Из истории некрополя Свято-Данилова монастыря

Статья профессора Московской Духовной Академии А.К.Cветозарского, освещающая историю некрополя Данилова монастыря c древнейших времен до наших дней.

Первые века после основания обители

Некрополь Свято-Данилова монастыря - одно из древнейших известных нам мест погребения на территории Москвы - начал складываться с первых лет существования прославленной обители. Можно с уверенностью сказать, что это первый монастырский некрополь нашей древней столицы. 1s.jpg Первым же известным нам по имени лицом, погребенном на этом погосте, является сам основатель обители - святой благоверный князь Даниил Московский, завещавший похоронить себя на братском кладбище "конечного ради смирения".

"И тако, - говорится в Степенной книге, - в последнем смиренномудрии к желаемому Христу отиде в лето 6813[1] месяца марта в 4 день. Конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен бытии, но на монастыри, идеже и прочую братию погребаху"[2].

Взыскуя смирения, избегая и за гробом славы и молвы человеческой, св. Даниил Московский пожелал, чтобы по смерти тело его было положено среди простых иноческих могил. Здесь невольно приходит на память подобное желание другого русского подвижника - великого аввы Сергия, завещавшего братии, как известно, похоронить себя на погосте, а не в церкви Св. Троицы.

Мощи преподобного князя Даниила почти три с половиной столетия, до самого их обретения в 1652 году, почивали под спудом, освящая землю монастырского погоста, где никогда не прекращались захоронения. После перенесения обители на Боровицкий холм и перевода в Кремль большей части братии, возле монастырского храма продолжали погребать умерших иноков и жителей Даниловской слободы.

Фрагмент надгробной плиты 1-й пол. XVI в. в фундаменте первого каменного храма Данилова монастыряДанные археологических раскопок подтверждают раннее основание некрополя вокруг ныне существующего храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и его функционирование в XVI столетии до возобновления обители при Иоанне Грозном. Находки, обнаруженные в этой части монастырской территории, позволяют с определенностью датировать существование некрополя в XV, а возможно, и в XVI столетии. Особенный интерес у археологов вызвали находки погребальных сосудов для елея, имеющие аналогии в других раннемосковских некрополях[3].

Что же касается монашеских захоронений, относящихся к XV-XVI столетиям, то они при раскопках обнаружены не были. В связи с запустением места Даниловского монастыря и упразднением обители некрополь приобрел мирской характер.

В 1869-1870 годах на территории Данилова монастыря были найдены каменные надгробия с надписями на латинском и немецком языках (их текст был опубликован в научной периодике[4]). Датировка надгробий позволяет с точностью отнести их ко второй половине XVI столетия, то есть ко времени, когда монастырь стараниями царя Иоанна Грозного и митрополита св. Макария был уже возрожден и действовал как иноческая обитель. И здесь мы сталкиваемся с одной из загадок Даниловского некрополя: как попали эти надгробия на его территорию? Ведь известно, что для погребения иностранцев существовали особо устроенные кладбища; возможно, что погребения знатных иноверцев производились возле инославных церквей.

Первая лютеранская кирха в Москве была построена в 60‑е годы XVI столетия в Немецкой слободе, возле ручья Кукуй, где еще со времен Василия III селились "немцы" - протестанты. В 1573 году по ходатайству голштинского герцога Магнуса - нареченного жениха племянницы царя Иоанна Грозного Марии - была устроена кирха на Поганом пруду в Земляном городе[5]. Возле этой кирхи был похоронен Датский герцог - жених Ксении Годуновой. Большой иноверческий погост существовал на Болвановке. Было также "рейтарское" кладбище в Марьиной роще, где хоронили по преимуществу иностранцев, находившихся на русской воинской службе. Но мы не располагаем данными о существовании иноверческих некрополей в районе Данилова монастыря. Можно, впрочем, предположить, что иноверческие надгробия, привезенные в Данилов, должны были быть использованы в качестве материала для строительства, что вполне соответствует практике того времени. Так, например, остатки белокаменных надгробий обнаружены при обследовании фундаментов храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов[6].

 


[1] В 1303 г.

[2] Степенная книга. ПСРЛ, Т. 21, ч. 1, СПб, 1908, с. 298.

[3] Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1995, с. 116-117.

[4] См.: Надгробные памятники иноверцев, найденные архимандритом Амфилохием в 1870 году в Московском Даниловом монастыре. Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР), 1871, № 10, с. 38-40.

[5] Современный район Чистых прудов.

[6] Беляев Л.А. Цит. соч., с. 122.

Комментарии   

 
0 # Дубровская Ольга Сергеевна 21.03.2012 20:08
Спасибо за увлекательную статью. В Даниловом монастыре меня крестили. В некрополе Данилова монастыря была похоронена моя прабабушка - Лапина Аграфена Даниловна, вдова купца Льва Лапина. Сохранились ли записи о погребенных после уничтожения кладбища? Я бы хотела их получить для ознакомления.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # редактор 04.07.2012 17:51
Существует несколько списков погребенных; в частности, алфавитный список, составленный на основании данных 1920-х гг. есть в недавно вышедшей книге "Некрополь Данилова монастыря" (там, правда нет указанных Вами имен -- но это не означает, что их нет вообще, поскольку список этот охватывает лишь часть территории кладбища). Документы о погребениях, в частности, начала XX века,(книги вкладов, билеты на погребения, метрические книги и др.) хранятся в фонде Данилова монастыря в РГАДА (ф. 1188).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Надежда А. 30.11.2012 04:26
Добрый день! Не могли бы вы подсказать, где можно купить указанную вами книгу? В сети никакой информации не нашла.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Administrator 30.11.2012 21:26
Есть в иконной лавке монастыря.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Светлана З 08.07.2017 21:39
Спасибо за статью ! Я, наконец-то , узнала отчество своего прапрадеда - Дмитрий Иванович Муретов Эту фамилию я носила до замужества. Занимаюсь исследованием родословной Муретовых . Может быть подскажете в каких источниках можно найти его биографию.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт