Боговоплощение и достоинство Богоматери. По данным литургического богословия

Глава из книги епископа Вениамина (Милова) "Чтения по литургическому богословию".

Предисловие

Литургические умозрения о Боговоплощении с пре­дельной ясностью приближают эту величайшую тайну богословия кff разумному христианскому пониманию.

Характерную особенность их словесной формы, со­ставляют: лаконизм выражения, преизобильное богат­ство и глубина идейного смысла и яркость изобрази­тельности. У творцов богослужебных песней и молитв превосходно совмещаются важность мысли с соответ­ствующей фразеологией.

Необходимость логически объединять разрознен­ный материал, извлеченный из богослужебных книг, невольно заставляет нас местами допускать незначи­тельные перефразы оригинального святоотеческого текста с незначительным изменением общего стиля.

В речи о Боговоплощении святые богословы-литургисты отмечают беспримерное самоуничижение Сы­на Божия, принявшего человеческое естество от Пре­святой Девы Марии, и содействие при этом Лиц Святой Троицы. Тайна Боговоплощения выступает у литургистов на фоне ветхозаветных прообразов и пророчеств. Момент зачатия Богоматерью Сына Божия приурочивается к слышанию Его архангельского Благовещения. Исключительно духовное устроение Пресвятой Девы, материнское отношение к воплотившемуся Сыну Божию и беспримерная богоподобная христоподражательная любовь к грешному человеческому роду объясня­ют единственное по высоте почитание Ее во вселен­ской христианской Церкви.

В изложении литургического материала, после общих замечаний о Боговоплощении, мы сопоставим ветхозаветные предречения в нем с новозаветным ис­полнением и кратко отметим последствия данного сотериологического акта для падшего человеческого естества и возвеличения достоинства Богоматери.

Литургическое учение о Боговоплощении и достоинстве Богоматери

Промышляя об обновлении падшего человека, Без­начальный Сын Божий в Своем воплощении от Пресвя­той Девы Марии благоволил принять начало, быть ви­димым при Божественной неописуемости. Ради нас Он - Полный - истощевается[1].

Богоневеста была Богу Слову как бы избранной одеждой, так как Он из Нее принял порфиру Божества - плоть[2].

Непостижим образ Христова рождения. Но где хо­чет Бог, там побеждается естественный порядок[3]. Да­же бесплотные ангелы не уразумели, как Господь во­плотился от Богородицы[4]. Все народы, признавая Богочеловеком Сына Божия, называют и Божию Матерь Богородицею[5], отверзшей людям двери света для зре­ния пресветлых лучей Божества[6].

Пресвятая Дева Мария - истинная и сущая Бого­родица. Ее зачатие бессеменно, рождение нетленно, так как родившийся от Нее явно Бог[7], Сын Божий, определивший Еве родить детей в печалях, показался миру Сыном Богородицы[8]. Чрез Нее Он, Солнце прав­ды, явился омраченным страстями и безблагодатным людям, созданным по Его образу, чтобы их просве­тить и спасти[9]. Сын Божий возлюбил Пресвятую Деву, как добрую, непорочную и запечатленную девством[10] и вследствие Ее премногой чистоты удостоил Ее быть Богосыновним жилищем[11].

О рождении Господа Иисуса Христа Пресвятой Девой еще в ветхозаветное время существовали мно­гочисленные предуказания в прообразах и пророчест­вах. Церковно-литургическая письменность отразила все главные библейские свидетельства о Боговоплощении. Так как они рассыпаны по страницам богослу­жебных книг бессистемно, то мы приведем их в поряд­ке следования библейских книг и с соответствующими толкованиями церковных песнопевцев.

Из книги Бытия известно, что неизменное Божие Слово сотворило землю бессеменно живым садом, не бывшим прежде на земле. Подобно этому Божия Ма­терь, как райская святая земля, без семени рождает и возращает прекрасный колос - Христа[12]. Деву Марию мы знаем как невозделанное поле, прекрасный рай[13] и древо жизни. Она уморила Своим плодом льстивого змия[14].

Родившая Примирителя грешных с Небесным От­цом поистине может быть названа "Голубицей в руке Ноя, носящей масличную ветвь"[15].

Сошествие Сына Божия во чрево Божией Матери прообразовано лествицей Иакова (Быт. 28,17). Некогда Патриарх Иаков ночью видел эту таинственную лествицу, боголепно простертую от земли до высот неба. На верху ее стоял Бог. И Пречистая Дева Мария есть мысленная, одушевленная лествица. Она низвела свы­ше во светлости воплощенного Бога и возводит из глубины зла к небесной высоте и Богу верующих во Христа людей[16].

Ношение Богоматерью Богомладенца Иисуса во чреве без опаления огнем Его Божества прообразова­но было так называемой "неопалимой купиной", виден­ной некогда пророком Моисеем в Хориве (Исх. 3.3). Не­опалимая купина - это то же, что терновый куст, пред очами Моисея горевший и не сгоравший. Он, по мысли церковных песнопевцев, есть живой прообраз воплоще­ния Сына Божия от Девы. Подобно тому, как купина горела нетленно и не сгорела, так Дева Мария родила и пребыла Девою. Вещественные же ложесна Ее при этом не опалились Божественным огнем[17].

Образ Неискусобрачной Невесты некогда начертался и в Чермном море. Шествие Израиля по чудесно обнажившейся глубине морского дна без омочения ног и прежняя непроходимость моря по переходе его евре­ями прообразовали бессеменное рождение Девою Хри­ста и нетление Ее девства по рождестве Христовом[18].

Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежно­сти: Ковчег Завета, очистилище, стамна с манной, жезл Ааронов прозябший, трапеза предложения, семисвечник, миро помазания и золотая кадильница также тесно связываются в литургических творениях с лич­ностью Пресвятой Девы.

Именно Она, всесвятая, Богосозданная и свето­носная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его, великого Архиерея[19], была первообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа[20]. Устроен­ный Моисеем ковчег хранил в себе скрижали закона, стамну с манной и процветший Ааронов жезл. Точно также Матерь Божия, в период чревоношения Христа, хранила в Себе Богописанные скрижали Нового Заве­та - Само Божие Слово. Чрево Ее было кивотом, со­державшим воплощенного Законоположителя[21]. Ковчег Завета был обложен золотом. И Божию Матерь как бы позлатил Святой Дух Своими озарениями[22].

Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе Манну Христова Божества, нетленную и пренебесную[23]. Крышка ковчега Завета называлась у Израиля очистилищем. Поскольку в Божией Матери грешники находят примирение с Богом и прощение от Него гре­хов, то собственно Она - подлинное, теплое очистилище верующих[24].

Ааронов жезл, процветший без напоения, предзна­меновал Пресвятую Деву в том смысле, что Она безмужно и бессеменно родила Цвет Божества, воплощен­ного Сына Божия[25].

Принадлежности скинии - семисвечник, трапеза предложения, кадильница и миро помазания, по мысли церковных песнопевцев, представляют ни что иное, как символы то сияния Приснодевы семью дарами Святого Ду­ха, то символы чревоношения Ею хлеба жизни и не­вещественного Угля - Христа, то Ее молитвы за мир и благоухания в Ней благодати[26]. Вселившийся в Приснодеву неприступный Свет на все века показал Ее про­светительной и златозарной Свечой и Христовым бла­гоуханием[27].

Евреи, странствуя по пустыне, были водимы огнен­ными и облачным столпами, двигающимися впереди их. В новозаветный период жизни огненный и облачный столп христиан - Нового Израиля - по толкованию литургического богословия - есть Божия Матерь. Она путеводит христиан к небесной земле обетования во время их странствования по пустыне прельщения[28].

О благодати Божией Матери повествует камень, из которого Моисей источил воду[29] и Гедеоново руно. Оцеживая руно, Гедеон принес полное ведро воды после схождения на него росы. И в ложесна Чистой, как роса на руно, без шума сошел Сущий - Премуд­рость Безначального Отца, Отчее Слово, - воплотившись Духом. Богоматерь же носила во чреве Бога Слова, как руно росу[30].

Применяя ветхозаветные пророчества к лицу Пре­святой Девы Марии, послужившей тайне Боговоплощения, церковные песнопевцы называют Ее "Иаковлевой Звездой"[31] и "красотой, избранной из всех родов"[32], "одушевленным городом всеми Царствующего"[33], "Солнцем селения Христова"[34] и "тучной увлаженной Духом горой, в которую благоволил вселиться Едино­родный Сын Божий"[35].

Для пророка Давида Божия Матерь была предме­том многих славословий, которые он воспевал под аккомпанемент свирели, псалтири и гуслей[36]. Бого-духновенный Псалмопевец в благодатном озарении про­рочествует о молениях Богородительнице христиан, стяжавших богатство благодати[37], называет Ее Своею дочерью[38] и предрекает, что воплотившийся от Нее Сын Божий просветит Ее зарею Духа. Давиду с откры­тым пророчески оком видно вдали грядущих веков, как Богоматерь на небе сияет Своей позлащенной ризой, и поставляется одесную Сына Божия в украшении зо­лотых риз, или добродетелей[39]. Пророк Давид вдохно­венно сравнивает Ее с горою Сион, преславною в роды родов, на которую сходит Аермонская роса - Христос[40], по его образному выражению, Святая Богородица как финикова пальма процветает и как кедр умножает плодоношение в небесном Ливане и в Церкви на земле[41].

Премудрый Соломон пророчески именовал Пресвя­тую Деву затворенным садом, источником, запечатан­ным Святым Духом[42], и Невестой с Ливана[43], каплющей благовонное миро - Христа[44]. Пресвятая Отчая Не­веста, по Соломону, украшена золотыми монистами приснодевства и благодати[45]. Пречистый Жених нашел Ее, как розу среди терновника, как чистый цветок в долинах жизни[46]. Дух же Святой говорит Богоневесте устами Соломона: "Приди, Моя ближняя", указывая на Ее материнское дерзновение пред Богом, красоту не­порочности и Божественное избрание в Матерь Сы­ну Божию[47].

В книге Песнь Песней Пресвятая Дева называет­ся еще восходящей от пустыни и одром, на котором опочил воплощенный Бог. Одр окружают, по Соломону, шестьдесят сильных - то есть слова Божественного Писания[48].

Возглашение Святого Духа: "кто эта, ныне восходящая от пустыни", относится к славному восхождению Пре­святой Богородицы на небо после Успения[49].

В речах великого пророка Исаии ясно отмечается рождение Христа Девою и Ее приснодевство после Рождества[50]. От Чистой Девы - жезла из корня Иессеева, - пророчествует Исаия, - произрастет неувяда­емый цвет жизни - Христос. Он родится от девствен­ного чрева подобно тому, как дождь выпадает из обла­ка, и будет опочивать на руках Богоматери, как на легком облаке (Ис. 7,14; 11,1)[51].

Во время бегства святого семейства в Египет от Иро­да, Господь Спаситель действительно, как на облаке, опочивал на руках Пречистой Матери. Для верующих во Христа, Божия Матерь является также облаком мысленного присносущного света. Она непрестанно осеняет их благодатию и разгоняет в их сердцах тьму прельщения (Ис. 19,1)[52].

У пророка Исаии встречаются и другие именова­ния Приснодевы Марии, как носительницы во чреве Бога Слова. Так, Она называется огневидным престо­лом Бога Вседержителя, на котором Господь воссел, как Человек[53] и Запечатленной Книгой, тайны которой никто из смертных не разумеет[54].

В Божией Матери Отчим перстом, то есть Святым Ду­хом, непостижимо написалось Слово Отчее, написующее спасаемых в Книге жизни[55]. На основании виде­ния пророка Исаии, Пречистая в литургическом бо­гословии уподобляется также пламенноносным клещам, несказанно принявшим Божественный Уголь. Это срав­нение вытекает из тех соображений, что воплотивший­ся из Девы Христос - Божественный Угль - не опалил Ее, но лишь просветил[56].

В видениях пророка Иезекииля Божия Матерь со­зерцается под образами херувимской колесницы Сло­ва, всеблагословенной и светоносной[57], и непроходи­мой двери, смотрящей в Едеме на восток (Иез. 44, 1-2). Этой дверью, по свидетельству пророка, никто из людей не прошел, кроме одного Бога Слова. Божия Матерь есть подлинно восток мысленного солнца на западах падшего человеческого естества, дверь мысленного востока, явившегося с неба и вра­тами умного света, то есть Господа Спасителя. Вопло­тившийся Господь прошел чрез непроходимые, заклю­ченные врата Приснодевы, и они остались затворен­ными[58].

Церковные песнопевцы усматривают таинство Рождества Христова, между прочим, и в факте невредимого пребывания трех благочестивых отроков в рас­каленной вавилонской печи. Их не опалил седмикратно разженный огонь. Подобным образом нестерпимый Бо­жественный Огонь своим вселением в ложесна Присно­девы не опалил их, но сохранил невредимыми[59].

Пророк Даниил провидел Христово воплощение от Девы под образом несекомой горы (Дан. 2, 34), от ко­торой, без помощи человеческих рук, отсекся камень, ударил в истукан, стоявший перед горой, и разбил его. Несекомая гора есть Приснодева Богородица, от Нее отсекся без помощи рук, или девственно родился, честной Краеугольный камень Христос и разбил де­монские капища с находившимися в них идолами[60].

Созерцанию пророка Аввакума таинство воплоще­ния Сына Божия от Приснодевы Марии предносится в виде таинственной горы, приосененной лесной чащей. Из чащи или заросли леса приходит Святой Бог. Мыс­ленная Божия гора, по толкованию церковных песно­певцев, есть Пресвятая Богородица, орошенная Духом и приосененная добродетелями. Из Нее пришел Христос Господь рождением. Возросши, Он Своею добродете­лью покрыл небеса и спас от гибели падший челове­ческий род[61].

Таковы церковно-литургические ссылки на ветхо­заветные подобия, прообразы и пророчества о бессе­менном Христовом Боговоплощении.

Переходя к событиям Нового Завета, литургичес­кое богословие описывает, прежде всего, тайну зача­тия Приснодевою Мариею Христа Спасителя.

Господь благоволил зачаться плотски во чреве Ее во время Благовещения Архангела Гавриила. Бесплотный Архистратиг, тайно в разуме приняв повеленное Богом слово к Деве, со тщанием, то есть с опасливостью, как бы Ее не смутить, предстал пред Нею в доме Иосифа Обручника. После известного из Евангелия приветствия, он возвестил Ей Божие изво­ление о бессеменном зачатии от Нее Сына Божия. "В Тебе, Неискусобрачная, - как бы так говорил Де­ве Архангел, - неизменно вмещается Сам прекло­нивший промышлением небеса. Видя Его, принявшего образ Раба в Твоих ложеснах, я с ужасом побуждаюсь восклицать Тебе: "Радуйся, Невеста Неневестная"[62]. Пречистая, слыша Архангельское приветствие, не усумнилась в истине благовещения, как некогда жена Авраама Сарра в своем шатре, но говорила: "Вот, Я раба Господня. Да будет Мне по Твоему слову"[63]. С вещанием Деве воли Божией Архистратигом Господь, Владыка всех, и воплотился в Ней - святом Кивоте[64].

Святой Дух по благоволению Отчему Своим наитием соделал Пресвятую Деву пречистым храмом Сыну Вышнего, оживотворил Ее плоть и душу и дал Ей си­лу плотски нетленно зачать Безначальное Слово, Бо­жественно рожденное от Отца прежде веков. При наи­тии Святого Духа на Деву Марию непричастный образу Сын Божий, сошед в освященную девическую утробу, приединил Себе человеческое естество в Деве и осуществовал Себя по нашему образу, не преложившись Божеством[66].

Ввиду этого Пресвятая Дева есть истинно Божия Невеста. Она нетленно восприяла славу Духа Божия и безстрастное вхождение в Свое естество невидимого Сына Божия, Который, воплощаясь, отверз врата Ее естества[67], Она богомужно зачала Эммануила, сугубо естеством[68].

Какое перед нами неисследимое самоопустошение Сына Божия! По благоволению Отца и Духа и Своему изволению, Он, сущий в невещественных Отчих недрах, вселяется во чрево Девы и здесь плотски созидает­ся[69] ради человеческого спасения. В девятимесячный период чревоношения Господа Спасителя Божия Ма­терь носила в Себе Того, на Кого не могут взирать Серафимы[70] и неневестно вместила Невместимое Слово[71].

Безлетный Сын Ее, находясь в матерних недрах, не отступал в то же время от седения в недрах Отчих, как Вездесущий[72].

Чрево Богоматери было пространной палатой Царя и Бога[73], освященной Церковью[74], Его не опалил Огнь Божества[75]. В нем, обложенный человеческим образом Девы, неописанно восседал Седящий в недрах Отчих, Новый Адам, ради спасения ветхого Адама и его по­томства[76]. Он взял плоть от Пречистой утробы Девы, чтобы ее свыше наздать и очистить от первородной порчи[77].

По прошествии естественного срока чревоношения Божия Матерь безболезненно родила Спасителя - бесплотного Бога, обложенного плотью, прозрачную струю бессмертия и жизнь вечную[78].

Как не изумляться безмужному рождению Христо­ву от Пречистой Девы! Всенепорочная, не утратив девической славы, обогатилась материнской честью[79], по страшном рождении Господа сохранилась чистой Девой[80], родила безмужно предвечно Родившегося от Отца без матери[81]. Потому Она Дева до рождества, Дева в рождестве и Дева по рождестве[82]. Из Нее, как бы из невспаханной борозды, изник колос жизни[83] - Христос Господь. Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Пресвятой Девы, и при исшествии из чрева сохранил целыми знаки Ее девства[84].

Рожденный Пречистою Богомладенец, древнейший Адама, уневестил Себе плоть, торжественно примирив в Своем Лице два естества - Божеское и чело­веческое. Естества соединились в Нем неслитно и без разделения на два лица[85]. Спаситель соединил в одном Своем Лице два естества, две воли и два хотения[86]. Он - Бог плотоносец и пресущественный Человек, но­ситель естеств - человеческого и невещественного Божественного. Божией Матерью человеческое суще­ство присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она - вместилище соединения Бога с человеком, светлей­шее золота. Чрез Нее Бог явился на земле и, как Че­ловек, беседовал с людьми[88].

На Своих объятиях Богоматерь носила Сына - Недремлющее Око, Который, несказанно, весь - в От­чих недрах, весь - с ангелами и весь - с людьми, от Своих сосцов питала Питателя мира[89].

Изложенные литургические мысли ярко показыва­ют, насколько исключительно высоко достоинство Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. В Ее Лице явилось на земле как бы небо, светлейшее и большее вышнего надземного неба. Через Нее отверзлось чело­вечеству Небесное Царство и стала доступна людям жизнь в общении с ангелами. Верующих во Христа Она воззывает в рай, облекает в нетление благодатию и отверзает им врата Божией милости.

 

Публикуется по изд.: Епископ Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977, гл. 8.



[1] Октоих, ч. I, 1 глас, вторн. повечерие, канон Божией Матери, 1 тропарь 3 песни.

[2] 0кт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 6 п.

[3] Окт. II, 7 гл., субб. вечера, догматик на "и ныне".

[4] Окт. II, 5 гл., нед. утра, 1 хвалитная стихира.

[5] Окт. I, 3 гл., нед. полунощница, канон Св. Троице, Богородичен седальна по 3 п.

[6] Там же, Богородичен 6 п.

[7] О. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 4 тр. 3 п.

[8] О. I, 1 гл., понед. повечерие, канон Б. М., 2 тр. 3 п.

[9] О. II, 5 гл., субб. вел. вечерня, 5 стиховная стихира.

[10] Окт. I, 5 гл., нед. утра, кан. Б. М., 3 тр. 5 п.

[11] Служба Успению, 2 и 3 стихиры на литии.

[12] Окт. II, 5 гл., четв. повечер., канон Б. М., 1 тр. 3 п.; 7 гл., пяток утра, канон Б. М., 2 тр. 3 п.

[13] Окт. I, 3 гл., пяток утра, канон Кресту, Богородичен 5 п.; 1 гл., среда повечер., канон Б. М., 2 тр. 7 п.

[14] Окт. I, 1 гл., нед. утра, канон Воскресный, Богородичен 4 п.; понед. повечер., канон Б. М., 2 тр. 6 п.

[15] Акафист Успению, 5 икос.

[16] Окт. I, 2 гл., понед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 4 п.; Окт. II, 6 гл., среда утра, канон Кресту, Богородичен 8 п.; 8 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 3 п.; Три­одь Постная, нед. Мытаря и Фарисея, канон, Богородичен 7 п.; среда 3 седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, ирмос 9 п.

[17] Окт. I, 1 гл., понед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.; нед. утра, канон Воскресный, Богородичен 3 п.; 2 гл., субб. вечера, догматик на "и ныне"; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 7 п.; Триодь Цветная, нед. 5 по Пасхе утра, 3 канон, Богородичен 4 п.

[18] Окт. II, 5 гл., субб. вечера, догматик на "и ныне".

[19] Окт. I, 2 гл., нед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 8 п.; Окт. II, 5 гл., среда повечер., канон Б. М., 1 тр. 1 п.; 7 гл., пяток утра, канон Б. М., 1 тр. 3 п.; Триодь Постная, 5 седм. Вел. Поста, вторн. утра, Богородичен седальна по 2 стихословии.

[20] Окт. I, 2 гл., нед. повечер., канон Б. М., 2 тр. 8 п.

[21] Окт. I, 2 гл., понед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.; Окт. II, 7 гл., пяток утра, канон Б. М., 3 тр. 6 п.; 8 гл., среда повечер., канон Б. М., 1 тр. 4 п.

[22] Окт. I, 4 гл., вторн. утра, канон Господу, Бо­городичен 1 п.; Окт. II, 8 гл., субб. вечера, 9 стихира на Господи воззвах.

[23] Триодь Постная, субб. Сырная, канон, Богородичен 4 п.; Окт. I, 3 гл., нед. повечер., канон Б. М., 3 тр. 4 п.; Окт. II, 7 гл., среда утра, канон Б. М., 4 тр. 3 п.

[24] Триодь Постная, среда 1 седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богородичен 9 п.

[25] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 4 тр. 8 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 3 п.; Окт. II, 5 гл., нед. полунощн., канон Св. Троице, Богородичен 7 п.

[26] Окт. I, 1 гл., понед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 6 п.; 4 гл., понед. утра, канон Господу, Богородичен 5 п.; Окт. II, 8 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 8 п.; Триодь Постная, субб. Акафиста, канон, 5 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 3 п.; Триодь Цветная, нед. 5 по Пасхе утра, 3 канон, Богородичны 1 и 5 п.

[27] Окт. II, 8 гл., нед. утра, канон Б. М., 3 тр. 8 п.

[28] Триодь Постная, субб. Акафиста, канон, 3 тр. 9 п.; Окт. II, 5 гл., вторн. утра, 2 канон, 4 тр. 1 п.; четв. повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.

[29] Триодь Цветная, пяток Светл. седм. утра, канон Б. М., 2 тр. 5 п.

[30] Окт. I, 1 гл., субб. мал. вечерня, 5 стиховная сти­хира; нед. утра, канон Б. М., 2 тр. 4 п.; 2 гл., понед. повечер., канон Б. М., 1 и 3 тр. 7 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 7 п.; Окт. II, 5 гл., нед. полунощн., канон Св. Троице, 4 тр. 1 п.; 3 гл., субб. повечер.г канон Б. М., 2 тр. 5 п.; Триодь Цветная, четв. 4 седм. по Пасхе утра, канон, Богородичен 4 п.; нед. Пятидесятницы утра, канон, Богородичен 3 п.; Триодь Постная, субб. Акафиста утра, канон, 2 тр. 6 п.

[31] Числ. 24, 17; Акафист Успению, 9 икос.

[32] Окт. I, 2 гл., понед. утра, канон Господу, Богородичен 6 п.

[33] Пс. 47; 1,3; Окт. I, 3 гл., нед. утра, канон Воскресный, Богородичен 3 п.

[34] Акафист Успению, икос 9.

[35] Oкт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 3 тр. 4 п.; Окт. II, 8 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 7 п.

[36] Акафист Успению, икос 5.

[37] О. II, 8 гл., среда повечер., канон Б. М., 3 тр. 7 п.

[38] О. I, 3 гл., нед. повечер., канон Б. М., 1 тр. 1 п.

[39] Пс. 44; 13,14; Окт. I, 1 гл., среда повечер., седален по 6 п., 2 тр. 7 п.; 4 гл., понед. утра, канон Бесплотным, 4 тр. 4 п.; Окт. II, 5 гл., нед. утра, канон Б. М., 3 тр. 9 п.; 6 гл., нед. утра, канон Б. М., 1 тр. 8 п.

[40] Окт. I, 4 гл., среда повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.; Окт. II, 8 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 3 п.; нед. утра, канон Воскресный, Богородичен 1 п.

[41] Акафист Успению, икос 7.

[42] Окт. II., 8 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 9 п.

[43] Окт. II, 5 гл., субб. повечер., канон Б. М., 3 тр. 5 п.

[44] Окт. I, 3 гл., среда утра, канон Б. М., Богородичен 4 п.; среда повечер., канон Б. М., 3 тр. 5 п.; Окт. II, 8 гл., понед. утра, канон Безплотным, Богородичен 5 п.

[45] Окт. II, субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 4 п.

[46] Окт. II, 8 гл., вторн. утра, канон Господу, Богородичен 8 п.; пяток утра, канон Б. М., 2 тр. 7 п.; 7 гл., нед. утра, канон Б. М., 3 тр. 5 п.

[47] Окт. II, 5 гл., нед. повечер., канон Б. М., 4 тр. 5 п., 4 тр. 8 п.; вторн. повечер., канон Б. М., 2 тр. 8 п., 3 тр. 8 п.

[48] Окт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.

[49] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 4 п.; Похвалы, Вел. вечерн. на Иерусалим. последов., 6 стихира на Господи воззвах.

[50] Окт. I, 1 гл., субб. вечера, стиховная стихира на "и ныне".

[51] Окт. I, 5 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.; нед. утра, канон Б. М., 1 тр. 3 п., Богородичен 6 п.

[52] Окт. I, 1 гл., субб. мал. вечерня, 4 стихира на Гос­поди воззвах; нед. утра, канон Б. М., 1 тр. 3 п.; 2 гл., понед. утра, Богородичен седальна по 2 стихосл.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 3 тр. 5 п.; Триодь Постная, субб. Акафиста утра, канон, 4 тр. 6 п.; Триодь Цветная, 3 седм. по Пасхе утра, Богородичен 8 п.; Окт. II, 5 гл., нед. утра, канон Б. М., 2 тр. 5 п.

[53] Окт. I, 2 гл., понед. повечер., канон Б. М., 2 тр. 5 п.; вторн. утра, Богородичен седальна по 3 стихосл.; Триодь Цветная, нед. 5 по Пасхе утра, 3 канон, Богородичен 1 п.; Окт. I, 3 гл., пяток повечер., канон Б. М., 2 тр. 8 п.

[54] Триодь Цветная, субб. перед 6 нед. по Пасхе, мал. вечерня, 2 стиховная стихира.

[55] Триодь Цветная, субб. Акафиста утра, канон, 4 тр. 7 п.; Окт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 9 п.; Окт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М.,2 тр. 9 п.; понед. утра, блаженны, 6 стих.

[56] Триодь Цветная, нед. 5 по Пасхе, 3 канон, Богородичен 8 п.; Окт. I, 2 гл., вторн. утра, канон Гос­поду, Богородичен 1 п.; 3 гл., четв. утра, канон Апосто­лам, Богородичен 8 п.; пяток утра, канон Кресту, Богородичен 4 п.

[57] Триодь Постная, субб. Акафиста утра, канон, 3 тр. 5 п.; Триодь Цветная, нед. Пятидесятницы утра, канон, Богородичен 3 п.

[58] Триодь Постная, понед. Сырный утра, Трипеснец, ирмос 9 п.; Окт. I, 2 гл., нед. утра, канон Б. М., 3 тр. 1 п.; Окт. II, 5 гл., субб. мал. вечерня, 5 стиховная сти­хира; нед. полунощн., канон Св. Троице, 4 тр. 5 п.; 7 гл., субб. мал. вечерня, 2 стиховная стихира.

[59] Триодь Постная, субб. Акафиста утра, канон, 2 тр. 8 п.; Триодь Цветная, нед. 7 по Пасхе утра, 3 канон, Богородичен 7 п.; нед. Пятидесятницы, повечерие, канон, Богородичен 7 п.; Окт. I, 2 гл., четв. повечер., канон Б. М., 1 тр. 7 п.

[60] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 5 п.; 2 гл., нед. повечер., канон Б. М., 3 тр. 8 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 2 тр. 4 п.; Окт. II, 5 гл., субб. мал. вечерня, 5 стиховная стихира; 6 гл., нед. утра, канон Б. М., 3 тр. 3 п.

[61] Окт. I, 1 гл., понед. повечер., канон Б. М., 3 тр. 4 п.; 2 гл., субб. утра, канон мученикам, 6 тр. 4 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 4 п.; Триодь Постная, субб. Акафиста утра, канон, 1 тр. 4 п.; Три­одь Цветная, нед. 5 по Пасхе утра, 3 канон, Богородичен 4 п.

[62] Окт. I, 8 гл., понед. утра, Богородичен седальна по 1 стихосл.

[63] Триодь Постная, вторн. седм. Ваий утра, Богородичен седальна 1 стихосл.

[64] Окт. I, 1 гл., субб. вечера, Богородичен воскр. тропаря.

[66] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 4 тр. 4 п.; 3 гл., нед. утра, канон воскр., Богородичен 1 п.; канон крестовоскр., 1 тр. 6 п.; Триодь Цветная, субб. 4 нед. по Пасхе утра, канон, Богородичен 6 п.; субб. седм. Пятидесятницы, четверопеснец, Богородичен 7 песни.

[67] Окт. I, 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 3 тр. 9 п.; Окт. II, 8 гл., пяток утра, канон Б. М., 2 тр. 4 п.

[68] Окт. II, 7 гл., пяток утра, канон Б. М., 1 и 2 тр. 6 п.; Триодь Цветная, субб. пред 3 нед. по Пасхе, мал. вечерня, стихира на Господи воззвах, на "и ныне".

[69] Окт. II, 8 гл., субб. мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; нед. утра, канон крестовоскр., Богородичен 7 п.

[70] Триодь Цветная, 5 седм. Вел. Поста утра, Богородичен седальна по 3 стихосл.

[71] Триодь Цветная, среда 4 седм. по Пасхе утра, 2 канон, Богородичен 7 п.

[72] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 6 п.

[73] Окт. II, 5 гл., нед. повечер., канон Б. М., 2 тр. 4 п.

[74] Окт.II, 5 гл., вторн. повечер., канон Б. М., 2 тр. 4 п.

[75] Окт. I, 4 гл., нед. утра, канон воскр., Богородичен. 8 п.; Богородичен 6 п.

[76] Окт. II, 6 гл., нед. утра, канон Б. М., 1 тр. 7 п.

[77] Там же, 2 тр. 8 п.

[78] Окт. II, 5 гл., нед. утра, канон Б. М., 2 тр. 9 п., 3 тр. 8 п.; нед. повечер., канон Б. М., 3 тр. 7 п.

[79] Окт. II, 5 гл., четв. повечер., канон Б. М., 2 тр. 5 п.

[80] Триодь Цветная, нед. 5 по Пасхе утра, канон, Богородичен 7 п.

[81] Окт. I, 3 гл., субб. вечера, догматик на "и ныне".

[82] Окт. II, 7 гл., субб. вечера, Богородичен по воскр. тропаре 7 гл.

[83] 0кт. I, 4 гл., нед. утра, канон крестовоскр., 3 тр. 3 п.

[84] Окт. II, 5 гл., нед. утра, канон крестовоскр., Богородичен 4 п.; канон Б. М., 4 тр. 7 п., 1 тр. 9 п.; Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 7 п.

[85] Окт. I, 1 гл., субб. повечер., канон Б. М., 4 тр. 3 п.; субб. мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; Окт. II, 6 гл., субб. вечера, догматик на "и ныне".

[86] Окт. I, субб. утра, хвалитная стихира на "и ны­не"; нед. утра, канон воскр., Богородичен 8 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 1 тр. 1 п., 4 тр. 8 п.

[88] Окт. I, 4 гл., нед. утра, канон Б. М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; 3 гл., субб. повечер., канон Б. М., 3 тр. 6 п.

[89] Триодь Цветная, 4 нед. по Пасхе утра, канон Богородичен 4 и 6 тр. и Богородичен 7 п.; Окт. II, 7 гл., пяток утра, 4 стиховная стихира на "и ныне".

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт