Духовный дневник архимандрита Тихона (Баляева)

Духовный дневник. 1948 г. Часть 2

19 апреля, второй день Святой Пасхи

 

Необходимо душе предавать себя всецело на волю Всеблагого Господа и Его Святого Премудрого Промысла, ибо Он ведает, что полезно, и сие весьма не совпадает с твоими желаниями и мыслями. Он ведет тропами Ему ведомыми, а тебе они кажутся иными, чуждыми, свои же стропотные пути кажутся прямыми, но конец их зрит на дно адово. Очень отягощаешься ты состоянием сухости и бесплодия и изнеможением души и тела, когда и один день провел без пищи или одну ночь без сна. Но что иное сокрушить может твердыню твоей гордости и самолюбия? Вот, не имея радости на Святой Пасхе, ты скорбел до уныния и болезновал в душе и вновь забыл то правило, что пишет преп. Исаак Сирин об изменении души, - все хочешь идти своей дорогой, какой не пролагали святые отцы. Но это самое привлекло сегодня сердце в сильное сокрушение, и вопли из глубины душевной скорби и беспомощности возникли, и припадал к Господу Милосердому с плачем о помиловании и помощи - ибо бедствует душа моя <и боится> погибнуть в сем нечистом сластном море душевных страстей и телесных скверн, и укрепляется вновь решение и стремление души всецело посвятить себя плачу в уединении, и вот вновь тихо и радостно на душе. Господь от напасти избавляет - и не дает паче силы отяготиться душе, уповающей на Него. Состояние сухости приводит душу в недоумение и страх - может быть, чем-либо огорчил Господа и удалил благодать Его, а от сего желание горячее удержать Его милость, испросить прощения: от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 13-14), ибо воистину грехопадения кто разумеет? Один Он, Сердцеведец, знает язвы души моея и все тайны неведомого даже мне самому падения, Он Единый Истинный Врач душ и телес. Заметь, как неистово враг противится молитве Иисусовой, внушая неверие, отягощение, какой-то гнев, торопливость, нетерпение, рвение, досаду, малодушие, уныние и отчаяние, греховную печаль и слезы самолюбия и саможаления, - из сего видно, что это тропинка прямая, потому так противится. Сегодня видел во сне, что нашел ровную тропу и очень обрадовался ей. И во сне ищет душа сего. На то и труд молитвенный - враг сбивает с умственной внимательной молитвы, внушая мысль о бесплодности труда сего. Но ты убедись, как это самое бесплодие смиряет душу, побуждая ее возопить ко Господу о благой помощи. Как епископ Феофан Затворник учил: «Господи, помоги, Господи, зажги угасший свет сердца моего». Когда похищает враг самое дорогое из сердца - упование и молитву, то душа от горести сей утраты и нехотя повлечется молитвой к горячему исповеданию. Только надо в это время укрепляться надеждой на милосердие Божие, взывая к Нему, как к Милосердному Господу, ищущему нашего спасения и блага. В этом набожность молящихся. См. Игнатия Брянчанинова слово о том, что от чтения молитв <бывает> стеснение сердца, которое начинает лично исповедоваться Господу.

 

Мысли от чтения Евангелия

 

Мария отсылает прикоснуться ко Христу, яко [имеющая] земное мудрование, яко жена немощная, но другие жены обнимали ноги воскресшего Христа, это те, о коих сказано, что имяше их трепет и ужас (Мк. 16, 8). Ко Христу яко Богу прикоснуться требует со страхом и благоговением. В том и преподобные преподобны есть благоговением. У католических святых нет сего благоговения, там панибратство и сентиментальность (Игнатий Лойола и подобные м. Терезе). Молиться по-католически - это значит молиться из плотского устремления, душевно, а не духовно.

 

Неожиданно нашел способ улучшить светильник лампады. То заправлял каждый час, и она, разгораясь, коптела или гасла, и всегда был страх, как бы не случился ночью пожар, а теперь горит без заправки по двенадцать часов, и ровно, без копоти, и заправлять легко одним поворотом колесика. Как хорошо это ввести бы в храмах, и огромна потребность таких лампад в массе верующих. Вот Господь утешил к празднику этой находкой. Хорошо это ввести, тогда будут в молитвах поминать бедного инока, введшего сие улучшение. По-настоящему, надо бы возжигать светильники в разуме света проповеди слова Божия; но зарылся сей талант. Хотя бы внешний светильник улучшать. Как епископ Феофан писал: «Хочу бросить делать книги, хочу делать книгорезки».

Сегодня читал замечательное слово Григория Двоеслова на четвертый день Святой Пасхи. Объяснено таинственное знаменование Пасхи Христовой. Прекрасное объяснение, его надо изучить. Это откровение Таин Христовой премудрости, для сего и призывается инок в безмолвие - для познания Божиих Таин. Вчера дали книгу «Письма епископа Феофана». Там нашел место, где написано, что монах тот, кто пребывает внутренне с Богом. А в монашестве без послушания не обойтись, ибо без него суета и развлечение. Эти слова - драгоценные жемчужины для меня, ввиду главных моих жизненных стремлений. И вся книга эта очень радостным, бодрящим духом исполнена, и сегодня при моем унынии она ободрила меня и возгорелось в душе стремление к светлой жизни христианской, и потому слезы с умилением иногда текли в молитве, вместо обычных горьких слез.

Когда враг смущает бесплодием, что отвержен я, что плевелы жнешь, ты говори - за все слава Богу, я не стою большего умиления, достойные достойны, а не такие, как я.

Богу слава за все!

Из слова Григория Двоеслова: «Несмотря на то, что мы слабы, не достигаем еще полного совершенства, однако положимся на пути Божии. Ежедневное преспеяние в святом желании и наше несовершенство не будет для нас решительно вредным, если мы, наставленные на пути Божии, назад не будем озираться и поспешим пройти то, что остается».

 

 

Фомина неделя, воскресенье

 

Слава Богу за все. Вот и Светлая неделя прошла, и Господь утешил радостью духовной, и духовной пищей питал нас, Словом Своим, и дивными поучениями святых отцов и учителей Церкви. Когда омрачается душа день или два сухостью и нечувствием, то потом, смиряясь и устрашаясь от сего, вновь устремляется душа с плачем к Господу, и вновь приемлет от Него милость и заступление, и обновляется в силах. Так и определяют святые отцы путь к Богу не только начинающих, но и преуспевших.

Тихая радость посещает души при живом воспоминании святых мучениц и их подвигов. В это время душа даже желает скорее окончить жизненный путь, чтобы прийти в эту страну света, и жизни, и радости, и любви ангельской, в девственнный чертог, в обитель небесную, в дом Отца Всеблагого.

Вновь замечаешь, что от беседы с людьми изнемогает душа, исчезает молитва и плач, умиление, потому что люди сокрушают душу тщеславием, как говорят святые отцы. Беседу надо заменить одну другой, то есть молитвой. Они срывают цветы с моей души, я это чувствую. Им весело и приятно, а мне ущерб и им ущерб, потому что срывают цветы и в свое время плодов не получат, какие могли бы получить.

Еще заметь, как с усиленным желанием стал больше спать, и тяжесть в желудке и в кишечнике. Пища для сна пресыщение, говорят святые отцы, а от сего омрачение души, сухость, холодность в молитве, унылость духа, забвение, нечувствие, леность, женское расслабление. Когда же подвижничать? Вот почему и не полезно знаться иноку с людьми. Его сокрушают этой пагубной нежностью и любовью к плоти. Разве они поймут меня? Им главное сохранить свое; это собственничество. А душа болит от сего, и время идет, и опыта нет в воздержании и преуспеянии. А деваться некуда. Инок должен избегать всех: и ненавидящих и любящих, ибо первые вредят по ненависти и злобе, вторые - по излишней нежности и жалости и боязни за свое собственничество. А время затвердевает привычку, и жалость крепнет, и не сможешь оставить. Детские слезки беспомощных сих детей сокрушают обычно душу, и не сможешь их оставить.

Мысли: в синаксаре на Фомину неделю в конце указывается, почему не о всех чудесах сообщает Святое Евангелие: потому что чрезвычайные чудеса не вместимы для людей, живущих в мире и плотски настроенных.

Прекрасная проповедь в неделю Фомину Димитрия Ростовского «О язвах Спасителя» и о том же третья проповедь в «Хрестоматии воскресного чтения», очевидно, Иннокентия Херсонского, «О силе язв Спасителя», как от всякой скорби и искушения, и греха, и сомнения - врачевание в животворящих язвах Христа Спасителя. Эти слова надо сложить в сердце своем. Имея язвы Спасителя пред очами, можно не иметь никаких книг и беседовать с любыми людьми...

 

 

Понедельник Фоминой недели; память преподобного Стефана Киево-Печерского и Симеона, сродника Господня

 

В Светлую неделю следовало сдерживать порывы печали и скорби, и почитать святые дни, и поклоны отменить, и слезы, и воздыхания. Но в одной из проповедей я читал, что неспособным радоваться Светлому Воскресению Христову потребны, очевидно, рыдания мытаревы и воздыхания блудницы.

Чем сильнее скорбь о своем недостоинстве и удалении от Господа, тем сильнее плач о сем и стенание сердечное, потом и Господь утешил так плачущую душу по Его неложному обещанию. И живое воспоминание милости Божией, бывшей в минувшие недели, пробуждает молитву и умиление, без сего скорбь подавляет и не разрешится в слезы утешительные. После грозы прекрасно в природе и легко дышать, когда воздух очищен грозой и огнем. Вот слезы покаяния, пролитые от страха Божия, очищают воздух мысленный души, и ей легко дышать всей грудью. А то скорбь и дыхание стесняет и весь человек поникает, как блекнет и никнет трава и плакучие деревья. Слава о сем Господу, столь милосердному к нам. Его милости, обещанные явиться любящим Его и творящим заповеди Его, умиляют душу - видишь, какое безмерное упование у истинных рабов Божиих, а я так далек. Плачу об удалении своем от Господа и о мертвой своей душе, она не только больна, но и мертва. Потому так сильно ищет себе могилы для тела и души, чтобы в сумраке ее плакать и слезами прежде конца вернуть ее к жизни. Это желание от плача крепнет, и Господу все возможно, и если сие угодно Ему, то что может воспрепятствовать? Преп. Исаак Сирин так восхваляет безмолвие для Бога, и Димитрий Ростовский в слове о Марфе и Марии, и в «Отечнике» у Игнатия Брянчанинова сказано самое главное - кто более всех угождает Богу - учением о плаче преп. Пимена, см. «Отечник». И сам Игнатий Брянчанинов тем угодил Богу, и все отшельники, жители пустынь и скал и островов. Как преп. Мария Египетская, земной ангел, преп. Фотина на необитаемом острове (в житии преп. Мартина), преп. Пелагея, преп. Алексий, человек Божий, преп. Анастасия и преп. Таисия и другая Таисия, и много, много других подобных. Им стремится душа подражать. Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже (Пс. 138, 17). Ужа нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне (Пс. 15, 6). Вот сказано: у боящегося Бога весь мир богатство. Как вздохнулось бы легко, там совсем иная жизнь. Вот почему по восемьдесят лет жили в пустыне, и преп. Иоанн Лествичник - сорок лет в пещере. Такая жизнь дает великую радость и полноту, по мере очищения души и тела и ума, и приближает к небу.

Вчера читал преп. Кассиана Римлянина, конец последнего собеседования <аввы Авраамия> о том, что в сто раз <более> получают отрекшиеся от мирских благ. Он говорит то же о любви к женщинам, о плотском и о духовном. Говорит старец Авраамий с опыта своего, так как был женат и потом свою жену стал любить духовно. И это истинно так: любовь к душам услаждает более, см. дневник отца Иоанна Кронштадтского о сем, и Игнатия Брянчанинова, и св. Иоанна Златоуста «Письма к юной вдовице». И сие истинно так. В сердце человека есть природный орган, способствующий любви, может быть, сумка солнечного сплетения седалище его (как и любви в почках), и эту энергию может человек направлять и к земным предметам, и к небесным. Юный Товия полюбил невесту свою, не видя ее, и прилепилась душа его к девице (Тов. 6, 18). По чрезвычайной простоте души и духовного мира эта способность особенно сияет и дает себя ощущать (по слову преп. Исаака Сирина) там, среди небожителей, где зрение есть одновременно и проникновение существом, что обещает невыразимую радость и блаженство - да вси едино будут (Ин. 17, 21). Какое же сладчайшее дружество возымеют души избавленных и ангелов в дому Отца Небесного, о сем у св. Тихона Задонского см. Если теперь живое воспоминание подвигов святых мучеников, или святых жен, или преподобных подвижников вызывает ответственные струны в душе, как по естеству сердечному благому и в награду стремления к Добру, Истине и Красоте, то что сказать о сем. Некая радость осенила душу при воспоминании подвига юных подвижниц Христовых, прекрасных дев и отроковиц, и душа влечется с радостью вслед сей красоте и сладости и не боится уже страхов смерти, а только желает той радости, в состоянии которой человек скоро с помощью Божией придет в первозданную чистоту бесстрастия. Воистину велики и необъятны обетования, данные нам, и залог их, по милости Божией, уже имеем в руках. Как говорит св. Димитрий Ростовский, из прободенных рук Христовых все дары можем принять, и хотя бы Он их сжал, сквозь отверстые раны мы их примем. Слава о сем Его милости и благости. Аминь.

А какую радость имели все святые и Божия Матерь и имеют все истинные рабы Божии!

 

 

Вторник , Фомина неделя

 

Смятеся яростию око мое (Пс. 30, 10). Когда допустишь гнев в сердце на кого-либо, то раздражительная сила сеет раздражение в душе, и угли страсти возгораются, угли пустынные (Пс. 119, 4) - особенно гнева, так как он особенно искушает живущих в уединении. Потому и не допускают инока до безмолвия, если не победил сию страсть. См. «Отечник» и у Иоанна Лествичника, как люди могут превращаться в бесов и как ругаются бесы над сими отшельниками. «Море смирения выбрасывает все, что страсти туда принесли, подобно волнам», - говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Вот и ночью снились живые сцены, будто рассорился со своим духовным сыном и еще с кем-то и даже не стал разговаривать, а хлопнул изо всех сил дверью. То страсть гнева и перераздражения, а потому и омрачение. В молитве не было утешения, а когда стал о сем плакать, то все не было мира и тишины, как обычно бывало с плачем умиление, когда пред Господом плачешь о всякой своей скорби и Он утешает, а сегодня много часов потребовалось поскорбеть, и стенать, и плакать с болезненным воплем сердца, пока не восприняла душа тишину и мир. Так отеческим жезлом Господь наказует - Он опечаливает, но Он же и утешает, а без сего как бы стяжать мог опытность душевную и навык жить в Господе, к Нему единому устремляясь душою, когда оскорбляет и теснит враг, и страсти, и грех, и страшливые помыслы. Как очевидна и сия перемена - вдруг душа не находит в себе никакой смелости молиться Господу, лишается всякого света, утешительного упования в себе. И знаешь, что так обычно бывает, и в это время не силен удержаться от скорби и малодушия. Преподобный Исаак Сирин пишет, что не печалиться и малодушествовать в это время надо, а благодарить Господа. Сказано: благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2), - значит, и не только радости, но и скорбное. Инок, как стяжать можешь здравие души? Оно бывает не от утешения, а от длительнаго терпения, как говорит преподобный Исаак Сирин. И в этом утешение иноку, пишет Игнатий Брянчанинов, когда усиливается в нем чувство покаяния и душевного очищения и преуспеяния от плача бывающего. Сими дверями все подвижники стремятся внити - плачьте, иного пути нет, говорят они.

Сегодня вспомнил прежде явившуюся мысль: для чего все приходилось жить в массивных каменных стенах - закалять силы и привыкать без воздуха и света солнца. Вот так и живу теперь, не выходя никуда из дому.

Читал вчера в Толковой Библии толкование на 53-ю главу пророка Исаии. Очень много полезных мыслей. Как вредно нам читать хлам критики. Ее и не советуют святые отцы читать. Вчера ночью попалось место у преп. Диадоха, где он пишет: море веры, если возмущено испытанием, то не дает видеть глубину и нельзя иноку благополучно плыть к его цели. Простота веры дает успех в созерцании, а не испытание ее. Это замечательная мысль.

Еще о рассудке. Какая это низкая по сравнению с <духовным> умом сила! Ум в движении суждений о чем-либо есть чистый ratio, ум падшего ангела и его клевретов. То, что сказано Исааком Сирином о первой степени ведения, которая далека от духовного истинного ведения, потому что противоречит вере и простоте веры.

Самое прекрасное, чудное пророчество Ветхого Завета о Христе развенчивают злобные критики, и если не достигают цели подрыва веры, то возбуждают к себе свирепый гнев и проклятья, возмущающие мир души, и читающие даже оживляют их бред, а проклинающие их не могут иметь молитву и умиление.

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт