[истовой] и желаю тебе разделять Ее радости и в сей век, и в будущий. Да приумножит Господь и здоровье, и успех в делах, особенно - по сдаче экзаменов на Курсах. Благодарю тебя за гостинец (мармелад или «пат»[16]), и за 4 письма и 10 р[ублей]. Привезли мне и то, которое ты послала ПС во Влад[имир]. Заботы твои трогательны. Да утешит тебя Господь! Кате Пуст.[17] я тоже ответил особ[ым] письмом - за 20 р. - Бинты и книга пусть пока у тебя похранятся. - Комнату не ремонтируй, а лучше себе и маме купи нужное из обуви и боты. - О кончине Даши я узнал только из твоего письма. Жаль ее... Где-то ее душа?!.. - Радуюсь твоему выздоровлению, и духовному освежению. Думаю, что самое твое чувство "влюбленности" и страсти возбуждал враг - чтобы утомить и истощить твои слабые силы, под видом приятности; а вот Г[оспо]дь послал болезнь - для отдыха и вразумления, для пресечения порока греховных ощущений. Слава Богу! - теперь ты и сама узрела помощь Божию - и по душе, и даже по финансовому твоему положению. Храни благодарное чувство к Богу, и Он еще новые милости приложит. Но не осуждай своего добр[ого] д[уховного] отца. Един есть учитель наш - Христос, сама Истина; а люди - как люди, - всегда могут погрешать; но наше спасение зависит от нашего доверия к дух[овному] отцу: чем больше веры - тем легче и лучше нам; а осуждение - от высокоумия, возбуждаемого врагом для разъединения нас с дух[овным] руководителем, к дух[овному] ущербу. Не вникай в поступки д[уховного] о[тца], не суди и не любопытствуй, и держись смирения и послушания детского. Это - полезней.

Про жизнь мою тебе расскажет Матр. Фл. Мач.[18] Теперь я здоров, а было плохо. Квартиру снял - через 2 дома от б. о. С.; пока еще нахожусь у б. О. С-ма[19], а на днях, когда там все устроят, перейду туда. Я с удовольствием жил Стр[астную седмицу] и Пасху у о. С-ма, и не без огорчения думаю о раздельном жительстве. Но надо дать ему покой и место для молитвы и сна. - Усердно кланяюсь маме, Н.А. и Любочке. Всех их поздр[авляю] с Пасх[ой] [...] и желаю утешен[ия] и здоровья. От наших тебе сердечный привет и поклон. Да б[лагосло]вит тебя Г[оспо]дь и да хранит во святости и целомудрии.

С люб[овию] гр. А.С.

 

18/IV - 1/V   

Милая Верочка!

Господь да благословит тебя, да устроит жизнь твою во свете Евангельских Заповедей и мира духовного.

Если по службе необходимо быть солидарной с сотрудницами - т.е. быть ударницей, то можно записаться; но заранее ссылайся на свою болезнь, чтоб не было у них неудовольствия на тебя, в случае неуспешности. - Ибо нам, верующим, надо помнить, что силы свои мы должны отдавать более Богу, чем на дела человеческие. Иное дело, если эти дела были бы по послушанию Богу: как общественный или семейный долг, - тогда они и совершались бы во имя Божие, и постольку же переставали бы (по степени проникновения в них идеи служения Богу) быть делами чисто-человеческими.

Хорошо бы тебе иметь месячный отпуск и дачу с Любочкой: отдохнуть, и почитать, и намолиться досыта.

Спасибо, Верочка, передай маме за коробочку ладана: он благоукрасил мою Пасху, и остаток будет еще на Вознесение и Троицу. Если же будет возможность, то и ее пришли такого же, выпросив в каком-нибудь храме. Этот ладан называется апанец". Есть еще "роспой" и "θимиам"; последний - искусственный, но очень хорош, душист. Есть "аθонский", - весьма приятный, как бы с розой.

Будь здорова.

Господь да благословит тебя. Приветствие маме, Н.А. и Любочке.

Ваш убогий б[огомоле]ц гр. А.С.

 

16-29/V[20] 

Д.О.В.!

Желаю Вам всего доброго!

Получил Ваше пасхальное письмо и 14го -  телеграмму о смерти Шуры. Душевно жалею ее и вспоминаю. Да будет она помилована! А осиротевших да утешит Бог, как Ему угодно и как им полезнее. А Вам, за Ваш самоотверженный, непосильный уход и попечениe о больной, будет своя награда и да не утеряется она чрез какое-либо унылое небрежение!

Простите, - я совсем не писал Вам! Можно подумать: "забыл..." Нет, не забывал! Постоянно вспоминал, зная Ваши болезни, с коими впору было самой лежать и пользоваться помощию и уходом близких; а Вам, наоборот, пришлось напрягать остатки сил на служение больной, их семье, и не знать покоя себе самой. Это трогает и умиляет, потому и верю в награду Вам от Бога, ... м.б. и здесь еще, - по закону: «еюже мерою мерите, возмерится и Вам»[21]. Укрепи Вас Господь, и силы Ваши да восстановятся, тем более - теперь уже не так беспокойно, когда Вы остались со здоровыми (Коля поправился?) Но сами-то Вы здоровы ли? Как себя чувствуете? Что делаете или что намерены делать? Знаю от Н.В., что дело "не выгорело", и что, значит, надо где-то устраиваться по-новому... Куда идут Ваши мысли? Прежде всего нужно Вам самой отдохнуть там, если это возможно. Я не знаю - как относятся к Вам окружающие Вас, и как Вы сами их воспринимаете. Убежден только, что надо отдохнуть, и м[ожет] б[ыть], подлечиться, если Ваши болезни, от чрезмерного напряжения сил, снова обострились. Да и о средствах надо подумать: на что и где жить? Хорошо, если Андр. будет Вас оставлять у себя - хотя на время,  - ведь нельзя же ему быть без своего человека! Оставил бы!.. А потом обстоятельства будут уясняться для Вас, на это нужно время. Лучше не спешить. Я вот, "поспешил - людей насмешил" и сам наплакался со своим неустройством и болезнями. Теперь, хотя и живу в 2‑х хорош[их] комнатах, но не чувствую себя причалившим к берегу, и  - кто знает? - м. б., и отсюда уеду... Есть что-то в духе этого города, не сродняющее с ним, а скорее выталкивающее, хотя природа окружающая, воздух и пр. - здесь прямо-таки дачные. Москвичи и пользуются именно как дачей, - наезжают на лето и поднимают цены на все, особенно на квартиры, молоко (последнее хуже, но не дешевле Вл-ского). Торговля хорошая, город - районный; но... что-то узко-провинциальное в людях, - любопытство и языки - махровые. Т[ак] ч[то] живущие здесь москвичи томятся атмосферой сплетен, догадок, предположений, клеветы, - как на плите горячей. Не сродняет это и нас, - хотелось бы прежней тишины (Т.Г.[22]) или - новой подобной же. Поэтому мы и из хороших комнат готовы перебраться во что-нибудь худшее, но лишь бы наше тихое болото не мутилось. Вот побудете сами здесь (когда это будет удобно), - все и обсудим. А пока звать не решаюсь, [...] отдыха и утешения не встретите. Вас удивит, что мы и говорим-то почти шепотом: все слышно от хоз[яйки] к нам, и - наоборот. У них - большая семья (6 чел[овек] детей, до 17 лет возраста), и они тоже стеснены - ради нашего покоя, а мы - ради их. Еще здесь неудобство: оч[ень] далеко вокзал - версты[23] 2-2,5, и лучше всего ждать автобуса (36 коп. до [...]). Болел я здесь больше и сильнее В[ладимирско]го: Т°-40°, и довольно часто. Все - от почек и пузыря. Теперь принимаю Hepar-Sulfur 6[24], и молочную диету. Стало значительно лучше, но еще подлечиваю пролежень, не [...], и потому, [...]. Лекарство послать Вам по почте как-то не решаюсь. А вот не будет ли оказии из Москвы к Вам? Это было бы лучше. Потому я попрошу отвезти его к Н.В. А она уж как-нибудь передаст Вам.

Наши все оч[ень] кланяются, и от меня Вам - все самое...

С мол. люб[овью]

Ваш А.С.

 

4/VI

Милая Верочка!

Спаси Господи за масло с Катей Пуст. - очень тронут Вашей памятью о мне.

Если Ив.Ст.[25] именинник 25/V (в воскресение), то передай ему поздравления, а Любочку и детей поцелуй с дорогим именинником, и пожелание мое - доброго здоровья, спасения и семейного счастья. Что - на даче они? Я так виноват: давно-давно не писал Любочке! Все время об этом болею душею, да вот болезни тела не давали времени.

Поздравляю и радуюсь твоим успехам по бухгалтерии. Даст Бог и диплом получите! Да хранит и управит тебя Бог.

Мамочке - низкий поклон и пожелания - укрепляться, а - не скорбеть.

Будь здорова.

Любящий тебя А.С.

На обороте:

Верочке Потаповой.

Часть бинтов хорошо бы прислать, иногда бывает нужда в них.

 

24/VII[26]

Милая Верочка!

М. б. ты уже дома, и я решился написать тебе - приветствовать с хорошим отдыхом. Дай Бог тебе на дольше удержать запас сил телесных, а духовных пополнять - надо ехать в К-ч[27] к б. о. С-му.

Спаси Господи за сочувствие твое мне; - вот, С[лава] Б[огу], я и прожил лето - среди больших расходов п[отому] ч[то] было много гостей (за стол садилось 8-9 ч[елове]к!); но Господь на всех послал, всем хватало, и нужно не стонать мне, а только благодарить Бога. В этом отношении я спокоен. Хотя и вовсе недостоин, а все же дерзал уповать на Бога и в материальн[ом] положении.

Будь здорова и Ты, мил[ая] Вер[очка] и тоже благодари Бога за все решительно.

Божие б[лагослове]ние тебе, маме, Н.А., Любочке[28]. Всем мой низкий поклон. Будь здорова.

Любящ[ий] и благ[одарный]

гр. А.С.

 

5-18/VIII  

Родная Верочка!

С праздником поздравляю! Г[оспо]дь да утешит душу твою, да будет в ней свой Фавор благодати, познания Божия и утешения.

Ирине можно приехать (только имей ввиду, что 30го августа[29] бывает много гостей, лучше после или до 30го).

С любовью кланяюсь твоей маме С.А.[30], Люб., с Ив.Ст., и Н.А.

Храни М[атерь] Б[ожия] всех Вас.

С люб[овию] и благодарностию твой убогий б[огомоле]ц и слуга

гр. А.С.

 

10-23 cент[ября]

Милая Верочка!

Очень благодарю маму и тебя за поздравление и гостинцы. Я тронут твоим и ее памятованием о мне, и с своей стороны обеим Вам желаю сугубых милостей Божиих - небесных и земных, духовных и вещественных, - к духовной пользе и утешению Вашему. На всякий случай (если не удастся написать более лучшее поздравление) приветствую и глубоко чтимую Софию А., и тебя, и добрую Н.А. с днем Ангела, - и с дорогими именинницами. Молюсь за всех Вас и всем желаю спасения, мира и благополучия в жизни. Пришлю Вам одну большую просфору (раньше я давал один торт..., теперь этого подарка нет уже); разделите уж ее по-своему. Со временем изготовлю тебе подарочек собствен[ного] рукоделия[31]; жаль вот - не успел к нужному сроку.

Не тужи, что не смогла погостить у б. о. С-ма, - это возможно еще в будущем. А почему у мамы такое предубеждение против него? - Жаль... Ведь он теперь уж не требует ничего, что могло бы тебя отвлекать от дома, от мамы. Да и куда же ехать, как не к нему, да ко мне?! Ведь я всегда принимал тебя как родную по Г[осподе], и теперь имею тебя в сердце своем - молитвенно. А ты не смущайся на маму, а лучше мирно и кротко спроси ее: почему она и теперь так относиться к б. о. С-му? М. б. и не в нем дело, а - в тебе лично самой. Для обсуждения и смирения и узнай - истинную мысль ея. Тогда видно будет, - что и как устроить к ее успокоению и к общей Вашей пользе. Ну, храни Господь тебя во всех твоих путях, делах и жизни.

Письмо Любочке передай поскорее. Я и без того уж запоздал с ответом, а она м.б. ждет.

С люб[овию] твой искренний благо[...]й и благодарный должник

гр. А.С.

 

13/IX[32]

Милая, добрая Верочка.

Приветствую тебя с днем Ангела! Да благословит Господь тебя и да даст благодать Cвою душе твоей - в утешение, подкрепление и в просвещение ума твоего - в познание пути спасения. Молюсь за тебя всегда, с сердечной благодарностью тебе за твою самоотверженную любовь и труды для меня, и с сердечным пожеланием тебе спасения. Ты часто пишешь: "не знаю, чего требуют от меня?.." - Во-первых: послушания и доверия; во-вторых - простоты. А последнего ты не являешь, когда начинаешь сравнивать дух[овных] о.о. [отцов], и предполагать: "а N вот не так бы поступил, как X"... А - как именно? - Кто знает?!.. И вот враг путает тебя, подсовывая лице одного д.о. тогда, когда ему нужно поколебать доверие и простоту в одномш[ении] другого. В этом твоя ошибка. Хранитель твой Ангел да укрепит душу твою в доверии к б. о. С-му, и да подаст тебе твердость, постоянство. Я рад повидать тебя, - но ты спроси на это благословение о. С-ма; а еще лучше покажи ему это письмо, и приветствуй его от меня. Как ты отдохнула в доме отдыха? Сл[ава] Богу, что отдохнула.

Поздравляю твою маму с днем Ангела, а обоих Вас - с дорогими именинницами (Л.А. и Н.А.). Весьма желаю взаимной любви, мира, спасения, здоровья.

Посылаю просфорку. Больше ничего нет у меня...

С любовью А.С.

Приписка в начале письма, на полях:

Сию минуту получил твое письмо из Кирж[ача], - благодарю за него!

 

15-28/IX   

Милая Верочка!

Сердечно поздравляю тебя с днем Ангела и с дорогими именинницами! Такое трогательное семейное торжество у Вас!.. Да продлит Господь эти дни, и да укрепит Ваши чувства - верою - к Богу, надеждою - на Его милосердие и спасение, любовию взаимной по-Евангелию, и мудрым рассуждением ("София" = мудрость) - т.е. точным знанием, что именно в данный момент угодно Воле Божией. Последнее приобретается обучением в борьбе со страстями и чрез исполнение Заповедей Христовых. - Зная твое усердное желание - служить и любить Небесного Жениха - Христа, - я и решился пожелать тебе сумму всех добродетелей, имена коих так любезны тебе по твоей нежной любви к самым близким родным. Не думай, что добродетели - недостижимы для тебя: дело за делом, - вот и некое скопление добра, а привычное расположение сердца к добру, - вот уже и добродетель!

Очень благодарю и тебя и б. о. С. за Ваши подарки и внимание ко мне. Тронут и умилен. Спаси Вас Господи!

Теперь бы еще только как-нибудь достать оттуда гарного[33] масла, - говорят - там особо хорошее! - и для меня и особенно - для В. Q.[34] (у них оно не продается вовсе), и послать туда в соответствующей упаковке. Как бы он рад был!

Мы ныне 12е/IX провели в тишине и малолюдии; но все чувствовали какую-то близость Св. Угодника (пр. С.) [35], и потому на душе был праздник. А если и ты еще помолилась за меня, - то и совсем хорошо. - Усердно поздравляю добрую, многочтимую маму Вашу С.А. с днем Ангела. Господь да благословит и да утешит ее в Вашей любви и внимании, и да подаст всем Вам здравие и спасение.Фрагмент письма архимандрита Симеона

С люб[овью] нед[остойный] А.С.

Приписка в конце:

"Знай, брат, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, - не от Бога происходит, но явно - от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежем".

"Зрение своих грехов мы имеем только при умилении сердца; а без умиления грехи оные сокрываются от нашего зрения."

 

† 

Верочка! Не думай, что ты - брошенный ч[елове]к, что тебе и спасения не будет, или что Богу и дела нет до тебя[36]. Эти помыслы враг влагает, чтобы оттянуть от усердия, какое могло бы быть от умиления, что «Господь и к моей-де [...][37]».  Хорошо бы с Любочкой вместе на дачу! 

 

Милая Верочка!

С постом поздравляю тебя, и желаю тебе здоровья и обновления духовного.

Как поживаешь? Противишься ли обуреванию страсти? или ... она пленяет своими обольщениями? В твоем положении главное - сознать, что все это не есть что-то интересное, возвышенное, а - появление плотских начал, усыпление бдительности и понижение духовное. Для этого враг всевает и все хитросплетения (о дружбе, любви, и т.п.) - лишь бы вредное было принято, понравилось, не отгонялось...

Пока не сознаешь этого, - не будешь бороться искренно. А, сознав, - будешь просить помощи Божией, и во Св. Причастии тотчас получишь ее. Не ты, а Г[осподь] И[исус] Х[ристос] будет поборать  за тебя врага и его помыслы.

Да будет с тобою благодать Божия.

Здравствуй, «наляцы и успевай и царствуй» духом.

С почтением кланяйся маме, Н.А. и Любочке. Целую Федю за 8 фев[раля][38] - молился о них.

С люб[овию] тв[ой] нед[остойный] А.С.



 

[1] Орфография и пунктуация в письмах по возможности сохранена авторская. Подчеркивания - также авторские. Расположены в порядке указанных дат, при этом могут относиться к разным годам.

[2] Даты в письмах указаны по н. ст.

[3] Здесь и далее курсивом выделены слова и знаки, смысл которых неясен; многоточие в квадратных скобках - в рукописи неразборчиво одно слово, если нет особого пояснения в сноске; текст в квадратных скобках - редакторские добавления или пояснения.

[4] Александра Ипатьевна Каретникова (схимонахиня Гермогена), келейница архиепископа Феодора.

[5] Мф. 26;39, 42.

[6] О. Симеон говорит о Владыке Феодоре (Поздеевском).

[7] Александра Ипатьевна часто болела, имея слабые легкие.

[8] Анна Павловна - духовная дочь о. Симеона.

[9] Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 3 февраля; мученика Трифона - 1 февраля (по ст. ст.).

[10] Лампадное (масло).

[11] В четверток первой седьмицы Великого поста: песнь 9, тропарь 4.

[12] О. Серафима (Климкова). 

[13] Александра Туловская - простая, всегда улыбающаяся, совсем молодая еще в то время девушка. О. Симеон любил пошутить с ней.

О. Михаил (Карелин) вспоминает, что о. Симеон очень ласково относился к своим духовным чадам. Пред ним большинство чувствовали себя маленькими детьми и испытывали к своему духовному отцу искреннюю сыновью или дочернюю любовь и почтение. Когда вся «семья» садилась за стол, о. Симеон разливал суп. Миша Карелин обычно после первой ложки отказывался: "Хватит, батюшка", - на что о. Симеон отвечал: "А сам думает: еще бы..."

[14] Елизавета Сергеевна Виноградская, старшая сестра Лидии Сергеевны (м. Серафимы, келейницы о. Симеона).

[15] Вероятно, 1935 г. (в этом году Пасха приходилась на 15 (28) апреля). Письмо из Киржача.

[16] Сорт пастилы.

[17] Пустошкиной.

[18] Матрона Флоровна Мачкина (16 февраля 1937 г.) Перед кончиной была пострижена в схиму с именем Мария архимандритом Тихоном (Баляевым).

[19] Здесь и далее - "батюшки отца Серафима".

[20] 1936 г.; письмо из Киржача.

[21] Неточн. цит. Мф. 7,2.

[22] Указание на пребывание во Владимире, где о. Симеон снимал квартиру у хозяйки Татьяны Григорьевны Ландышевой-Черепановой.

[23] 1 верста=1,06 км.

[24] Гомеопатическое средство.

[25] Иван Степанович, муж Любови Александровны, сестры Веры Александровны Потаповой.

[26] Письмо из Владимира, ранее весны 1936 г.

[27] Киржач.

[28] Надежда и Любовь, сестры Веры Александровны.

[29] Обретение мощей святого князя Даниила, престольный праздник Даниловой обители.

[30] Софья Алексеевна, мама Веры Александровны.

[31] О. Симеон никогда не оставался праздным; обычно, лежа или сидя в кресле, плел четки, иногда переписывал ноты, часто углубленно молился по четкам (по воспоминаниям о. Михала (Карелина)).

[32] Письмо из Владимира.

[33] Лампадного.

[34] Владыки Феодора (Поздеевского).

[35] Праведного Симеона Верхотурского. 12 сентября - перенесение его мощей - день Ангела о. Симеона. О.Михаил вспоминает, что в этот день в доме совершалась Божественная Литургия. Когда не было Владыки и никого из отцов, о. Симеон служил сам. Для этого его сажали в кресло. У него был антиминс, простые сосуды, воздухи. О. Симеон любил служить. Тщательно поминал всех живых и усопших близких. Хор составлялся из "домашних" и гостей. Лидия Сергеевна не пела, потому что не имела слуха, а о. Симеон не выносил фальши в пении; но когда больше никого не было, то пела и Лидия Сергеевна, а о. Симеон смирялся, слыша плохое пение.

[36] Это искушение хорошо знакомо многим, да, пожалуй, и всем, кто стал на духовную стезю. О. Михаил (Карелин) замечает на это, что враг всегда приходит, чтобы сбить человека со спасительного пути, добиться, чтобы он бросил возжи - а брошенные возжи наматываются на колеса, и телега дальше ехать не может...

[37] Далее оторвана часть листа.

[38] День Ангела Владыки Феодора (Поздеевского).

 

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт