Духовный дневник архимандрита Тихона (Баляева)

Духовный дневник последнего наместника Данилова монастыря в 1920-е годы архимандрита Тихона - пример аскетического творчества исповедника и пастыря периода гонений XX века. Публикация включает краткое жизнеописание архимандрита Тихона и рассказ о его духовном сыне, С.В. Чибисове, сохранившем рукопись после смерти о. Тихона.

Жизнеописание архимандрита Тихона

Архимандрит Тихон (Сергей Георгиевич Баляев) родился в 1895 г. в городе Симбирске. Отец его, протоиерей Георгий, служил в храме святого Иоанна Златоуста. По окончании Симбирской Духовной семинарии в 1914 г. Сергей Баляев поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1918 г. Затем работал домашним учителем, переписчиком-машинистом военкомата в г. Ачинске Красноярского края, делопроизводителем Отделения снабжения Енисейского округа в г. Ачинске, несколько месяцев - помощником секретаря Нарсуда 26 участка г. Ачинска. В 1923 году переехал в Ульяновск, где в течение года работал делопроизводителем УОНО. С 1925 года - послушник Московского Данилова монастыря. В 1928 году был рукоположен в иеродиакона, в 1929 - в иеромонаха.

После ареста наместника архимандрита Стефана (Сафонова) осенью 1929 года иеромонах Тихон был выбран братией на должность наместника Данилова монастыря. Настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) в то время находился в ссылке, вероятно, в г. Орске Оренбургской губернии, однако руководил жизнью братии через своих наместников, и ничто в обители не совершалось без его благословения. Для утверждения в должности наместника о. Тихон поехал к нему в ссылку, где Владыка Феодор и возвел 34-летнего иеромонаха Тихона в сан архимандрита. Прихожане Данилова монастыря вспоминали, что после встречи с архиепископом Феодором о. Тихон вернулся скорбным.

Архимандрит Тихон (Баляев)Отец Тихон был всегда серьезным, сосредоточенным, в жизни был аскетом, стремился строго следовать святоотеческому учению, о чем свидетельствует и его духовный дневник более поздних лет. Он имел художественное дарование, был хорошим скульптором. В музее Данилова монастыря хранится несколько его работ.

По воспомининям прихожан, 24 сентября 1930 года, во время всенощной накануне празднования преподобному Сергию Радонежскому, архимандрит Тихон возглавил перенесение мощей благоверного князя Даниила из храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Покровского, как именовали его власти) в приходскую церковь Воскресения Словущего. Вскоре затем у даниловской общины были отобраны ключи от последнего действующего монастырского храма, а наместника о. Тихона арестовали. После трехнедельного тюремного заключения он был сослан в Уфу. Жил здесь в землянке.

Перед войной о.Тихон проживал в г. Верее под Москвой. В 1937 году власти, видимо, не смогли его найти, хотя знали о его связях с даниловской братией и архиепископом Феодором, осужденными по делу об «Иноческом братстве князя Даниила».

В начале войны вместе с архимандритом Данилова монастыря и своим соучеником по Московской Духовной Академии о. Серафимом (Климковым) о. Тихон поехал на его родину, во Львов, и до окончания войны оставался на Западной Украине. В 1945 году вернулся в Россию и поступил в Глинскую пустынь. В одном из писем о. Тихон рассказывает, что однажды (еще до поступления в Глинскую пустынь) он тяжело заболел и был близок к смерти. Тогда он дал обет Богу, если Господь сохранит ему жизнь, остальное время жизни посвятить уединению и покаянию. Этот обет он по мере сил и исполнил. Из Глинской пустыни о. Тихон, как он сообщает в том же письме, должен был уехать по болезни ног. Его пригласили на жительство монахини из Харькова, посещавшие Глинскую пустынь. Здесь, в Харькове, при женской монашеской общине, о. Тихон и провел в полузатворе последние годы своей жизни. К этому времени относится публикуемый духовный дневник. Осиротевшие даниловские прихожане вскоре узнали о его местопребывании и наладили с ним связь, хотя о. Тихон весьма ограничивал общение, боясь нарушить свое уединение и злоупотребить гостеприимством тех, кто принял его ради Бога. Те, кому посчастливилось знать его в эти годы, почитали его как истинного подвижника и молитвенника.

Умер о. Тихон 11 июля 1952 года. Похоронен в Харькове на кладбище Залютино. За его могилой ухаживает сестричество при церкви в честь иконы Божией Матери Озерянской, что на Холодной горе.

Публикуемый ниже духовный дневник передан в Данилов монастырь схимонахиней Анной (Тепляковой) († 2006), которая, в свою очередь, получила его от духовного сына о. Тихона С.В. Чибисова.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Клуб «Пилигримия» Данилова монастыря принял участие в акции «Белый цветок»
    20 июля 2019 года в Москве на территории музея-заповедника «Коломенское» состоялся творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле». В рамках данного крупнейшего межрегионального фестиваля была представлена благотворительная акция «Белый цветок»
  • «Нужно помнить историю своей страны»

    21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилЛитургию в Борисоглебском мужском монастыре г. Торжка Тверской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

  • Страна «Пилигримия» и ее жители
    Известно, что христианским воспитанием человека необходимо начинать заниматься с первых дней его жизни, а может быть, даже и раньше. К сожалению, в наше непростое время у родителей зачастую не хватает на это ни времени, ни сил, так как они вынуждены решать вопросы выживания семьи.
  • Первая христианка Руси

    В этом месяце с разницей в четыре дня мы отмечаем день памяти равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси (28 июля), и день памяти равноапостольной великой княгини Ольги (24 июля), бабушки великого князя, сделавшего, возможно, самый важный выбор для определения исторического пути нашей страны.

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт